город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2024 г. |
дело N А32-31424/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2023 по делу N А32-31424/2023
по заявлению отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
к Управлению внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - заявитель, ОСФР по Краснодарскому краю, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению внутренних дел по городу Сочи Главного управления министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, управление) о взыскании финансовых санкций в размере 16 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форма СЗВ-ТД.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2023 заявленные требования удовлетворены в размере 4 000 руб. Судебный акт мотивирован тем, что совершенным правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства, не причинен материальный вред, правонарушение совершено впервые и деятельность управления финансируется за счет средств бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 руб. Данная норма устанавливает штраф не в отношении каждого застрахованного лица в отдельности, а за нарушение порядка предоставления сведений в целом и данная сумма является фиксированной. Вместе с тем, УВД по г. Сочи 25.02.2022 была добровольно произведена оплата в счет погашения задолженности по требованию от 10.09.2021 в сумме 1 000 руб. Судом первой инстанции не дана правовая оценка правильности применения расчета пенсионного фонда к УВД по г. Сочи.
В отзыве на апелляционную жалобу ОСФР по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом установлены факты, свидетельствующие о нарушении управлением норм пенсионного законодательства, а именно: страхователем 10.04.2021, 30.04.2021, 15.04.2021, 03.06.2021, 06.05.2021, 10.03.2021 представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированных лиц на бумажных носителях посредством почтовой связи.
Страхователь обязан был представить в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующие периоды не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Вместе с тем, в нарушение установленного порядка, учреждение не предоставило сведения по форме СЗВ-ТД за март 2021 года по телекоммуникационным каналам связи, а представило по почте на бумажном носителе.
По выявленному нарушению, пенсионным фондом выставлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N 033S18210017517 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017521 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017520 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017463 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017464 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017449 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017332 от 14.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210028979 от 08.07.2021 за март 2021 года; N 033S18210017454 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017488 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017519 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017516 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033818210017451 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017445 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017446 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017444 от 17.05.2021 за март 2021 года; N 033S18210017442 от 17.05.2021 за март 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решений N 033S19210016581 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016583 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016582 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016759 от 28.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016760 от 28.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016577 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016362 от 24.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210028403 от 19.08.2021 за март 2021 года; N 033S19210016579 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016580 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210017138 от 29.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210017136 от 29.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016578 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016575 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016576 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016574 от 25.06.2021 за март 2021 года; N 033S19210016573 от 25.06.2021 за март 2021 года;
В адрес общества направлены требования об уплате финансовых санкций в размере 17 000 руб., согласно которым управлению предлагалось добровольно погасить задолженность.
25.02.2022 страхователем в счет погашения задолженности по требованию от 10.09.2021 N 033S0121A00CG7W была произведена оплата на сумму 1 000 руб. что подтверждается платежным документом от 25.02.2022 N 591.
Вместе с тем, задолженность в сумме 16 000 руб. на основании выставленных требований, управлением в установленном порядке не оплачена, что послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с исковым заявлением.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ учреждение является страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (редакция действующая с 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании" утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ.
В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой подписью и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда РФ.
Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено представление страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6 настоящего закона, работающих у них застрахованных лицах.
Пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 руб.
В связи с этим, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, у которых численность работающих зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом по результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования, а именно правильности представления страхователем ежемесячной отчетности "Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица" по форме СЗВ-ТД.
В ходе проверки пенсионным фондом установлено, что управление не представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за март 2021 года, а представило данные сведения по почте на бумажных носителях.
По данному факту пенсионным фондом вынесены решения о применении финансовых санкций к страхователю в общей сумме 17 000 руб.
Законом N 27-ФЗ не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 2а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области" установлено, что подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
За нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Судом первой инстанции обоснованно не принят довод управления о том, что вина страхователя отсутствует, поскольку у него не было программно-технической возможности для своевременного предоставления сведений по форме СЗВ-ТД на застрахованных лиц в пенсионный фонд.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации закрепляется общеправовой принцип, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Таким образом, лицо, вступая в какие-либо отношения, должно знать о наличии обязанностей, возложенных на него государством. Кроме этого, лицо должно обеспечить их выполнение в точном соответствии с законом, что подразумевает под собой соблюдение той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения правил и норм, установленных законом.
В рассматриваемом случае обязанность управления заключается в своевременном представлении в форме электронных документов в административный орган сведений в отношении застрахованных лиц, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством.
Принимая во внимание то, что совершенным управлением правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства, не причинен материальный вред, правонарушение совершено впервые, а деятельность страхователя финансируется за счет средств бюджета, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возможности снижения размера штрафа до 4 000 руб. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
Довод апелляционной жалобы УВД по г. Сочи ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю относительно того, что Законом N 27-ФЗ установлена "фиксированная" финансовая санкция в размере 1 000 руб. за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов, является несостоятельным, учитывая положения Закона N 27-ФЗ, а также действовавшего в спорном периоде постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" (вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", "Форматом сведений для формы "Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица в электронном виде"), согласно которому форма СЗВ-ТД является документом персонифицированного учета и должна предоставляться страхователем по каждому зарегистрированному лицу.
Таким образом, правильность заполнения и представления формы СЗВ-ТД проверяется в отношении сведений, поданных на каждое работающее у страхователя зарегистрированное лицо, соответственно, в случае выявления фактов несоблюдения страхователем порядка представления сведений по форме СЗВ-ТД, к такому страхователю применяются финансовые санкции в отношении каждого застрахованного лица.
То обстоятельство, что управление не представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за март 2021 года в отношении 17 застрахованных лиц, а представило эти сведения по почте на бумажных носителях, установлено судом и подтверждается материалами дела. Доказательства обратного управление не представило.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.05.2023 по делу N А32-26272/2022.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2023 по делу N А32-31424/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31424/2023
Истец: ОСФР ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
Ответчик: Управление внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГУ УВД по г. Сочи МВД РФ по КК