город Омск |
|
11 января 2019 г. |
Дело N А75-11658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Краецкой Е.Б.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15049/2018) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 октября 2018 года по делу N А75-11658/2018 (судья Заболотин А.Н.), по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600514249, ИНН 8601017525) к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр" (ОГРН 1028600515349, ИНН 8601004484) о взыскании 685 316 руб. 30 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты - Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании убытков в размере 685 316 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.10.2018 по делу N А75-11658/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что в целях реализации Федерального закона "О страховых пенсиях" страхователь обязан ежемесячно предоставлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (в том числе по договорам гражданско-правового характера). Нарушение сроков предоставления отчетности, предоставление неполных (недостоверных) сведений влечет за собой неправомерный перерасчет размера страховой пенсии. Учреждением форма за отчетный период - июль 2017 года представлена в Управление в форме электронного документа 07.08.2017 только на 1 застрахованное лицо. Дополняющая форма за отчетный период сдана 21.03.2018, после чего выявлен факт неправомерного увеличения размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Таким образом, ответчиком причинен ущерб бюджету Пенсионного фонда.
БУ "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 1 статьи 266, частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу и соответствующие возражения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В обоснование исковых требований, апелляционной жалобы, Пенсионный фонд указывает на несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах, что повлекло за собой необоснованное увеличение страховых выплат.
Из материалов дела следует, что 07.08.2017 Учреждение представило в Управление Пенсионного фонда сведения на 1 застрахованное лицо (форма СЗВ-М) за июль 2017 года.
21.03.2018 Учреждением представлена дополняющая форма за июль 2017 года на 215 застрахованных лиц.
В материалы дела также представлен отчет Учреждения, переданный в органы пенсионного фонда от 12.09.2017 за август 2017 года в отношении 220 сотрудников. В последующем, ответчиком был представлен отчет за сентябрь 2017 года от 05.10.2017 в отношении 212 сотрудников. Аналогичные сведения предоставлялись истцом и в дальнейший период, что подтверждено отчетами по форму СЗВ-М.
Согласно протоколам о выявлении излишне выплаченных пенсионерам сумм пенсий, составленным за период май-июнь 2018 года, в отношении сотрудников БУ "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр" был выявлен факт излишне выплаченных сумм страховых пенсий за период с 01.10.2017 по 30.04.2018 в связи с несвоевременным предоставлением работодателем форм СЗВ-М за июль 2017 года.
Выписками по лицевым счетам подтверждено начисление денежных средств сотрудникам с 01.10.2017.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному предоставлению сведений и возникшими у истца убытками, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 названной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает возможность возмещения лицу, права которого нарушены, причиненных ему убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу данной статьи для взыскания убытков необходимо доказать наличие одновременно совокупности таких обстоятельств, как: наличие самих убытков, противоправного поведения ответчика (вина в неисполнении своих обязательства), причинно-следственной связи между убытками, понесенными одной стороной и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства другой стороной, а также размер убытков.
Недоказанность одного из указанных условий свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности.
Взыскание судом реального ущерба направлено на возмещение истцу таких расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, а также утраченного или поврежденного имущества.
Заявляя требования о взыскании убытков, истец требует возмещения фактически понесенного реального ущерба, то есть такого, который отвечает характеристикам его действительности.
Действительный факт неправомерного начисления завышенных страховых сумм подтвержден материалами дела и установлен судом первой инстанции на основании Федерального закона от 29 декабря 2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что материалами дела также подтверждена передача отчета по форме СЗВ-М за июль 2017 года на 1 застрахованное лицо.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В материалы дела представлены сведения о застрахованных лицах БУ "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр" за август и сентябрь 2017 года с полным (относительно рассматриваемого спора) списочным составом сотрудников.
Из положения Федерального закона N 27-ФЗ следует, что сведения поступили в адрес истца до 15 числа сентября и октября 2017 года соответственно.
Выплата расчетных страховых сумм сотрудникам ответчика производилась истцом с 01.10.2017, что объективно свидетельствует о выплате средств после предоставления ответчиком сведений за август 2017 года.
Между тем, поступившие за август сведения, дальнейшая отчетность ответчика по 2018 год, Пенсионным фондом в расчет не принималась, на что указывает длительность перечисления излишних денежных средств.
В соответствии с части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец, как лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт совершения ответчиком противоправных действий, наличие и размер понесенных убытков, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и наступлением убытков.
Однако, поскольку излишне выплаченные денежные средства в виде завышенных страховых выплаты были осуществлены истцом после передачи ответчиком отчета о застрахованных лицах в надлежащем составе, основания для признания БУ "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр" виновным лицом отсутствуют.
Таким образом, в настоящем случае не установлено, что излишняя выплата пенсии явилась следствием недобросовестных действий организации и обязанность по компенсации причиненного ущерба не может быть возложена на ответчика, следовательно, суд первой инстанции, отказав в удовлетворении исковых требований, принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда, обстоятельства и установленные факты не опровергают.
Нарушений норм процессуального права. в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 октября 2018 года по делу N А75-11658/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11658/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ "ОКРУЖНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР"