г. Чита |
|
10 января 2019 г. |
Дело N А58-4782/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Цветик-семицветик" поселка Беркакит Нерюнгринского района на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2018 года по делу N А58-4782/2018 по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения "Цветик-семицветик" поселка Беркакит Нерюнгринского района (ОГРН 1031401723539, ИНН 1434028191) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Цветик-семицветик" поселка Беркакит Нерюнгринского района (далее - заявитель, МДОУ "Цветик-семицветик" или учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство финансов, Министерство или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2018 N 1/15.14-2018/173 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 26.04.2018 N 1/15.14-2018/173, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Не согласившись с указанным решением, МДОУ "Цветик-семицветик" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телеграммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках проведения выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственной (муниципальной) программой "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы" муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) проведена встречная проверка учреждения, по результатам которого составлен акт встречной проверки от 26.04.2018.
В акте установлено, что в нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 N 152 и раздела II пункта 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 N 34, допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), так из средств субвенции учреждением произведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции на сумму 460 405, 06 рублей.
Соглашением от 09.01.2017 N 34 и дополнительными соглашениями от 30.06.2017 и от 24.11.2017 к Соглашению от 09.01.2016 N 34 на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2017 год, заключенными между Администрацией МО "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) и Министерством образования Республики Саха (Якутия), бюджету МО "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) предоставлена субвенция в размере 464 021 370 рублей согласно уведомлениям Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 09.01.2017 N 1-19, от 28.06.2017 N 8-19, от 24.11.2017 N 24-19.
Согласно пункту 2.2.3 раздела II Соглашения от 09.01.2017 N 34 администрация МО "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) обеспечивает контроль целевого и эффективного использования средств субвенции, недопущением кредиторской задолженности по заработной плате работников общеобразовательных учреждений, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Согласно пункту 2.2.7 раздела II Соглашения от 09.01.2017 N 34 осуществляет возврат в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субвенции по казенным общеобразовательным организациям, остаток средств субвенции по бюджетным общеобразовательным организациям, не выполнившим муниципальное задание.
По состоянию на 01.01.2017 не использованный остаток субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта общего образования составил 483 750, 55 рублей.
При уточненном плане с учетом остатка на начало года на сумму 20 678 220, 55 рублей, кассовые расходы составили 20 678 220, 55 рублей, или исполнено на 100 %.
За счет не использованных остатков субвенции на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования с фонда оплаты труда в 2017 году произведены расходы на возмещение медицинской комиссии сотрудников, оплату за испытание электрооборудования, оплату за ремонтные работы обогрева сушильных шкафчиков, на оплату дезинфицирования средством жавелион, на оплату продуктов питания.
Вышеперечисленные расходы не входят в перечень учебных расходов, непосредственно связанных с образовательным процессом.
В нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 N 152 и пункта 2.2.3 раздела II Соглашения от 09.01.2017 N 34, допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), так из средств субвенции учреждением произведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции на сумму 460 405, 06 рублей.
26.04.2018 главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Баишевым В.В. составлен протокол об административном правонарушении, в котором указаны нарушения, установленные проверкой, - за счет неиспользованных остатков субвенции на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования с фонда оплаты труда в 2017 году произведены расходы на возмещение медицинской комиссии сотрудников, оплату за испытание электрооборудования, оплату за ремонтные работы обогрева сушильных шкафчиков, на оплату дезинфицирования средством жавелион, на оплату продуктов питания, указанные расходы не входят в перечень учебных расходов, непосредственно связанных с образовательным процессом, в нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 N 152 и пункта 2.2.3 раздела II Соглашения от 09.01.2017 N 34, допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), так из средств субвенции Учреждением произведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции на сумму 460 405, 06 рублей, тем самым Учреждением совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии законного представителя учреждения Кириллиной О.В., ею даны объяснения к протоколу - с привлечением к административной ответственности не согласна, нарушения законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) отсутствуют, нецелевого расходования средств остатков субсидии не допущено.
Определением от 03.05.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении N 1/15.14-2018/173 от 26.04.2018 в отношении учреждения по статье 15.14 КоАП РФ назначено на 11.05.2018 в 15 час. 00 мин., определение получено заведующей Учреждением Кириллиной О.В. 04.05.2018.
Постановлением N 1/15.14-2018/173 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 1/15.14-2018/173 от 26.04.2018 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 23 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления ошибочными, на основании следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пунктам 4, 5 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, и мотивированное решение по делу обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, привлекая заявителя к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ, административный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
На основании статьи 15.14. КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 15.14. КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.06.2014 N 179 утверждены нормативы финансирования на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 N 117 утвержден Порядок (далее - Порядок) расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" и устанавливает порядок предоставления и расходования средств субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
На основании пункта 2.4. Порядка субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.5. Порядка в случае изменения количества обучающихся, наличия остатков средств на начало календарного года, образования экономии, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, поправочные коэффициенты корректируются, объем субвенции перераспределяется между муниципальными районами и городскими округами Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 3.2 Порядка, субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:
а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях:
б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;
в) игры, игрушки;
г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности;
д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;
е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка муниципальные районы, городские округа при распределении, а также перераспределении объема средств между муниципальными общеобразовательными организациями учитывают остатки средств на начало календарного года, образовавшуюся экономию, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, согласно муниципальному нормативному правовому акту. При этом средства могут быть направлены по следующей приоритетности:
а) на достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников;
б) на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;
в) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.
Согласно пункту 4.2. Порядка возврат и использование остатков субвенций после завершения финансового года осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, и их возврат в бюджеты муниципальных образований Республики Саха (Якутия), которым они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов, устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
На основании пункта 4.3. Порядка в случае, если неиспользованный остаток средств субвенции не перечислен в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), указанные средства подлежат взысканию в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Административным органом установлено, что заявителем произведены расходы, не соответствующие целям получения субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования за счет средств Республики Саха (Якутия в размере 460 405, 06 рублей, в том числе произведены расходы на возмещение медицинской комиссии сотрудников, оплату за испытание электрооборудования, оплату за ремонтные работы обогрева сушильных шкафчиков, на оплату дезинфицирования средством жавелион, на оплату продуктов питания.
Пунктом 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) предусмотрено, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
Реализация государственного стандарта дошкольного образования является основной целью, ради которой созданы муниципальные дошкольные образовательные организации, и направление остатков средств субсидии на реализацию государственного стандарта дошкольного образования на исполнение полномочий Республики Саха (Якутия) в сфере образования не противоречит части 17 статьи 30 Закона N 81-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) (далее - объекты контроля) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.
На основании части 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Согласно подпункту "б" пункта 7 Порядка осуществления Министерством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557 финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.
Исходя из изложенного, административный пришел к выводу о том, что заявитель, как получатель средств бюджета, относится к числу объектов контроля, в отношении которых может быть проведена проверка в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению административного органа, субъектом рассматриваемого административного правонарушения является юридическое лицо, допустившее нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году является заявитель.
Суд первой инстанции согласился с позицией административного органа, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Между тем такие выводы административного органа и суда не основаны на материалах дела и являются неправомерными с учетом следующего.
Как следует из оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении, учреждению вменяется нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 N 152 и пункта 2.2.3 раздела II Соглашения от 09.01.2017 N 34, допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), так из средств субвенции учреждением произведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции на сумму 460 405, 06 рублей.
Однако учреждение не является и не может являться получателем средств субвенции, не является участником соглашения, нарушение которого вменяется административным органом.
Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исходя из того, как административным органом описано событие вменяемого правонарушения, учреждение не может быть его субъектом, что исключает состав правонарушения.
В данном случае учреждение являлось получателем бюджетных средств, выделенных в порядке предоставления субсидии по соглашению, заключенному между учреждением и муниципальным казенным учреждением Управление образования Нерюнгринского района.
Однако административным органом не вменяется в вину учреждению нарушение такого соглашения.
Более того, в соглашении N 34 от 09.01.2017, заключенном между Министерством образования Республики Саха (Якутия) и Нерюнгринской районной администрацией, прямо указано, что получателем субвенции является Нерюнгринская районная администрация и предусмотрена ответственность получателя за целевое использование бюджетных средств.
Именно в рамках указанного соглашения N 34 от 09.01.2017 получатель субвенции доводит средства субвенции путем предоставления субсидий на выполнение муниципальных заданий.
Между тем административный орган вменяет учреждению нецелевое использование средств субвенции, получателем которых учреждение не может быть по определению.
Однако в постановлении от 11.05.2018 N 1/15.14-2018/173 о назначении административного наказания содержатся недостоверные сведения о событии и субъекте вменяемого учреждению правонарушения, то есть оспариваемое постановление не отвечает приведенным выше требованиям КоАП РФ.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии в действиях заявителя события административным органом должным образом не исследовался и мотивированное решение по делу не выносилось.
Недоказанность наличия в действиях учреждения события вмененного ему административного правонарушения, по мнению суда апелляционной инстанции, безусловно, свидетельствуют о незаконности постановления от 11.05.2018 N 1/15.14-2018/173 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 26.04.2018 N 1/15.14-2018/173.
Следовательно, позиция административного органа о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения несостоятельна.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП РФ.
При этом по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что в оспариваемом постановлении размер назначенного учреждению административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2018 года по делу N А58-4782/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 11.05.2018 N 1/15.14-2018/173 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 11.05.2018 N 1/15.14-2018/173 признать незаконным и отменить полностью.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4782/2018
Истец: МДОУ "Цветик-семицветик" поселка Беркакит Нерюнгринского района
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)