г. Красноярск |
|
09 января 2019 г. |
Дело N А33-12185/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" января 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ржихановой Е.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" октября 2018 года по делу N А33-12185/2018, принятое судьей Смольниковой Е.Р.,
установил:
индивидуальный предприниматель Исаев Андрей Юрьевич ИНН 244200013679, ОГРНИП 304244233700030 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края ИНН 2442009363, ОГРН 1022401129673 (далее - фонд, учреждение) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные страховых взносов за 2014-2015 годы в сумме 181 856 рублей 66 копеек. Также заявитель просил обязать фонд возвратить излишне уплаченные страховые взносы в указанной сумме.
Определением суда от 27.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "19" октября 2018 года заявленное требование удовлетворено.
Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в сумме 3950 рублей 80 копеек.
Из апелляционной жалобы следует, что плательщики страховых взносов, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении размера налоговой базы, подлежащей обложению страховыми взносами, могут уменьшить сумму расходов, установленных статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и не вправе уменьшать сумму доходов на суммы убытков прошлых лет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Предприниматель является плательщиком страховых взносов, в 2014-2015 годах применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с налоговыми декларациями, поданными предпринимателем в налоговый орган, его доход в отчетных периодах составил в 2014 году - 7 517 877 рублей, в 2015 году - 11 267 789 рублей.
На основании полученной от инспекции информации о доходах предпринимателя за указанный период учреждением в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) был произведен расчет страховых взносов, подлежащих к уплате: за 2014 год в сумме 72 178 рублей 77 копеек ((7 517 877-300 000)*1%); за 2015 год в сумме 109 677 рублей 89 копеек ((11 267 789-300 000)*1%).
Платежными поручениями от 11.03.2015 N N 30, 31 и от 03.08.2015 N 74 предпринимателем уплачены страховые взносы за 2014 год в общей сумме 72 178 рублей 77 копеек, платежным поручением от 11.02.2018 N 81 - 109 677 рублей 89 копеек страховых взносов за 2015 год.
Вместе с тем, предпринимателем документально подтверждены расходы за 2014 год в сумме 6 822 797 рублей, убыток, полученный в предыдущем периоде в сумме 1 774 407 рублей. В 2015 году расходы заявителя составили 9 427 740 рублей, убытки прошлого периода - 1 777 707 рублей (названные суммы отражены предпринимателем в налоговых декларациях).
В этой связи, полагая, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за 2014-2015 годы, произведен фондом неверно (без вычета произведённых предпринимателем расходов и убытков), предприниматель 27.12.2017 обратился в учреждение с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014-2015 годы. Письмом от 15.02.2018 N ОШ-10/18 фонд отказал предпринимателю в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 и 2015 годы, указав, что обязательства за указанный период сформированы и по состоянию на 02.12.2016 исполнены в полном объеме, в связи с чем перерасчет таких обязательств может быть произведен только на основании судебного акта.
Предприниматель оспорил отказ фонда в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы в судебном порядке, просил обязать учреждение возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 181 856 рублей 66 копеек.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого отказа незаконными необходимо установить несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, предприниматель являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, определяется в соответствии со статьей 227 Кодекса;
- доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Согласно положениям статьи 346.14 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.16 Кодекса содержит перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Кодекса на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.
При предъявлении к оплате предпринимателю спорных сумм страховых взносов фонд исходил из того, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период без учета расходов.
Данный подход учреждения не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, пункту 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)), согласно которым доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Согласно данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, общая сумма дохода предпринимателя составила 7 517 877 рублей, сумма произведенных расходов - 6 822 797 рублей, сумма полученного в предыдущем периоде убытка - 1 774 407 рублей. Поскольку заявителем в 2014 году доход не получен (7 517 877 - 6 822 797 - 1 774 407 = - 1 079 327 рублей), доплачивать страховые взносы сверх фиксированного размера заявителю не требовалось. При таких обстоятельствах начисленные фондом и уплаченные предпринимателем страховые взносы (помимо фиксированного платежа) в размере 72 178 рублей 77 копеек платежными поручениями от 11.03.2015 N N 30, 31 и от 03.08.2015 N 74 являются излишне уплаченными.
За 2015 год в соответствии с налоговой декларацией общая сумма дохода предпринимателя составила 11 267 789 рублей, сумма произведенных расходов - 9 427 740 рублей, сумма полученного в предыдущем периоде убытка - 1 777 707 рублей. Таким образом, доход, уменьшенный на величину расходов, за 2015 год составил 62 342 рубля. Поскольку данная сумма меньше 300 000 рублей, то доплата предпринимателем страховых взносов в размере 109 677 рублей 89 копеек платежным поручением от 11.02.2016 N 81 также является излишней.
Довод инспекции о неправомерности уменьшения облагаемой базы на сумму убытка, полученного за прошлые период, был проверен и обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
В силу пункта 7 указанной статьи налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе также уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Следовательно, пункт 7 статьи 346.18 Кодекса прямо предусматривает уменьшение в целях налогообложения полученного дохода на сумму убытка прошлых периодов, поэтому и в целях обложения страховыми взносами размер дохода должен определяться таким же образом.
Поскольку предпринимателем в декларациях по упрощенной системе налогообложения за 2014-2015 годы заявлено об уменьшении налоговой базы за этот период на сумму убытков предыдущих налоговых периодов и неправомерность такого уменьшения инспекцией не установлена, основания для исчисления страховых взносов, подлежащих доплате за 2014-2015 годы, сверх фиксированного платежа следует отсутствуют, поэтому отказ фонда в возврате излишне уплаченных сумм является незаконным.
С 01.01.2017 к правоотношения, связанные с возвратом излишне уплаченных страховых взносов регулируется статьей 78 Кодекса.
Согласно части 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
С претензией о возврате излишне уплаченных за 2014-2015 год сумм страховых взносов предприниматель обратился в фонд 27.12.2017. Поскольку письмом от 12.02.2018 N ОШ-10/18 заявителю отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов, страхователь 04.05.2018 (согласно штемпелю органа почтовой связи) обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Трехлетний срок для обращения в суд предпринимателем не пропущен.
В соответствии с пунктами 1 и 14 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату в установленном порядке. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Правила, установленные статьями 78 и 79 Кодекса, применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 1.1 и 6.1 статьи 78, пунктом 1.1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая отсутствие задолженности у предпринимателя по страховым взносам по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства излишней уплаты страховых взносов предпринимателем за 2014-2015 годы, соблюдение страхователем порядка обращения в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, суд первой инстанции обоснованно в качестве восстановительной меры обязал ответчика вернуть излишне уплаченные страховые взносы в общей сумме 181 856 рублей 66 копеек.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" октября 2018 года по делу N А33-12185/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12185/2018
Истец: Исаев Андрей Юрьевич
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШУШЕНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1520/19
17.04.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7007/18
09.01.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7007/18
19.10.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-12185/18