г. Пермь |
|
09 января 2019 г. |
Дело N А60-30247/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при участии:
от заявителя - Панова А.А., паспорт, доверенность от 04.09.2018;
от третьего лица, АО "Совхоз "Знаменский" - Евгелевская Ю.В., паспорт, доверенность от 09.01.2019;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, Администрации городского округа Сухой Лог, заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2018 года
по делу N А60-30247/2018,
принятое судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению Администрации городского округа Сухой Лог
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
третьи лица: акционерное общество "Совхоз "Знаменский" (ОГРН 1169658081988, ИНН 6633025204), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
об оспаривании бездействия,
установил:
Администрация городского округа Сухой Лог (далее заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Свердловской области) с заявлением о признании бездействия не законным. С учетом уточнения требований заявитель просит признать незаконным действие ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившее в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 73769160,00 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование-под сельскохозяйственное использование, местоположение: обл. Свердловская, р-н Сухоложский, на западе, юго-западе от г. Сухой Лог, образованного из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0000000:8 согласно схеме расположения земельного участка, и в безвозмездной передаче из собственности Российской Федерации в собственность городского округа Сухой Лог образованного земельного участка; в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда обязать ТУ Росимущества в Свердловской области устранить допущенные нарушения путем совершения следующих действий:
- утвердить схему расположения земельного участка, площадью 73769160,00 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование-под сельскохозяйственное использование, местоположение: обл. Свердловская, р-н Сухоложский, на западе, юго-западе от г. Сухой Лог, образованный из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0000000:8 согласно схемы расположения земельного участка;
- принять решение о безвозмездной передаче земельного участка площадью 73769160,00 кв.м, находящегося в собственности Российской Федерации в собственность городского округа Сухой Лог;
- передать по акту приема-передачи образованный земельный участок, площадью 73769160,00 кв.м, из собственности Российской Федерации в собственность городского округа Сухой Лог.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Совхоз "Знаменский", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены, действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области признаны незаконными, суд обязал заинтересованное лицо в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа Сухой Лог в порядке главы V5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, Администрация городского округа Сухой Лог, заинтересованное лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обратились с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с судебным актов в связи с неуказанием судом способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, как это предусмотрено п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в судебном акте отсутствует правовое обоснование и мотивы отказа в установлении порядка устранения нарушения прав либо невозможности установления такого порядка.
Жалоба заинтересованного лица мотивирована нарушением и не правильным применением судом норм материального права. Заинтересованное лицо полагает оспариваемый отказ правомерным, соответствующим нормам ст. 39.30 ЗК РФ, порядок передачи имущества из федеральной собственности регламентирован ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ. Кроме того, из представленных документов следовало нахождение на земельном участке кроме муниципальных объектов автодороги, на которую зарегистрировано право собственности свердловской области и оперативное управление ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог".
До начала судебного разбирательства поступил письменный отзыв третьего лица, акционерного общества "Совхоз "Знаменский".
В судебном заседании представитель заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, против удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица возражает по мотивам, приведенным в возражениях на жалобу; представитель АО "Совхоз "Знаменский" поддержал позицию и жалобу Администрация городского округа Сухой Лог.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:63:0000000:8 площадью 74173537 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под сельскохозяйственное использование, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.09.2015 и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.08.2015 имеется регистрации N 66-66/014-66/014/300/2015-1558/1.
Решением Думы городского округа Сухой Лог от 09.02.2012 N 438-РД утвержден Генеральный план городского округа Сухой Лог, также решением Думы городского округа Сухой Лог от 26.11.2009 N 213-РД утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Сухой Лог. Указанные документы размещены на официальном сайте городского округа Сухой Лог http://www.goslog.ru/regulatory/grad/informatsiya.php.
В соответствии с указанными документами территориального планирования земельный участок с кадастровым номером 66:63:0000000:8 расположен в границах городского округа Сухой Лог.
Администрация городского округа Сухой Лог с целью реализации прав на получение земельного участка безвозмездно в собственность, обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с заявлением от 09.04.2018 о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог, находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка площадью 73769160,00 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под сельскохозяйственное использование, местоположение: обл. Свердловская, р-н Сухоложский, на западе, юго-западе от г. Сухой Лог, образованного из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0000000:8 согласно схеме расположения земельного участка.
Согласно ответу, полученному на адрес электронной почты "kumi@goslog.ru" с электронного адреса ТУ Росимущества в Свердловской области "tu66@rosim.ru", заявление Администрации зарегистрировано в ТУ Росимущества в Свердловской области 10.04.2018 за входящим N 7179.
Поскольку ответ на обращение заявителю не поступил, ссылаясь на бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признания бездействия не правомерным.
В ходе судебного разбирательства 09.08.2018 ТУ Росимущества в Свердловской области направлен ответ на заявление, в соответствии с которым в передаче земельного участка безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог отказано по причине расположения на испрашиваемом участке объекта недвижимости, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, процедура предоставления которого регулируется ч.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Полагая отказ в передаче земельного участка не соответствующим закону, заявитель уточнил рассматриваемые требования, просит признать отказ ТУ Росимущества в Свердловской области в утверждении схемы расположения земельного участка и в безвозмездной передаче из собственности Российской Федерации в собственность городского округа Сухой Лог образованного земельного участка незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа в передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную. Суд обязал заинтересованное лицо в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа Сухой Лог в порядке главы V5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При реализации норм о распределении объектов между уровнями публичных образований нарушенное право может быть защищено как посредством обращения с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ, так и в порядке искового производства (постановление ВАС РФ от 17.12.2013 N 10278/13).
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подп. 1-13 пункта 2 ст. 39.30 ЗК РФ.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации регламентирован ст. 39.31 ЗК РФ.
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 Земельного кодекса).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в ГКН.
В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункты 2, 4 статьи 39.31 Земельного кодекса).
В соответствии с пункт 6 статьи 39.31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
В силу п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.
Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность установлены п. 7 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень оснований для отказа в такой передаче является закрытым, в частности таким основаниями является:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Отказ в передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке располагается объект недвижимости (автодорога), находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, процедура предоставления которого регулируется ч.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с документами территориального планирования земельный участок с кадастровым номером 66:63:0000000:8 расположен в границах городского округа Сухой Лог, на земельного участка расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности городской округ Сухой Лог, а именно скважина водозаборная N 2 с кадастровым номером 66:63:0000000:4408, собственник - городской округ Сухой Лог; сеть водоснабжения с кадастровым номером 66:63:0000000:4409. Поскольку земельный участок предстоит образовать, при обращении с заявлением о передаче земельного участка заявителем была представлена схема расположения земельного участка.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из недоказанности заинтересованным лицом невозможности передачи испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ, в муниципальную собственность, поскольку нахождение на образуемом в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка иного объекта недвижимости, помимо объектов заявителя, не доказано, а рано отсутствуют основания для отказа, предусмотренные подп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Доводов о несоответствии представленной заявителем схемы требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762, либо положениям п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, заинтересованным лицом не приведено.
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что нахождение на земельном участке объектов недвижимости иных собственников не препятствует передаче земельного участка в муниципальную собственность в соответствии с положениями пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ, поскольку передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав собственников, объекты недвижимости которых расположены на таком участке, и не является основанием для отказа в безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности заявленных требований, поскольку заинтересованным лицом не доказано наличие предусмотренных п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную.
Изложенные заинтересованным лицом в обоснование апелляционной жалобы доводы отклоняются как основанные на ошибочном толковании приведенных выше норм права, учитывая отсутствие надлежащих доказательств в обоснование законности оспариваемого отказа применительно к положениям п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ.
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы заявителя о необходимости дополнения судебного акта указанием на порядок устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя представляются обоснованным.
При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Учитывая, что оспариваемый отказ в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную обоснованно признан судом не правомерным, в соответствии с п.п. 6 и 9 статьи 39.31 ЗК РФ заинтересованное лицо было обязано не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка принять и направить заявителю решения о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную и утверждении схемы расположения земельного участка, указание в резолютивной части судебного акта на необходимость устранить нарушение прав заявителя, без указания конкретного способа устранения, не отвечает принципу исполнимости судебного акта и порождает у сторон споры относительно порядка его исполнения. Оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности передать земельный участок не имеется применительно к названным нормам права.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2018 года подлежит изменению на основании п. 3 ч. 1 с. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2018 года по делу N А60-30247/2018 изменить.
Изложить абзац второй пункта 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в тридцатидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа Сухой Лог путем принятия решения об утверждении указанной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 66:63:0000000:8 в измененных границах, подлежащего образованию земельного участка с условным номером 66:63:0000000:8:ЗУ1 площадью 73769160,00 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование-под сельскохозяйственное использование, местоположение: обл. Свердловская, р-н Сухоложский, на западе, юго-западе от г. Сухой Лог, и о передаче земельного участка площадью 73769160,00 кв.м в собственность муниципального образования городского округа Сухой Лог.".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30247/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУХОЙ ЛОГ
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Третье лицо: АО "СОВХОЗ"ЗНАМЕНСКИЙ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ