г. Красноярск |
|
09 января 2019 г. |
Дело N А74-11787/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Гидроремонт-ВКК"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "30" октября 2018 года по делу N А74-11787/2018,
рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Тутарковой И.В.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) ИНН 1902015695, ОГРН 1021900670780 (далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Гидроремонт-ВКК" (далее - общество, страхователь) о взыскании 31 221 рубля 37 копеек ущерба в связи с перерасходом средств на выплату страховых пенсий за июль 2017 года.
Определением суда от 15.08.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 октября 2018 года в форме резолютивной части заявленное требование удовлетворено, с общества в пользу фонда взыскано 31 221 рубль 37 копеек ущерба в связи с перерасходом средств на выплату страховых пенсий за июль 2017 года. По заявлению страхователя Арбитражным судом Республики Хакасия изготовлено мотивированное решение от 30 октября 2018 года.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суда с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы:
- сумма ущерба образовалась из-за ненадлежащих действий (бездействия) самого фонда и не связана с виновными действиями страхователя;
- управление на основании сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, полученных в мае 2017 года, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) должно было уже в июне 2017 года принять новое решение о прекращение выплаты индексации пенсии с 01.07.2017;
- фонд не доказал ненадлежащее исполнение страхователем своих обязанностей и причинную связь между поведением общества и причиненным ущербом в части перерасхода средств на выплату страховых пенсий в июле 2017 года на общую сумму 31 221 рубль 37 копеек.
Фонд в возражениях на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Акционерное общество ""Гидроремонт-ВКК" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.03.2003, Саяно-Шушенский филиал общества состоит на учёте в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонном) в качестве страхователя.
Обществом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года при установленном сроке не позднее 15.04.2017 представлены в управление 28.06.2017, что подтверждается электронным реестром и протоколом проверки.
Также обществом в установленный срок (05.05.2017) в управление представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, что подтверждается электронным реестром и протоколом проверки.
В сведениях о застрахованных лицах за март и апрель 2017 года указаны работающие в обществе пенсионеры: Бондарчук В.Т., Вигель А.В., Войцеховский М.А., Гавриков Н.С., Гердт Р.А., Шулешова А.П., Лекант А.С., Морозов А.М., Золотухин В.Д., Иванов Ю.И., Ивашкина Е.В., Капитан А.И., Кирилюк Б.С., Кондратов В.Ю., Кочетов В.В., Максименко А.И., Ляпунов Ю.Н., Митрошин Н.И., Никитин А.М., Перепелица Л.Г., Резенов Ю.А., Самигуллин И.Я., Сударикова Т.Ю., Щепеть Л.Г., Сыч С.Н.
Управлением в отношении указанных пенсионеров, являющихся работниками общества, фиксированная выплата к страховой пенсии за июль 2017 года была выплачена с учетом индексация.
Согласно составленным управлением протоколам от 16.08.2017: N N 536, 525, 535, 881, 519, 521, 523, 518, 530, 533, 539, 528, 522, 516, 529, 538, 534, 527,526, 524, 540, 532, 520, 531, 517 выявлены факты излишней выплаты указанным выше пенсионерам за июль 2017 года в общей сумме 31 221 рубль 37 копеек.
Фондом 24.08.2017 составлен акт N 014S18170003604 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксировано, что общество несвоевременно (28.06.2017) представило сведения СЗВ-М за март 2017 года. Указанный акт получен обществом 06.09.2017, о чем имеется почтовое уведомление.
Управлением 29.09.2017 вынесено решение N 014S19170003507 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, к нему применена штрафная санкция в размере 234 500 рублей.
Управлением 19.10.2017 направлено обществу требование N 014S01170151074 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Страхователю необходимо уплатить сумму финансовых санкций в срок до 08.11.2017.
Общество 16.11.2017 платежным поручением N 37604 оплачен штраф за непредставление страхователем в срок сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года.
Управление, полагая, что переплата пенсий произошла по причине несвоевременного представления обществом сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года, направило в адрес общества требование о возмещении перерасхода средств на выплату страховой пенсии указанным выше лицам в сумме 62 343 рублей 46 копеек, 14.11.2017 требование о возмещении перерасхода средств на выплату страховой пенсии указанным выше лицам в сумме 99 рублей 28 копеек.
В связи с отказом общества возместить перерасход средств в добровольном порядке управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков, связанных с перерасходом средств на выплату страховой пенсии за июль 2017 года в размере 31 221 рубля 37 копеек.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательном пенсионному страхованию.
Согласно статье 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчётом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Федеральным законом, без учёта индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
В соответствии с пунктом 2.2 статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, обязан предоставлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М (утверждена постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 01.02.2016 N 83п).
Из части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Фонд считает, что в связи с несвоевременным представлением страхователем сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года ему был причинен ущерб в связи с выплатой работающим пенсионерам фиксированной выплаты к страховой пенсии за июль 2017 года с учетом индексации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что общество в установленный законом срок (не позднее 15.04.2017) не были представлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года, фондом в соответствии с положениями статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в июне 2017 года принято решение о выплате с 01.07.2017 фиксированной выплаты к страховой пенсии неработающим пенсионерам.
При этом суд первой инстанции отклонил довод страхователя о своевременном представлении им сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, указав, что данные сведения относятся к иному отчетному периоду, а фонд только после представления ответчиком 28.06.2017 сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года узнал в июне 2017 года о работающих пенсионерах, в июле 2017 года отменил индексацию и в августе 2017 года выплатил пенсию в том размере, в котором следовало начислять без учета индексации.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод суда основан на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Страхователем в установленный срок (05.05.2017) в управление представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, содержание информацию о работающих в обществе пенсионеры: Бондарчук В.Т., Вигель А.В., Войцеховский М.А., Гавриков Н.С., Гердт Р.А., Шулешова А.П., Лекант А.С., Морозов А.М., Золотухин В.Д., Иванов Ю.И., Ивашкина Е.В., Капитан А.И., Кирилюк Б.С., Кондратов В.Ю., Кочетов В.В., Максименко А.И., Ляпунов Ю.Н., Митрошин Н.И., Никитин А.М., Перепелица Л.Г., Резенов Ю.А., Самигуллин И.Я., Сударикова Т.Ю., Щепеть Л.Г., Сыч С.Н., в отношении которых фондом в июне 2017 года принято решение о выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации с 01.07.2017.
Таким образом, на основании сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, полученных в мае 2017 года, фонд имел возможность в июне 2017 года не принимать решение о выплате указанным пенсионерам индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии (либо принять решение о прекращении выплаты индексации) с 01.07.2017, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, то есть принять меры для выплаты пенсии указанным работающим пенсионерам в установленном размере.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что управлением не доказана совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями страхователя по несвоевременному представлению сведений за март 2017 года по форме СВЗ-М и возникновением у фонда убытков за июль 2017 года в размере 31 221 рубля 37 копеек.
С учетом изложенного решение суда в связи с неполным выяснением фактических обстоятельств подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с фонда в пользу общества следует взыскать 3000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "30" октября 2018 года по делу N А74-11787/2018 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) в пользу акционерного общества "Гидроремонт-ВКК" 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-11787/2018
Истец: АО "Гидроремонт-ВКК", ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ САЯНОГОРСКЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: АО "ГИДРОРЕМОНТ-ВКК"
Третье лицо: АО Саяно-Шушенский филиал "Гидроремонт-ВКК" в п. Черемушки