г. Красноярск |
|
10 января 2019 г. |
Дело N А74-9803/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" января 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от истца (Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия): Конных А.А., представителя на основании доверенности от 20.06.2017, паспорта; Полторацкого Д.С., представителя на основании доверенности от 18.10.2018, паспорта;
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Хакасское по племенной работе"): Метляева А.Ю., представителя на основании доверенности от 17.07.2018 (т.1., л.д.111), паспорта; Овчинникова Ю.Н, генерального директора на основании выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 20.07.2018(т.1, л.д. 100), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "11" октября 2018 года по делу N А74-9803/2018,
принятое судьей Зайцевой Н.М.,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ИНН 1901023044, ОГРН 1021900526482) (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Хакасское по племенной работе" (ИНН 1901122670, ОГРН 1151901000107) (далее - ответчик, общество, ООО "Хакасское по племенной работе") 10 631 736 рублей 84 копеек средств субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 октября 2018 года по делу N А74-9803/2018 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе истец ссылается на следующие обстоятельства:
- Правила предоставления субсидии в материалы дела представлены не были;
- в нарушение принятых на себя в рамках соглашения обязательств (подпункт 4.3.3.1 Соглашения) истец в установленный срок (до 15.02.2018) не представил отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2018, в результате, не исполнив условие, предусмотренное подпунктом "в" пункта 3.3.3 Порядка, что послужило основанием для направления ему требования от 26.04.2018 N 33-919-П о возврате бюджетных средств;
- довод суда о том, что условие о предоставлении отчётности не является условием, установленным для предоставления субсидии, это условие непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств; что неисполнение получателем субсидии обязанности по предоставлению определённой отчётности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением), но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения о предоставлении субсидии, основан на неверном толковании норм материального права.
В судебном заседании представители истца поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы.
Представители ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
27.03.2017 между Министерством (главный распорядитель) и обществом (получатель) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 N 114-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Порядком предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2017 году, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.02.2017 N 59 (далее - Порядок предоставления субсидии), заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидии юридическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения его предметом является предоставление получателю в 2017 году субсидии в целях возмещения части затрат на производство и хранение семени для проведения искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и удешевления стоимости семени племенных сельскохозяйственных животных (подраздел 7.3.3 Порядка предоставления субсидии).
Пунктом 2.1 соглашения сторонами определено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными главному распорядителю как получателю средств республиканского бюджета Республики Хакасия по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в настоящем соглашении, в размере 3 301 000 рублей.
В разделе III соглашения предусмотрены условия и порядок предоставления субсидий, в частности, субсидия предоставляется: на цели, указанные в разделе I соглашения (пункт 3.1.1), при предоставлении получателем главному распорядителю документов, подтверждающих факт произведённых получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, а также иных документов, установленных Прядком предоставления субсидии (пункт 3.1.2); при соблюдении условий, установленных Порядком предоставления субсидии (пункт 3.1.3); при согласии получателя на осуществление главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 3.1.4).
Согласно пунктам 3.2, 3.3 соглашения, перечисление субсидии осуществляется в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, согласно Порядку господдержки на счёт получателя. Срок (периодичность) перечисления субсидии: единовременно. Перечисление субсидии осуществляется главным распорядителем после предоставления получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 соглашения, подтверждающих возникновение соответствующих денежных обязательств.
На получателя субсидии в силу пункта 4.3 соглашения возложены обязанности: по предоставлению главному распорядителю документов, установленных пунктом 3.1.2 соглашения; по обеспечению достижения значений показателей результативности, установленных главным распорядителем в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения; по предоставлению отчёта о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения не позднее 15.02.2018; по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование субсидии в сроки и по видам субсидий, предусмотренных Порядком предоставления субсидий.
На основании заключённого соглашения в целях получения средств субсидии ООО "Хакасское по племенной работе" предоставило Министерству документы необходимые для расчёта её размера за период январь-октябрь 2017 года, что не оспаривается Министерством.
По результатам изучения представленных документов между сторонами заключены дополнительные соглашения 10.05.2017 N 1, от 30.06.2017 N 2, от 18.07.2017 N 3, от 03.08.2017 N 4, от 06.09.2017 N 5, от 06.10.2017 N 6, от 01.11.2018 N 7 о внесении изменений в пункт 2.1 Соглашения, уточняющих размер предоставляемой субсидии.
Пункт 2.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2017 N 7 в части размера субсидии предусматривает следующее:
3 301 000 рублей (возмещение части затрат январь - февраль 2017 года);
1 919 600 рублей (возмещение части затрат за апрель 2017 года);
1 440 000 рублей (возмещение части затрат за май 2017 года);
796 400 рублей (возмещение части затрат за июнь 2017 года);
1 180 000 рублей (возмещение части затрат за июль 2017 года);
3 079 400 рублей (возмещение части затрат за август 2017 года);
2 538 000 рублей (возмещение части затрат за сентябрь 2017 года);
1 659 400 рублей (возмещение части затрат за октябрь 2017 года).
В соответствии с условиями соглашения обществу была перечислена субсидия в сумме 10 631 736 рублей 84 копеек, что подтверждается представленными платёжными поручениям от 13.04.2017 N 755978, 27.04.2017 N 818363, от 30.05.2017 N 50136, от 17.07.2017 N 253398, от 27.07.2017 N 295389, от 24.08.2017 N 407849, от 17.10.2017 N 628733.
26.04.2018 Министерство направило в адрес общества требование N 33-919-п о возврате бюджетных средств в сумме 10 631 736 рублей 84 копеек в связи с непредставлением обществом в срок до 15.02.2018 отчёта о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2018.
После получения указанного уведомления, общество представило в адрес Министерства отчёт о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2018.
Поскольку требование о возврате бюджетных средств ответчик не исполнил, Министерство обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
С учётом подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 N 114-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" установлено, что Правительство Республики Хакасия вправе предоставлять из республиканского бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление указанных субсидий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Республики Хакасия (части 1, 3 статьи 9).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.02.2017 N 59 утверждён Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2017 году (далее - Порядок предоставления субсидии).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что вышеназванный Порядок предоставления субсидии является общедоступным документом, размещен в информационной системе "Консультант Плюс. Региональные базы", в связи с чем его непредставление в материалы дела не свидетельствует о незаконности принятого судом первой инстанции решения.
Порядок предоставления субсидии определяет категории и критерии отбора получателей государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе за счёт средств федерального бюджета, поступивших в порядке софинансирования, цели и условия предоставления субсидий в 2017 году, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и порядок возврата остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году.
Субсидии предоставляются на возмещение части затрат, предусмотренных настоящим Порядком, в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 N 781, с учётом государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (пункты 1.1, 1.3 Порядка предоставления субсидии).
Согласно пункту 7.3 Порядка предоставления субсидии на удовлетворение потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Хакасия в племенной продукции (материале) предоставляются, в том числе на производство и хранение семени для проведения искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и удешевление стоимости семени племенных сельскохозяйственных животных.
Пунктом 3.3 Порядка предоставления субсидии определено, что одними из условий предоставления субсидии является заключение с Министерством соглашения о предоставлении субсидий на 2017 год по форме, установленной приказом Министерства финансов Республики Хакасия, а также представление получателем субсидии в Министерство отчёта о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий в 2017 году по видам субсидий, по форме и в срок, которые установлены соглашением о предоставлении субсидий на 2017 год.
Министерство в силу положений пунктов 6.1, 6.2 Порядка предоставления субсидии осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, определённых настоящим Порядком при их предоставлении, а также в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах, неправомерно полученные суммы субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также в качестве основания ответственности в виде возврата средств субсидии получателем пунктом 5.2 Соглашения определено недостижение получателем установленного Соглашением значения показателя результативности предоставления субсидии.
Как следует из материалов дела, ответчиком отчёт о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2018 был представлен за пределом установленного срока - 01.06.2018 (при установленном сроке представления 15.02.2018).
Как верно отмечено судом первой инстанции, возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определённой отчётности преследует цели контроля за использованием предоставленных денежных средств. Неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением), но не для возврата всей субсидии, полученной во исполнение соглашения. Иное толкование обязанности по предоставлению определённой отчётности свидетельствовало бы о неправомерном взыскании с организаций предоставленных субсидий вопреки проделанной работе.
Обязанности общества, как получателя субсидии, по обеспечению достижения значений показателей результативности, установленных главным распорядителем в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения, по предоставлению отчёта о достижении значение показателей результативности и соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения на позднее 12.02.2018 корреспондируют обязанность Министерства принять решение о применении штрафных санкций (пункт 4.1.8, 4.3.6 соглашения), а также обязанность самого получателя субсидии в случае недостижения установленного значения показателя результативности предоставления субсидии возвратить средства субсидии в объёме пропорционально объёму невыполнения показателя (пункт 5.2 соглашения).
Соглашение и Порядок предоставления субсидии не содержат условий об ответственности получателя субсидии за нарушение сроков предоставлении отчёта о достижении показателей результативности в виде возврата средств субсидии.
Пунктом 5.2. соглашения предусмотрено, что в случае недостижения получателем установленного соглашением значения показателя результативности предоставления субсидии получатель несёт ответственность в виде возврата предоставленных бюджетных средств по соответствующему виду субсидии в объёме, пропорционально объёму невыполнения показателя (процентном соотношении).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе нарушение срока предоставления обществом отчётности не может являться безусловным основанием для возврата полученных средств субсидии.
В соответствии с положениями статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата средств субсидии также является нецелевое использование средств субсидии.
В ходе рассмотрения дела доказательств, свидетельствующих о нецелевом расходовании средств бюджета, не представлено.
Обстоятельства, связанные с выделением средств субсидии, а также буквальное толкование содержания пунктов 3.1.2, 3.3, 4.1 соглашения, свидетельствуют о том, что принятию решения о предоставлении субсидии предшествовало несение соответствующих затрат обществом.
Доказательств представления получателем субсидии недостоверных сведений, в части несения затрат, подлежащих субсидированию, материалы дела не содержат. Фактов нецелевого расходования средств субсидии в ходе рассмотрения дела не установлено.
Несмотря на нарушение сроков предоставления отчётности, бюджетные средства истрачены по целевому назначению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что применение такой санкции как возврат бюджетных средств в полном объёме, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого дополнительного решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "11" октября 2018 года по делу N А74-9803/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9803/2018
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия
Ответчик: ООО "ХАКАССКОЕ ПО ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЕ"
Третье лицо: Полторацкий Дмитрий Сергеевич