город Воронеж |
|
09 января 2019 г. |
Дело N А35-39/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Малиной Е.В.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение арбитражного суда Курской области от 18.10.2018 по делу N А35-39/2018 (судья Суходольская Н.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой Дом" (ИНН 4632201630, ОГРН 1154632003085) к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании незаконными и отмене предписаний, распоряжения (приказа) о проведении внеплановой выездной проверки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмера спора: товарищество собственников жилья "Чернышевского 72" (ОГРН 1144632007211, ИНН 4632191727),
при участии в судебном заседании:
от Государственной жилищной инспекции Курской области: Демина Е.В., представитель по доверенности от 28.08.2018 N 01-26/31;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой Дом" - представители не явились, надлежаще извещено;
от товарищества собственников жилья "Чернышевского 72" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой Дом" (далее - общество "Управляющая компания Жилой Дом", общество, управляющая организация) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - государственная жилищная инспекция, инспекция, уполномоченный орган) о признании недействительными распоряжения (приказа) от 28.09.2017 N 4112 о проведении внеплановой выездной проверки, предписания от 03.10.2017 N 4112, и об обязании отменить указанные ненормативные правовые акты.
Данное заявление было принято арбитражным судом к своему производству определением от 12.02.2018 за номером А35-39/2018.
Определением от 03.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Чернышевского 72" (далее - товарищество "Чернышевского 72", товарищество собственников жилья, третье лицо).
Кроме того, общество "Управляющая компания Жилой Дом" обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к государственной жилищной инспекции о признании незаконным предписания от 02.07.2018 N 2152 и обязании отменить указанное предписание.
Данное заявление было принято арбитражным судом к своему производству определением от 08.08.2018 за номером А35-6606/2018.
Определением от 20.08.2018 суд области объединил в одно производство дела N N А35-39/2018 и А35-6606/2018. Делу присвоен номер А35-39/2018.
Решением арбитражного суда Курской области от 18.10.2018 заявленные обществом требования удовлетворены частично, предписание от 03.10.2017 N 4112 признано недействительным в части пунктов 1 и 2; предписание от 02.07.2018 N 2152 признано недействительным в полном объеме. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, государственная жилищная инспекция обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой, с учетом дополнений к ней от 19.12.2018, ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в части удовлетворения заявленных обществом требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, и просит принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на отсутствие законодательно закрепленной формы предписания, а также требований к его содержанию, а также на то, что характер нарушений, отраженных в спорных предписаниях, и длительность из проявления свидетельствуют о том, что для их устранения требуются работы, которые общество могло разумно предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности, что свидетельствует о том, что оспариваемые акты не изменяют характер и не увеличивают размер обязательств, возложенных на управляющую организацию в силу закона и принятых ею на себя при заключении договора управления многоквартирным жилым домом.
Также инспекция со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 указывает, что действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от инициативы жильцов по проведению общего собрания для принятия решения о проведении текущего ремонта. Управляющая организация обязана соблюдать требования законодательства, установленные в целях обеспечения условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 3.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17.02.2011 N 11), отсутствие у управляющей организации средств для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Также не является таким основанием и факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.
Не соглашаясь с выводом суда области о неясности и неисполнимости спорных предписаний, обосновываемым, в том числе, наличием в них неустановленных сокращений, инспекция ссылается на наличие соответствующих расшифровок в актах проверок, по результатам которых выданы предписания: "Пин" - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; "МП" - Минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства России от 03.04.2018 N 290, а также на то, что при проведении проверок присутствовала представитель управляющей организации Семеринова Е.Ю., не выразившая несогласия с выводами оспариваемых предписаний.
При этом уполномоченный орган указывает на назначение проверок в связи с поступившим коллективным обращение жителей дома о нарушениях, допускаемых управляющей организацией, наличие которых было подтверждено в ходе проведения проверок, а также обращает внимание на привлечение управляющей организации к административной ответственности за неисполнение оспариваемых предписаний решениями мирового судьи от 08.02.2018 по делу N 5-12/2018, от 27.03.2018 по делу N 5-234/2018.
Кроме того, инспекция полагает, что судом области были нарушены требования процессуального законодательства вследствие неразрешения ходатайства товарищества собственников жилья о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу товарищество "Чернышевского 72" возразило против доводов жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, в связи с чем просило оставить его без изменения.
При этом товарищество собственников жилья поддерживает выводы суда области о неясности формулировок оспариваемых предписаний, а также ссылается на необходимость практического подхода к разрешению вопроса о необходимости проведения ремонтных работ, в том числе с учетом фактической оплаты их проведения за счет собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Также товарищество "Чернышевского 72" указывает на отзыв в устном порядке поданного им ходатайства о вступлении в дело в качестве третьего лица, в связи с чем просит считать его отозванным.
Представители общества "Управляющая компания Жилой Дом" и товарищества "Чернышевского 72", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования общества "Управляющая компания Жилой Дом".
Общество "Управляющая компания Жилой Дом", представитель которой Гайдуков Д.Ю., присутствовавший в судебном заседании апелляционного суда 04.12.2018, заявил устное ходатайство о пересмотре обжалуемого судебного акта в полном объеме, письменно свое ходатайство не поддержало.
Третьим лицом ходатайств о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось.
В указанной связи апелляционная коллегия, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность решения арбитражного суда Курской области от 18.10.2018 лишь в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и письменном мнении третьего лица, выслушав пояснения представителя уполномоченного органа, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой инспекцией части.
Как следует из материалов дела, общество "Управляющая компания Жилой Дом" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании бессрочной лицензии от 11.06.2015 N 86. Функции по управлению многоквартирным домом 72 по улице Чернышевского города Курска общество осуществляет на основании договора от 25.06.2015 N Ч-72, что подтверждается выпиской из реестра лицензий Курской области (т.1 л.д.126).
06.09.2017 в государственную жилищную инспекцию поступило коллективное обращение жителей дома 72 по улице Чернышевского города Курска по вопросу технического состояния внутридомовых инженерных сетей в подвальном помещении дома, оконных блоков лестничных клеток подъездов дома, санитарного состояния лестничных клеток подъездов, придомовой территории, контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов.
В целях проверки указанного обращения распоряжением (приказом) заместителя начальника государственной жилищной инспекции от 28.09.2017 N 4112 было назначено проведение внеплановой выездной проверки общества "Управляющая компания Жилой Дом" по вопросам контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям законодательства, соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домов и иных задач.
Проверка подлежала проведению с 03.10.2017 по 16.10.2017, срок проверки 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 11 распоряжения в ходе проверки подлежали проведению следующие мероприятия: осмотр внутридомовых инженерных сетей в подвальном помещении дома; осмотр оконных блоков лестничных клеток подъездов дома; осмотр санитарного состояния придомовой территории, лестничных клеток подъездов, площадки для сбора твердых бытовых отходов; ознакомление с представленными документами.
Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки было получено 03.10.2017 представителем общества "Управляющая компания Жилой Дом" Семеринова Е.Ю. по доверенности от 03.09.2017 N 03/09/17, выданной сроком на полгода (л.д.59-60, 64).
По результатам проверки в присутствии представителя управляющей организации Семериновой Е.Ю. составлен акт от 03.10.2017 N 4112, в котором отражены выявленные нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно:
- нарушение пунктов 5.8.1, 5.8.3, 5.1.1, 5.1.2 и 5.3.2 постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила от 27.09.2003 N 170), а также пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.213 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке из оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень). Указанные нарушения выразились в повреждении трубопровода горячего, холодного водоснабжения, на которых установлены хомуты, в подвале дома, коррозии участков труб, пробоине трубопровода канализации во втором подъезде дома.
- нарушение пунктов 4.7.1, 4.7.2, 4.8.14 Правил от 27.09.2003 N 170 и пункта 13 Минимального перечня, выразившееся в отсутствие внутреннего остекления оконных рам лестничных клеток первого и второго подъездов с 1 по 9 этажи, третьего подъезда между 4 и 5 этажами.
- нарушение пункта 3.2.2 Правил от 27.09.2003 N 170 и пункта 23 Минимального перечня, выразившееся в неудовлетворительном санитарном состоянии лестничных клеток подъездов дома (наличие мусора).
- нарушение пункта 3.7.1 Правил от 27.09.2003 N 170 и пункта 25 Минимального перечня, выразившееся в неудовлетворительном санитарном состоянии придомовой территории (наличие бытового мусора).
Указанный акт со всеми приложениями был получен представителем общества "Управляющая компания Жилой Дом" Семериновой Е.Ю., о чем свидетельствует ее подпись.
На основании данного акта уполномоченным органом в адрес управляющей организации было выдано предписание от 03.10.2017 N 4112, в соответствии с которым обществу в срок до 10.11.2017 предписывалось:
1. выполнить ремонт трубопровода горячего, холодного водоснабжения, канализации в подвале дома;
2. установить недостающие створки оконных рам лестничных клеток дома, восстановить внутреннее остекление оконных рам;
3. привести лестничные клетки подъездов дома в надлежащее санитарное состояние, обеспечить систематическую уборку лестничных клеток;
4. привести придомовую территории дома в надлежащее санитарное состояние, обеспечить систематическую уборку территории.
Впоследствии в ходе проведения проверок исполнения указанного предписания государственной жилищной инспекцией были выявлены факты его неисполнения, зафиксированные в актах проверок от 29.11.2017 N 4787 и от 06.02.2018 N 324, составленных в присутствии руководителя общества "Управляющая компания Жилой Дом" Кулешовой И.А. и(или) его представителя Гайдукова Д.Ю., действующего на основании доверенности от 11.07.2017 N 11/07/17, выданной сроком на три года (т.3 л.д.18).
Из содержания акта проверки от 29.11.2017 N 4787 следует, что пункт 4 предписания от 03.10.2017 N 4112 управляющей организацией исполнен: придомовая территория дома приведена в надлежащее санитарное состояние, обеспечена систематическая уборка придомовой территории.
На основании указанных актов проверки уполномоченным органом в адрес управляющей организации выданы предписания от 29.11.2017 N 4787 и от 06.02.2018 N 324, которыми обществу в срок до 01.02.2018 и до 15.03.2018 соответственно предписывалось:
1. выполнить ремонт трубопровода горячего, холодного водоснабжения, канализации в подвале дома;
2. установить недостающие створки оконных рам лестничных клеток дома, восстановить внутреннее остекление оконных рам;
3. привести лестничные клетки подъездов дома в надлежащее санитарное состояние, обеспечить систематическую уборку лестничных клеток.
На основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Орехова С.Н. от 25.06.2018 N 2152 с целью проверки выполнения предписания от 06.02.2017 N 324 по адресу г. Курск, ул. Чернышевского, д.72 была вновь назначена внеплановая выездная проверка, по результатам которой в присутствии руководителя общества "Управляющая компания Жилой Дом" Кулешовой И.А. был составлен акт от 02.07.2018 N 2152 (т.3 л.д.15), из содержания которого следует исполнение соответствующего предписания лишь в части пункта 3, а именно - приведение лестничных клеток подъездов дома в надлежащее санитарное состояние, обеспечение систематической уборки лестничных клеток.
По результатам этой проверки обществу "Управляющая компания Жилой Дом" было выдано предписание от 02.07.2018 N 2152, которым в срок до 01.10.2018 управляющей организации предписывалось:
1. выполнить ремонт трубопровода горячего, холодного водоснабжения, канализации в подвале дома;
2. установить недостающие створки оконных рам лестничных клеток дома, восстановить внутреннее остекление оконных рам.
Не согласившись с законностью распоряжения (приказа) от 28.09.2017 N 4112, а также предписаний от 03.10.2017 N 4112 и от 02.07.2018 N 2152, полагая, что они нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Управляющая компания Жилой Дом" обратилось в арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением (с учетом объединения дел).
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд области исходил из отсутствия в оспариваемых предписаниях указания на конкретные виды повреждений на конкретных участках, требующих ремонта; отсутствия в предписаниях и актах проверок определения вида и объема подлежащих выполнению ремонтных работ; употребление уполномоченным органом в предписаниях формулировок, не соответствующих нормам закона, что свидетельствует о неисполнимости предписаний в соответствующей части.
Также суд области указал на неясность установленных нарушений, поскольку инспекцией были использованы сокращения наименования нормативных правовых актов, не предусмотренные законодательством.
С указанными выводами суда области апелляционная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, Кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее- Правила от 13.08.2006 N 491). При этом пунктом 11 указанных Правил определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Так, пункт 2 Минимального перечня включает в перечень работ, выполняемых в зданиях с подвалами, проверку состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
В соответствии с пунктом 13 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, включают в себя проверку целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработку плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя: проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замену неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистку и промывка водонапорных баков; проверку и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывку систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Частью 2 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 установлены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В частности, в соответствии с пунктом 4.7.1 Правил от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
При этом, в соответствии с требованиями пункта 4.7.2 Правил от 27.09.2003 N 170 неисправность заполнений оконных и дверных проемов включает в себя неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах. Указанные дефекты следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В соответствии с требованиями пункта 4.7.4 Правил от 27.09.2003 N 170 весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком.
Согласно требованиям пункта 4.8.14 Правил от 27.09.2003 N 170 лестничные клетки, в том числе, должны быть с исправным остеклением; наличием фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещения лестничной клетки.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 5.1.2 Правил от 27.09.2003 N 170 закреплена обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем; широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации. Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
Согласно пункту 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны: изучить систему в натуре и по чертежам; обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки. Инженерно-технические работники обязаны проинструктировать жителей обслуживаемых домов о необходимости своевременного сообщения об утечках и шумах в водопроводной арматуре, об экономном расходовании горячей воды и осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Пунктом 5.8.1 Правил от 27.09.2003 N 170 закреплено, что производство ремонтных работ систем водоснабжения и канализации следует осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
При этом согласно пункту 5.8.3 названных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
С учетом изложенного, общество "Управляющая компания Жилой Дом", являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу г. Курск, ул. Чернышевского, 72, обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов с соблюдением обязательных требований, указанных выше. Доказательств их соблюдения управляющей организацией в материалы дела представлено не было.
Согласно пункту 42 Правил от 13.08.2006 N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 3.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17.02.2011 N 11, отсутствие у управляющей организации средств для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию общего имущества много квартирного дома. Также не является таким основанием и факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.
При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованными доводы общества "Управляющая компания Жилой Дом", а также товарищества собственников жилья "Чернышева 72" относительно необходимости учитывать стоимость проведения ремонтных работ, которая впоследствии будет отнесена на собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Факт совершения указанных нарушений лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Выводы суда области, а также доводы общества и товарищества собственников жилья относительно неясности отраженных в предписании нарушений опровергаются фактическими обстоятельствами дела. В частности, указание на соответствующие нормативно-правовые акты приведено в акте проверки от 03.10.2017 N 4112, составленном в присутствии представителя управляющей организации, с содержанием которого указанный представитель была ознакомлена, о чем свидетельствует ее роспись.
Также не могут быть признаны обоснованными и выводы суда области относительно неисполнимости предписания в связи с отсутствием в нем указаний на конкретные действия, которые управляющая организация должна совершить для устранения выявленных нарушений, поскольку в данном случае отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения нарушения, не затрагивает права и законные интересы общества, так как предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения нарушения указанных в предписании нарушений с учетом приведенных выше требований Правил от 27.09.2003 N 170 и Правил от 13.08.2006 N 491.
Кроме того, при наличии вопросов относительно способа устранения нарушения общество имело объективную возможность обратиться в инспекцию за соответствующими разъяснениями. Доказательств совершения таких действий суду не представлено.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия полагает, что у суда области не имелось оснований для удовлетворения требований общества "Управляющая компания Жилой Дом" о признании недействительными предписаний государственной жилищной инспекции от 03.10.2017 N 4112 и от 02.07.2018 N 2152, поскольку указанные предписания выданы уполномоченным органом в пределах его компетенции и соответствуют требованиям законодательства об эксплуатации жилищного фонда.
В указанной связи апелляционная жалоба государственной жилищной инспекции подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда арбитражного суда Курской области от 18.10.2018 по делу N А35-39/2018 - отмене в обжалуемой части.
Ссылка уполномоченного органа на нерассмотрение судом области ходатайства товарищества "Чернышевского 72" о вступлении в дело в качестве третьего лица опровергается пояснениями товарищества собственников жилья, представленными в суд апелляционной инстанции, согласно которым данное ходатайство третье лицо просит считать отозванным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области удовлетворить.
Решение арбитражного суда Курской области от 18.10.2018 по делу N А35-39/2018 в части признания недействительными пунктов 1 и 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 03.10.2017 N 4112, предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 02.07.2018 N 2152 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилой Дом" в удовлетворении требований в указанной части.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-39/2018
Истец: ООО "УК ЖИЛОЙ ДОМ"
Ответчик: ГЖИ Курской области
Третье лицо: ТСЖ "Чернышевского 72", Судье Ленинского районного суда г. Курска Скрипкиной Е.Ю.
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1324/19
09.01.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8979/18
18.10.2018 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-39/18
08.10.2018 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-39/18