г. Санкт-Петербург |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А21-7420/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца: Шкляр А.В. по доверенности от 19.12.2018
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32619/2018) ООО "АТО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.10.2018 по делу N А21-7420/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску Калининградской областной таможни
к ООО "АТО"
о взыскании утилизационного сбора и пени
установил:
Калининградская областная таможня (ОГРН 1083925999992, место нахождения: г. Калининград, ул. Артиллерийская, д. 26, стр. 1; далее - истец, Таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АТО" (ОГРН 1103925006459, ИНН 3907209024, место нахождения: 236001 Калининградская область, г.Калининград, ул.Аксакова, д.102А, офис 13; далее - Общество, ответчик) утилизационного сбора в сумме 780 000 рублей и пени по состоянию на 13.02.2018 в сумме 10 868 рублей, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда от 15.10.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе таможне в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, согласно декларации Обществом заявлено таможне и ввезено на территорию Российской Федерации не транспортное средство, а запасные части в виде автомобиля, характеристики которого описаны в декларации, на основании чего утилизационный сбор является незаконным.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по декларации на товары N 10012210/061217/0006530 (далее - ДТ) задекларировало транспортное средство - автобус пассажирский для перевозки 41 человека, включая водителя, б/у, дизельный, марка "Setra" модель S213UL, VIN:WKK17700001018193, объем двигателя 11967 куб.см., 184 кВт, 250 л/с, полная масса 14500 кг. В графе 31 ДТ (описание товара) указано: "не предназначен для эксплуатации по дорогах общего пользования, предназначен для разборки на запчасти". Код товара в соответствии с графой 33 ДТ - 8702101994.
Товар выпущен 06.12.2017 в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
05.02.2018 Калининградской областной таможней установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, который определен в сумме в сумме 780 000, также определен размер пени за просрочку его уплаты по состоянию на 13.02.2018 в сумме 10 868 рублей. Обществу направлено уведомление от 13.02.2018 о необходимости уплаты утилизационного сбора. Уведомление возвращено органом почтовой связи по истечении срока хранения.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения Таможни с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Таким образом, в целях обеспечения экологической безопасности утилизационный сбор подлежит уплате за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Как верно указано судом первой инстанции, ввезенное Обществом транспортное средство не подпадает под исключения, перечисленные в означенном пункте статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81).
Постановлением N 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В силу пункта 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В силу пункта 11 Правил N 81 установлена обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил.
Обжалуя решение суда, податель жалобы указал, что согласно декларации Обществом заявлено таможне и ввезено на территорию Российской Федерации не транспортное средство, а запасные части в виде автомобиля, характеристики которого описаны в декларации, на основании чего утилизационный сбор является незаконным.
Означенный довод подлежит отклонению апелляционным судом на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Обществом в декларации на товары в графе 25 "Вид транспорта на границе" указан код "90", который, исходя из приложения N 3 к решению комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378, означает "Транспортное средство, перемещающееся в качестве товара своим ходом". Спорный товар комплектен и работоспособен, что подтверждается актом таможенного наблюдения и тем, что до СВХ, где производилось таможенное оформление данного транспортного средства, оно прибыло своим ходом, имея технический паспорт.
Кроме того, в графе 33 декларации на товары указанный код ТН ВЭД ЕАЭС 8702 10 199 4 соответствует наименованию "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя; бывшие в эксплуатации; с момента выпуска которых прошло более 7 лет".
Также Обществом в графе 31 ДТ указан объем двигателя транспортного средства 11 967 куб. см и момент выпуска 06.08.1996, что являлось необходимым для исчисления таможенных платежей. Исходя из сведений, указанных в графе 47 ДТ, ставка условно начисленной ввозной таможенной пошлины рассчитана из объема "3 евро/куб. см".
Таким образом, заявленные подателем жалобы сведения в ДТ, опровергают позицию Общества о ввозе запасных частей.
Предметом внешнеэкономической сделки является именно автобус пассажирский, что следует из: контракта N 22072016-АМ, инвойса, CMR, заключения об идентификации, документа, подтверждающего экологический класс транспортного средства, технического паспорта, представленных декларантом при совершении таможенных операций. Во всех перечисленных документах товар описан как автобус пассажирский, все эти документы представлены в комплекте декларации на товары.
В силу изложенного то обстоятельство, что ввезенное транспортное средство предназначалось для разборки на запчасти, узлы и агрегаты и не предназначено для использования на дорогах общего пользования, правового значения не имеет, поскольку не освобождает Общество как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор. При этом уплата утилизационного сбора при ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию не поставлена в зависимость от выпуска транспортного средства в обращение. Аналогичный подход по вопросу об уплате утилизационного сбора содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2018 N 307-КГ18-11866.
Размер утилизационного сбора определен Таможней, исходя из действовавших на момент выпуска транспортного средства базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291).
Доказательства уплаты утилизационного сбора Обществом в материалы дела не представлены, на основании чего суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование таможни о взыскании с ответчика утилизационного сбора.
Согласно пункту 11(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в течение 15 дней с моменты выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования) является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Расчет предъявленных таможенным органом ко взысканию пени в сумме 10 868 рублей за просрочку уплаты утилизационного сбора за период с 22.12.2018 по 13.02.2018 проверен судом первой и апелляционной инстанций и признан обоснованным.
Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (пункт 15(1)).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Таможни о взыскании пени за неуплату утилизационного сбора.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы Общества, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.10.2018 по делу N А21-7420/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7420/2018
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "АТО"