г. Тула |
|
10 января 2019 г. |
Дело N А23-9636/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.01.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лемонджавой С.Н., при участии представителей заявителя - акционерного общества "Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А.Г. Ромашина" (г. Обнинск ОГРН 1114025006160, ИНН 4025431260) - Горбачева Г.Д. (доверенность от 27.12.2018 N 209) и заинтересованного лица - Калужской таможни (г. Калуга, ОГРН 1024001338492, ИНН 4028016174) - Ермакова И.В. (доверенность от 21.069.2016 N 04-50/и) и Кузнецова В.В. (доверенность от 27.09.2018 N 04-49/18), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Элитстрой" (г. Обнинск, ОГРН 1044004203066, ИНН 4025077796), общества с ограниченной ответственностью "Космосавиаспецстрой" (г. Москва, ОГРН 1027739300841, ИНН 7703339576), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Калужской области (г. Обнинск, ОГРН 1044004214319, ИНН 4025079000) и конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Элитстрой" Захарова Сергея Александровича (г. Тольятти, ОГРНИП 305730222200022, ИНН 730209714414), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А.Г. Ромашина" на решение Арбитражного суда Калужской области от 04.10.2018 по делу N А23-9636/2017 (судья Носова М.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А.Г. Ромашина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения от 27.10.2017 N 10106000/210/271017/Т000002/001; признании недействительным требования от 27.10.2017 N 316 об уплате таможенных платежей в размере 9 711 502 рублей 87 копеек; признании незаконным решения от 27.11.2017 N 10106000/241117/ЗАвЗ-316/17/-/ о зачете денежных средств в счет погашения задолженности и обязании таможни возвратить обществу денежные средства в сумме 9 711 502 рублей 87 копеек, бесспорно списанных с его счетов на основании решения от 27.11.2017 N10106000/241117/ЗАвЗ-316/17/-/ и решения от 08.12.2017 N 5 в счет погашения задолженности по таможенным платежам.
Определением суда первой инстанции от 05.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Элитстрой" (далее - ООО "Элитстрой"), общество с ограниченной ответственностью "Космосавиаспецстрой" (далее - ООО "Космосавиаспецстрой"), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Калужской области (далее - инспекция) и конкурсный управляющий ООО "Элитстрой" Захаров Сергей Александрович (далее - управляющий).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 04.10.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что таможенная проверка проведена таможней ненадлежащим образом, а изменение вышестоящим таможенным органом решения таможни не препятствует признанию его незаконным. Считает, что прохождение таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в отношении двух пылесосов "CLEANING NO SMOKE 1.5 HPV/V+C/B" им доказано.
От таможни в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 119, 132 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и статьей 175 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) проведена плановая выездная таможенная проверка общества - решение о проведении выездной таможенной проверки от 11.01.2017 N10106000/210/11017/Р0002.
Проверка проводилась с 13.01.2017 (общество уведомлено таможней письмом от 14.12.2016 N 05-29/14022, уведомление получено 19.12.2016), проверяемый период с 01.01.2010 по 13.12.2016.
По итогам проверки составлен акт выездной таможенной проверки от 27.10.2017 N 10106000/210/271017/А000002.
В ходе проверки таможней установлено 8 единиц оборудования, находящихся на территории общества и ввезенных на территорию Таможенного союза с нарушением установленного порядка, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно:
- станок фрезерный "FV-401", 2011 г. выпуска, серийный номер 394, инв. номер 513051;
- прецизионный плоскошлифовальный станок "PROMA PBP - 400А", 2011 г. выпуска, серийный номер 25012002, инв. номер 513052;
- вакуумная система "MODULAR EN28/B", серийный номер IT1238N009, 2012 г. выпуска, инвентарный номер 0513302;
- прецизионный плоскошлифовальный станок "WSG - 4080 AHR", 2012 г. выпуска, серийный номер 13625, инв. номер 513053;
- кругломер "MMQ-100 Plus", "Mahr Mtrk-Nr/Bj 3087/12", серийный номер 513053, инвентарный номер 0611952;
- пылесос "CLEANING NO SMOKE" - 2 единицы, серийные номера 221, 222, инвентарные номера 1308856, 1308857;
- пяти осевой вертикально-фрезерный обрабатывающий центр "SPINNTR VC 1200", заводской номер BV 0325, 2012 г. в., инвентарный номер 511791.
По результатам проверки таможня решением от 27.10.2017 N 10106000/210/271017/Т000002/001 признала общество солидарным ответчиком по уплате таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных указанных товаров.
Также таможней 27.10.2017 принято решение N 10106000/271017/0000017 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и выставлено требование от 27.10.2017 N 316 на общую сумму 9 711 502 рублей 87 копеек.
В связи с неисполнением требования об уплате таможенных платежей таможней принято решение о зачете денежных средств в счет погашения задолженности от 24.11.2017 N 10106000/241117/ЗАвЗ-316/17/-/ на общую сумму 53 340 рублей 25 копеек.
На остаток задолженности в сумме 9 658 167 рублей 60 копеек таможней принято решение о бесспорном взыскании таможенных платежей от 08.12.2017 N 5.
Не согласившись с указанными актами таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и проведением таможенного контроля, регламентируются ТК ТС, международными договорами государств - членов ЕАЭС, актами органов ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Статьей 168 Закона N 311-ФЗ определены дополнительные полномочия таможенных органов, обнаруживших товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию.
В силу части 1 статьи 168 указанного закона при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Закона N 311-ФЗ лица, приобретшие незаконно ввезенные товары на территории Российской Федерации, вправе уплатить таможенные пошлины, налоги и осуществить декларирование товаров. В целях создания условий для таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, издан приказ Федеральной таможенной службы от 14.03.2011 N 537, которым утвержден Упрощенный порядок таможенного декларирования товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Порядок).
Порядком регламентировано, что товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженные таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары.
Судом первой инстанции установлено, что общество не оспаривает факт нахождения у него выявленного спорного оборудования.
В суде первой инстанции сторонами предприняты меры по выявлению факта декларирования спорного оборудования, в результате чего решением Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы от 25.06.2018 N 10100000/250618/9-р/2018 решение таможни от 27.10.2017 N 10106000/210/271017/Т000002/001 изменено в части выявленного оборудования, исключено оборудование:
- станок фрезерный "FV-401", 2011 г. выпуска, серийный номер 394, инв. номер 513051;
- прецизионный плоскошлифовальный станок "PROMA PBP - 400А", 2011 г. выпуска, серийный номер 25012002, инв. номер 513052.
Таможней обществу возвращены таможенные пошлины по исключенному оборудованию решениями от 26.07.2018 N 10106000/260718/ВИз-339/ТС/З в сумме 426 922 рублей и от 26.07.2018 N10106000/260718/ВИз-340/ТС/З АО в сумме 963 170 рублей 46 копеек.
Постановлением Калужского районного суда от 13.06.2018 по делу N 5-327/2018 общество привлечено к административной ответственности по статье 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту обнаружения в ходе таможенного контроля товаров, незаконно ввезенных на территорию Российской Федерации.
При этом достаточных доказательств, указывающих на таможенное декларирование оставшегося товара, обществом не представлено.
Отклоняя довод общества о том, что оно не обязано было знать о необходимости декларировать ввезенный товар, суд первой инстанции правильно указал, что фактический ввоз товара на таможенную территорию Таможенного союза сопряжен с прохождением таможенного оформления и контроля, который в настоящем случае не установлен.
В апелляционной жалобе общество указывает, что таможенная проверка проведена таможней ненадлежащим образом, о чем свидетельствует выявление факта таможенного оформления двух единиц спорного оборудования с уплатой таможенных платежей только в процессе судебного разбирательства, а изменение вышестоящим таможенным органом решения таможни не препятствует признанию его незаконным.
Апелляционная коллегия не может согласиться с таким мнением общества, поскольку с учетом пояснений таможни факт таможенного оформления двух единиц оборудования не был установлен в ходе таможенной проверки ввиду того, что указанное оборудование было принято обществом на учет в качестве основных средств до его фактического ввоза на территорию Российской Федерации, а возможность внесения изменений в решение таможенного органа в порядке ведомственного контроля предусмотрена статьей 24 Закона N 311-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что прохождение таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в отношении двух пылесосов "CLEANING NO SMOKE 1.5 HPV/V+C/B" обществом доказано, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным ввиду следующего.
В качестве документов, подтверждающих осуществление таможенного оформления и уплату таможенных платежей в отношении указанных пылесосов, обществом представлены ДТ от 14.03.2012 N 10408040/140312/0003205, CMR от 01.03.2012 N 1488 и платежное поручение от 11.03.2012 N 473.
Между тем утверждение о том, что это те же самые пылесосы, которые числятся на балансе общества, противоречит содержанию согласующихся между собой документов учета: счета-фактуры от 25.11.2011 N 5/25/11, актов о приеме-передаче объектов основных средств от 30.11.2011 N 43 и N 44, а также инвентарных карточек от 30.11.2011, из которых следует, что данные пылесосы поставлены на бухгалтерский учет общества в качестве основных средств 30.11.2011, то есть на 4 месяца ранее, чем были ввезены на территорию Российскую Федерацию.
Более того, суд апелляционный суд отмечает, что совпадение указанного в гр. 31 ДТ N 10408040/140312/0003205 артикульного номера ввезенных по данной ДТ пылесосов с артикульным номером пылесосов, поставленных на учет в обществе, не свидетельствует о том, что это одни и те же пылесосы.
Из перечня иностранного оборудования, поставленного на баланс общества в качестве основных средств за период с 01.01.2010 по 10.01.2017, а также данных фактического контроля (фотографии) следует, что у данных пылесосов помимо артикульного номера, который совпадает друг с другом, имеются индивидуальные номера 221 и 222. Однако сведения об индивидуальных номерах пылесосов, ввезенных по ДТ N 10408040/140312/0003205 в данной ДТ, отсутствуют.
При таких обстоятельства у суда апелляционной инстанции нет оснований полагать, что пылесосы, ввезенные по ДТ N 10408040/140312/0003205, являются аналогичными тем, которые поставлены на учет в обществе, следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу общество по платежному поручению от 30.10.2018 N 10951 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 04.10.2018 по делу N А23-9636/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А.Г. Ромашина" (г. Обнинск ОГРН 1114025006160, ИНН 4025431260) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.10.2018 N 10951.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-9636/2017
Истец: АО Обнинское научно-производственное предприятие Технология им. А.Г. Ромашина, ОАО "Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А.Г.Ромашина
Ответчик: Калужская таможня
Третье лицо: Захаров Сергей Александрович, МИФНС России N 6 по Калужской области, ООО "Космосавиаспецстрой", ООО Космосавиа спецстрой, ООО Элитстрой