г. Киров |
|
10 января 2019 г. |
Дело N А29-11977/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Малых Е.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего федерального государственного предприятия "Северное" Пешкина А.А.
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 02.11.2018 по делу N А29-11977/2018, принятое судом в составе судьи Кокошиной Н.В.,
по заявлению федерального государственного предприятия "Северное" (ИНН: 1101461948, ОГРН: 1031100403510) об установлении фактов, имеющих юридическое значение
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780), Федеральное агентство научных организаций (ИНН: 7736666554, ОГРН: 5137746009462), Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140), Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607)
установил:
федеральное государственное предприятие "Северное" в лице конкурсного управляющего Пешкина А.А. (далее - заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения в течение срока приобретательной давности объектами недвижимого имущества по перечню, указанному в заявлении (далее - Объекты).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.11.2018 заявление оставлено без рассмотрения.
Заявитель с принятым определением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о наличии спора о праве является неверным, поскольку само право Федеральное агентство научных организаций не оспаривало и самостоятельных требований на имущество не заявляло.
26.12.2018 от Уральского ТУ Минобрнауки России поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, согласно которому в связи с упразднением Федерального агентства научных организаций функции по управлению имуществом преданы Минобрнауки России, в связи с чем просит заменить последнее на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, основаниями для процессуального правопреемства являются случаи перемены лиц в обязательстве в материальном правоотношении. Таким образом, материальное правопреемство первично по отношению к процессуальному.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство научных организаций упразднено. Функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 1055-р организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемого Федерального агентства научных организаций, отнесены к ведению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, которое является правопреемником имущественных и неимущественных прав, обязанностей и обязательств по ним упраздняемого агентства.
Согласно пунктам 4.3.22, 4.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Министерством и подведомственными ему организациями.
Согласно открытым сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на 27.12.2018 в отношении Федерального агентства научных организаций 19.06.2018 внесена запись о том, что последнее находится в стадии ликвидации.
Возражений относительно заявленного ходатайства не поступило.
Учитывая, что правопреемником упраздняемого Федерального агентства научных организаций является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Минобрнауки в отзыве на апелляционную жалобу указывает о наличии спора о праве на объекты, просит определение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу просит провести судебное заседание в отсутствие своего представителя, вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы оставило на усмотрение суда.
ТУ Росимущества в Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу просит определение оставить без изменения и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заявитель, заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
Установление в судебном порядке факта владения названным имуществом, как указано в рассмотренном судом первой инстанции заявлении об установлении факта, необходимо в целях государственной регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество.
В силу статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд рассматривает, в том числе, и дела об установлении факта владения и пользования юридическим лицом недвижимым имуществом как своим собственным (пункт 1 части 2 названной статьи).
Юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законодатель устанавливает ряд критериев, которые в совокупности определяют подведомственность дел об установлении того или иного факта арбитражному суду: данные факты имеют юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей юридических лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; у заявителя отсутствует возможность получить документы, удостоверяющие данные факты, иным путем; законодательством не предусмотрен внесудебный порядок установления данных фактов; отсутствует соответствующий спор о праве.
Частью 3 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
Пунктом 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
Из названных положений следует, что подача заявления об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности является надлежащим способом защиты только в том случае, если прежний собственник недвижимого имущества не известен и не должен был быть известен давностному владельцу.
Применительно к праву хозяйственного ведения указанные положения не применимы в силу самого существа ограниченного вещного права. Вопрос об основаниях возникновения права хозяйственного ведения свидетельствует о наличии спора о праве.
Вывод суда первой инстанции о наличии спора о праве признается арбитражным судом апелляционной инстанции соответствующим фактическим обстоятельствам.
Вступившим в законную силу постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 по делу N А29-8306/2015 отказано в удовлетворении требования заявителя о признании за ним права хозяйственного ведения на часть указанных в настоящем заявлении объектов.
Как установлено судами, целью признания акта владения и пользования объектом недвижимости как собственным является оформление на него прав, порождающих вовлечение имущества в гражданский оборот. В обоснование соответствующего владения указано на нахождение имущества в открытом, непрерывном и добросовестном пользовании объектами.
Из материалов дела усматривается, что настоящее заявление связано с разрешением спора о праве, которое подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку мотивы, изложенные в обоснование заявления об установлении юридического факта, однозначно не свидетельствует о заявленных правах на спорные объекты недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства. Указанное разъяснение применимо и к иным вещным правам, в том числе праву хозяйственного ведения.
Таким образом, заявление об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности на основании части 3 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно оставлено без рассмотрения.
Оставление заявления без рассмотрения не препятствует заявителю и другим заинтересованным по делу лицам разрешить спор в порядке искового производства.
Выраженная в апелляционной жалобе просьба после отмены обжалуемого определения направить дело на новое рассмотрение не может быть удовлетворена, поскольку вопросы права в отношении названного заявителем имущества подлежат разрешению в ином процессуальном порядке.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое определение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
удовлетворить заявление о процессуальном правопреемстве, произвести замену заинтересованного лица - Федеральное агентство научных организаций (ИНН: 7736666554, ОГРН: 5137746009462) на его правопреемника - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН: 9710062939, ОГРН: 1187746579690).
Определение Арбитражного суда Республики Коми от 02.11.2018 по делу N А29-11977/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего федерального государственного предприятия "Северное" Пешкина А.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11977/2018
Истец: ФГУП Конкурсный управляющий Северное Пешкин А.А, ФГУП Северное
Ответчик: Управление Россреестра по Республике Коми
Третье лицо: Администрация МО ГО "Сыктывкар", Минимущества Республики Коми, ТУ Росимущества по Республике Коми, ФАНО России, Уральское ТУ Минобрнауки России