г. Самара |
|
11 января 2019 г. |
Дело N А55-13782/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ООО "МАИ-3Н" - Ивашур Е.В., доверенность от 17.11.2018 г.,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Уварова Г.В., доверенность от 07.09.2018 г.,
от Ефешина Сергея Евгеньевича - Ефешин С.Е., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2018 по делу N А55-13782/2018 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Ефешина Сергея Евгеньевича,
о признании незаконным и отмене предписания N Ставр-55381 от 16.02.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области N Ставр-55381 от 16.02.2018.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы Государственной жилищной инспекции Самарской области и Ефешина Сергея Евгеньевича на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области и Ефешин Сергей Евгеньевич напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "МАИ-3Н" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с.Подстепки, пер. Лазурный, д. 9.
17.01.2018 в государственную жилищную инспекцию Самарской области поступило обращение Ефешина С.Е. вх. N 79-з по вопросу ненадлежащего содержания заявителем общего имущества многоквартирного дома по указанному адресу, а именно: теплопотери несущих конструкций дома.
На основании распоряжения N Ставр-55381 от 12.02.2018 в отношении заявителя проведена проверка, по результатам которой 16.02.2018 составлен акт N Ставр-55381 о выявлении в квартире N 14 следующих нарушений:
- в помещении жилой комнаты площадью 20 кв. м температура внутренней поверхности ограждающей конструкции в правом верхнем углу наружной стены составила +13,6°С в левом нижнем углу +12.7°С, что свидетельствует о наличии теплопотерь. Температура воздуха в жилой комнате составила +19,1°С. Замер производился термометром контактным ТК-5.06 гос. поверка до октября 2018 года, преобразователем изображений пирометрическим (тепловизор) Thermo Tracer TH7700 N 40779-09 в Госреестре СИ свидетельство о поверке N 187404 до 13.11.2018. Тепловизионное обследование проведено согласно СНиП 23-02-2003. Замеры производились при температуре наружного воздуха 21°С. Тем самым заявителем при осуществлении управления домом допущено нарушение п. 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства PФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290).
16.02.2018 Государственной жилищной инспекции Самарской области обществу с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" выдано предписание N Ставр-55381, которым заявителю вменялось выполнить утепление торцевой стены жилой комнаты в квартире N 14.
В обоснование правомерности и обоснованности оспариваемого предписания заинтересованное лицо ссылается на следующие нормативы.
Исходя из пунктов 1. 2.2 статьи 161 раздела VIII Жилищного кодекса (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имуществ данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие в деятельности.
В силу пункта 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491) установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 3 Перечня N 290 к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Согласно п. 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее -Правила N 170) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонт жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различив организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правилами N 170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого до независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно главе 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в градусах для наружных стен жилых зданий и помещений не должен превышать нормируемой величины 4,0°С (таблица N 5).
В рассматриваемом случае температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составляет от 5°С до 7°С, что превышает нормируемую величину.
Принимая во внимание вышеизложенное, выявленные жилищной инспекцией неисправности должны устраняться сразу по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Наличие выявленных неисправностей не допустимо. Выявление неисправностей осуществляется управляющей организацией при проведении осмотров здания.
Указанные мероприятия заявителем проведены не были.
Как указывает гражданин Ефешин Сергей Евгеньевич, по жалобе которого от 17.01.2018 проводилась проверка, в квартире сквозняки, обои отклеиваются от стен, появилась плесень, окна запотевают, покрываются снежинками, не работают вентиляционные шахты, мокнет угол с торцевой стороны от пола до потолка, образовался грибок.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных выше требований закона в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
До настоящего времени доказательств принятия каких-либо мер по устранению нарушений, обществом не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ссылка заявителя на судебные акты является несостоятельной, так как обстоятельства по указанным делам и по настоящему делу не являются схожими.
Доводы заявителя о том, что каких-либо заявок, обращений в адрес управляющей компании о повреждениях, низкой температуре в помещении от собственника квартиры N 14 не поступало, суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельными в виду того, что материалы дела содержат копии заявлений (жалоб) Ефешина С.Е. и ответы управляющей компании на них.
Заявитель также ссылается на неправильный расчет температуры внутренних поверхностей наружных ограждений зданий, так как требования СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" СП 23-101-2004 "Проектирование тепловой защиты зданий", температура внутренних поверхностей наружных ограждений зданий, где имеются теплопроводные включения (диафрагмы, сквозные включения цементо - песчаного раствора или бетона, межпанельные стыки, жесткие соединения и гибкие связи в многослойных панелях, оконные обрамления и т.д.), в углах и на оконных откосах не должна быть ниже чем температура точки росы воздуха внутри здания (таблица 3) при расчетной относительной влажности и расчетной температуре внутреннего воздуха". Согласно таблицы 3 - Температура точки росы воздуха внутри здания для холодного периода года - жилые, школьные и другие общественные здания: температура точки росы - 10,7 °С. Данный довод заявителя суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным в связи с вышеизложенным.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заключение эксперта N 077-07-00285 от 01.08.2018 в рассматриваемом случае не является надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим незаконность оспариваемого предписания. Из заключения следует, что перед экспертом поставлен вопрос на предмет определения экспертизы путем наличия или отсутствия факта нарушения обязательных требований управляющей организацией. Между тем разрешение такого вопроса является вопросом права, а не специальных познаний. Нарушение обязательных требований управляющей организацией не может быть установлено экспертным путем. Кроме того, согласно вводной части представленного заявителем апелляционной жалобы исследования, оно проводилось только на основании документов, без осмотра квартиры, проведения в ней замеров температуры.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, суд учитывает пояснения владельца квартиры Ефешина С.Е., о том, что до настоящего времени никаких работ управляющей компанией не производилось, а квартира находится фактически в аварийном состоянии, поскольку продолжается отсыревание стены, отслоение обоев и развитие грибка.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку, за рассмотрение апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" государственная пошлина была оплачена в размере 3000 руб., а учитывая данную категорию спора, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало оплатить 1500 руб., ему следует выдать справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 руб. по платежному поручению N 2081 от 07.11.2018.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 сентября 2018 года по делу N А55-13782/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "МАИ-3Н" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 руб. по платежному поручению N 2081 от 07.11.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.