город Омск |
|
11 января 2019 г. |
Дело N А70-9928/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14863/2018) Департамента агропромышленного комплекса Администрации Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2018 по делу N А70-9928/2018 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области об оспаривании представления N 67-21-13/21-17 от 06.04.2018, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании приказа N 655 от 28.05.2018 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Тюменской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинской Александры Юрьевны (паспорт, по доверенности N 14/5442-18 от 18.12.2018 сроком действия до 31.12.2019);
от Управления Федерального казначейства по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента финансов Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее по тексту - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным представления N 67-21-13/21-17 от 06.04.2018, а также к Министерству финансов Российской Федерации (далее по тексту - Министерство финансов) об оспаривании приказа N 655 от 28.05.2018 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 05.07.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Тюменской области (далее по тексту - Департамент финансов) и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее по тексту - Министерство сельского хозяйства).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2018 в удовлетворении заявленных требований Департамента отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2018 отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее по тексту - Правила N 1460), которое регулировало условия предоставления и расходования субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства отсутствовало такое условие расходования межбюджетных трансфертов, как "не обеспечение уровня софинансирования при расходовании средств субсидии"; субсидии на возмещение части процентных ставок предоставлялись Департаментом в соответствии с установленным порядком и соотношением возмещения части затрат из федерального и областного бюджетов, установленными пунктами 6 и 7 Правил N 1460; остаток неиспользованных денежных средств по Соглашению N 90/17-с от 10.02.2015 за счет средств областного бюджета в размере 7 589 479 руб. был вызван объективными причинами, не зависящими от воли Департамента, поскольку размер объема субсидий из федерального бюджета по соответствующему направлению изменялся до сентября 2015 года, в связи с чем осуществить точное планирование средств областного бюджета на данное мероприятие стало возможным только в октябре 2015 года, при этом Министерство сельского хозяйства, письмом от 18.11.2015 N ГЕ-16_27/14663 отказало в заключение дополнительного соглашения после 01.11.2015; в проверяемый период в законодательстве отсутствовало понятие уровня софинансирования, а в Соглашении N 90/17-с от 10.02.2015 какой-либо уровень софинансирования не устанавливался; суд ошибочно сделал ссылку на пункт 10 Правил N 1370, в связи с чем неверно пришел к выводу о том, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта утверждается Министерством; Соглашение N 90/17-с от 10.02.2015 не предусматривают условия возврата субсидий в случае неполного использования средств областного бюджета в абсолютной сумме, указанной в Соглашении N 90/17-с от 10.02.2015, а также расчет суммы возврата субсидий в случае неполного использования средств в абсолютной сумме, указанной в Соглашении при условии соблюдения размеров и целей предоставления субсидии.
Управление в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также письменный отзыв в материалы дела поступил от Департамента финансов, согласно которому Департамент финансов с доводами жалобы согласился, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу -удовлетворить.
Министерство финансов, Управление, Департамент финансов, Министерство сельского хозяйства, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в рамках распределения бюджетных ассигнований, предусмотренных Приложением N 21 "Распределение бюджетных ассигнований на реализацию областных целевых программ на 2015 год" к Закону Тюменской области от 02.12.2014 N115 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее по тексту - Закон Тюменской области N 115), предусмотрены ассигнования на финансирование мероприятия, направленного на развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, подпрограммы "Развития агропромышленного производства Тюменской области" Государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N699-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013-2020 годы" (далее по тексту - Постановление N 699).
Так, в рамках указанной программы выделялась субсидия на основании Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 10.02.2015 N 90/17-с (далее по тексту - Соглашение N 90/17-с), в котором были предусмотрены положения, установленные Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 999).
Департамент, является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, созданным в соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области от 18.04.2005 N 35 "О структуре органов исполнительной власти Тюменской области" и подотчетным в своей деятельности учредителю - Правительству Тюменской области.
Согласно Положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 N 27, Департамент осуществляет в том числе деятельность, направленную на реализацию региональной государственной политики в агропромышленном комплексе Тюменской области в сфере экономики, производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки, развития рынка сельскохозяйственного сырья м продовольствия, направленной на эффективное функционирование предприятий агропромышленного комплекса и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
На основании приказа от 06.02.2018 N 65, должностными лицами Управления проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления (расходования) средств из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (далее по тексту - государственная программа).
В ходе проверки установлено, что на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в рамках государственной программы предоставлена субсидия на 2015 финансовый год в размере 115 206 800 руб., из которых 6 021 478 руб. 26 коп. использованы с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).
По результатам проверки составлен Акт от 06.03.2018, в котором зафиксировано финансовое нарушение.
В адрес Департамента направлено Представление от 26.04.2017 N 67-21-13/21-17 с указанием факта выявленного нарушения, а также следующих требований:
- рассмотреть информацию об указанном в Представлении нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
- принять меры по устранению причин и условий его совершения.
Срок для исполнения Представления установлен не позднее 30 календарных дней со дня получения.
Приказом Министерства финансов N 655 от 28.05.2018 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" Федеральному казначейству приказано исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Тюменской области (Департамента) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Тюменской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области, в сумме 6 021 478, 26 руб., рассчитанной по состоянию на 27.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя.
Полагая, что выводы Управления в части несоблюдения условий софинансирования расходных обязательств при расходовании средств субсидий из федерального бюджета являются ошибочными, нарушают права и законные интересы Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
15.10.2018 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В обоснование заявленных требований, Департамент указывает на то, что требование нормативного правового акта, регулирующего бюджетные правоотношения, устанавливающего уровень финансирования расходного обязательства субъекта РФ по отношению к консолидированному бюджету в размере не менее 5 процентов, выполнено, действующее законодательство не предусматривает требование об определении и соблюдении уровня софинансирования, ответственность за его соблюдение, обязанность возврата межбюджетных трансфертов.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом требований, исходил из того, что заявителем нарушены требования бюджетного законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. Субсидии указанным субъектам предоставляются из средств бюджетов (статья 78 БК РФ).
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Получателями межбюджетных трансфертов являются нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, условия предоставления которых, в том числе по возврату остатков, устанавливаются правовыми актами Правительства РФ и соответствующими соглашениями.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).
В соответствии с правилами пунктов 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 130 БК РФ).
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правоотношения сторон в рамках заключенного соглашения, в настоящем случае регулируются Федеральным законом от 29.09.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее по тексту - Закон N 264-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее по тексту - Постановление N 717).
Частью 3 статьи 7 Закона N 264-ФЗ установлено, что Правительство Российской, Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Из Постановления N 717 (пункт 3 Правил предоставления и распределения субсидий - Приложение N 6) следует, что субсидии предоставляются при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 8 Правила N 999.
Пунктом 8 Правил N 999 предусмотрены условия предоставления субсидий, которые включают в себя:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
Также, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (действующие в период до 13.04.2017), (далее по тексту - Правила N 1460).
Пунктом 5 Правил N 1460 (в редакции от 27.01.2015) условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
Пункт 13 Правил N 999 предусматривает, что объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии.
При этом, предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета для субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности на текущий финансовый год (определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации") которых равен или превышает 1, определяется по соответствующей формуле.
Согласно подпункту а(1)) пункта 10 Правил N 999 Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 13 или 13(1.1) настоящих Правил.
В рамках государственной программы, утвержденной Постановлением N 717, 10.02.2015 между Министерством сельского хозяйства и Правительством Тюменской области заключено Соглашение N 90/17-с.
Пунктом 1.3 Соглашения предусмотрено, что высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Тюменской областью.
Согласно пункту 2.2.1 Соглашения высший исполнительный орган осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению.
Пунктом 2.2.8 Соглашения предусмотрено, что в установленном порядке высший исполнительный орган осуществляет возврат остатков субсидий в федеральный бюджет, перечисленных в предыдущие годы в бюджет Тюменской области и неиспользованных по состоянию на 01.01.2015.
Из условий соглашения следует, что остатки предоставленной субсидии подлежат возврату в федеральный бюджет.
Кроме того, пунктом 22 Правил N 999 предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях.
Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).
Заключенное между сторонами соглашение является основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в нем конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашения (использование, расходование субсидий), Правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.
С учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах Российская Федерация и Тюменская область, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Тюменской области об областном бюджете на 2015 год и региональной программы, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Условия, указанных выше правил и Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Тюменской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет.
В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Из совокупного толкования указанных выше норм законодательства и условий Соглашения N 90/17-с следует принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Тюменской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Тюменской области.
При соблюдении этого принципа, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов), такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета области, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
Иными словами, полное расходование предусмотренных соглашением средств федерального бюджета возможно только при таком же полном расходовании установленных соглашением средств бюджета субъекта.
При этом, отсутствие в соглашении конкретного процентного соотношения средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта, не исключает указанные выводы.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п утверждена государственная программа, в которой предусмотрено выполнение в 2015 году мероприятий, направленных на стимулирование подотрасли растениеводства, включая переработку продукции растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры и прочая продукция растениеводства) на общую сумму 1 167 388,8 тыс. руб.
Программой предусмотрено, что государственная поддержка товаропроизводителей агропромышленного комплекса будет осуществляться посредством предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Законом Тюменской области N 115 предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение Мероприятия в рамках финансирования государственной программы в общей сумме 195 207 000 тыс. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета в сумме 165 207,00 тыс. руб., что составляет 84,63 % от общей суммы финансирования;
- за счет средств бюджета Тюменской области в сумме 30 000,00 тыс. руб., что составляет 15,37 % от обшей суммы финансирования.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1.3 Соглашения N 90/17-с высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Тюменской области.
Как следует из материалов проведенной проверки, объем доведенных Департаменту лимитов бюджетных обязательств бюджета Тюменской области на обеспечение расходных обязательств в целях софинансирования по Соглашению N 90/17 в 2015 году составил 64 634 730,00 руб., в том числе:
- средства областного бюджета выделенные в качестве софинансирования Соглашения N 90/17-с в сумме 30 000 000,00 руб.;
- средства областного бюджета выделенные на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций в сумме 34 634 730,00 руб.
В проверяемом периоде Департамент как главный распорядитель средств областного бюджета, в соответствии с объемами, доведенными до него письмами о бюджетных ассигнованиях Департамента финансов Тюменской области, в целях бюджетных ассигнованиях Департамента финансов Тюменской области, в целях исполнения бюджета по расходам, осуществлял составление бюджетной росписи на 2015 год. На основании соответствующих писем о бюджетных ассигнованиях Департаментом вносились изменения и дополнения в бюджетную роспись.
В числе прочих изменений и дополнений Департаментом была внесена информация о расходах областного бюджета на обеспечение мероприятия, которыми предусмотрены бюджетные ассигнования на 2015 год (Бюджетная роспись и поквартальная разбивка Департамента на 2015 год (без расходов аппарата) от 31.12.2015), в том числе по указанной программе:
- за счет средств федерального бюджета на 2015 год в сумме 115 206,80000 тыс. руб.;
- за счет средств бюджета Тюменской области в сумме 30 000,00000 тыс. руб.
В 2015 году на лицевой счет Департамента поступил объем средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджету Тюменской области на реализацию мероприятия указанной государственной программы в сумме 115 206 800 руб.
Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (формы 0503127), кассовым расходам Департамента за счет средств Субсидии на 2015 год, приложением N 2 "Расходы областного бюджета за 2015 год по ведомственной структуре расходов бюджетов" к Закону Тюменской области от 07.06.2016 N 35 "Об исполнении областного бюджета за 2015 год" фактический расход (размер софинансирования) Субсидии на 2015 год, составил в общей сумме 137 617 321,00 руб., в том числе:
- средства федерального бюджета в сумме 115 206 800,00 руб. или 83,72 % от общих расходов;
- средства областного бюджета в сумме 22 410 521,00 руб. или 16,28 % от общих расходов.
Указанные выше размеры понесенных затрат на субсидию на 2015 год свидетельствует о снижение доли расходов за счет средств областного бюджета в сумме 7 589 479,00 руб. (30 000 000,00 - 22 410 521,00 = 7 589 479,00) или в размере 4,38% (20,66% - 16,28%=4,38%) от соотношения объемов софинансирования, установленных в Приложениях N 1 и N 2 к Соглашению N 90/17-с.
Таким образом, из указанных объемов фактических расходов следует, что субъектом РФ получена экономия средств, тогда как средства федерального бюджета израсходованы с перерасходом на сумму 7 589 479,00 руб.
Возникновение остатка средств только в средствах области указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы областью в полном объеме (то есть с перерасходом), а средства области при этом незаконно сэкономлены в нарушение взятых на себя расходных обязательств.
Следовательно, Управление пришло к обоснованному выводу о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Тюменской области Департаментом.
Ссылка Департамента на пункты 6-8 Правил N 1460 в обоснование своей позиции, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в пункте 8 Правил N 1460 речь идет о консолидированном бюджете, указанный заявителем размер 5% относится в общем к уровню финансирования расходного обязательства субъекта по отношению к консолидированному бюджету, который включает в себя, как муниципальный, так и областной бюджет. При этом, конкретный объем софинансирования по каждому направлению расходования субсидий установлен в соглашениях.
Подлежит отклонению и довод Департамента в части наличия объективных причин неиспользованных денежных средств по Соглашению N 90-17-с за счет средств областного бюджета в размере 7 589 479 руб., со ссылкой на невозможность расчета точной суммы обязательств, поскольку указанное не является основанием для освобождения Департамента от выполнения принятых по Соглашению N 90/17-с обязательств.
Кроме того, Министерство сельского хозяйства в письме от 11.11.2015 N ГЕ-16-27/14663 просило обеспечить выполнение обязательств по заключенным соглашениям по доведению средств государственной поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов до сельскохозяйственных производителей в полном объеме (копия письма имеется в материалах дела).
Также подлежит отклонению и довод в части отсутствия в проверяемый период в законодательстве понятия уровня софинансирования, поскольку, из совокупного толкования указанных выше норм и условий заключенного Соглашения N 90/17-с, расходования средств федерального бюджета в полном объеме, возможно только при полном использовании средств областного бюджета.
Ссылка Департамента на ошибочный вывод суда первой инстанции в части того, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта утверждается Министерством с указанием на пункт 10 Правил N 1370, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, как не имеющий правового значения ввиду изложенных выше обстоятельств.
В связи с изложенным, требования Департамента обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Само по себе нарушение условий софинансирования расходных обязательств, указывает на нарушение условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о правомерной квалификации Управлением указанного нарушения по статьей 306.8 БК РФ, и как следствие принятие Министерством финансов оспариваемого приказа, поскольку условие предоставления межбюджетного трансферта из федерального бюджета было нарушено Департаментом, являющимся в рассматриваемых отношениях главным распорядителем бюджетных средств.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы распределению не подлежат, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2018 по делу N А70-9928/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9928/2018
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Администрации Тюменской области
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент финансов Тюменской области, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1166/19
11.01.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14863/18
15.10.2018 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9928/18
27.09.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10455/18