г. Хабаровск |
|
21 января 2019 г. |
А73-13948/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Аболончика Дмитрия Владимировича: представитель не явился;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Харитоновой М.Н. представителя по доверенности от 09.01.2019 N 19-20/00006 (сроком по 31.12.2019);
от общества с ограниченной ответственностью "Капитал": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Аболончика Дмитрия Владимировича
на решение от 12.11.2018
по делу N А73-13948/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.,
по заявлению Аболончика Дмитрия Владимировича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации, обязании принять решение о государственной регистрации,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Капитал"
УСТАНОВИЛ:
Аболончик Дмитрий Владимирович (далее - Аболончик Д.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее - инспекция, ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска, регистрирующий орган, налоговый орган) с заявлением, с учетом принятых уточнений, о признании незаконными действий инспекции по приостановлению государственной регистрации адреса общества с ограниченной ответственностью "Капитал" (далее - ООО "Капитал", общество), выраженных в решении о приостановлении государственной регистрации от 08.08.2018 N 13925А, об обязании инспекции принять решение о государственной регистрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Капитал".
Решением суда от 12.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа имелись достаточные основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации (на дату представления документов 08.08.2018 о внесении изменений в сведения об адресе общества (чему предшествовала запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе общества) инспекция располагала иными сведениями об адресе места жительства директора общества, который указал, что изменяемый адрес общества является одновременно адресом места жительства директора общества).
Не согласившись с судебным актом, Аболончик Д.В. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, принятого при неправильном применении норм материального права, просит его отменить.
Заявитель жалобы утверждает, в том числе, о том, что: в настоящем случае проверка могла быть проведена без приостановления государственной регистрации; указывает на злоупотребление правом со стороны регистрирующего органа в части принятия решения о приостановлении государственной регистрации на 1 месяц (максимальный срок приостановления).
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, инспекция отклонила доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Аболончика Д.В., общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции отклонила доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать обществу в удовлетворении такой жалобы.
Заслушав представителя инспекции, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Капитал" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.12.2012 за основным государственным номером 1122721013029; адресом (местом нахождения) общества с 18.02.2016 является адрес: 68000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4, оф. 105; единственным учредителем и руководителем юридического лица является Аболончик Дмитрий Владимирович.
По результатам проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска 26.07.2017 внесена запись 2172724381377 о недостоверности сведений об адресе местонахождения ООО "Капитал".
08.08.2018 Аболончик Д.В. обратился в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска с заявлением по форме Р14001 о внесении изменений в сведения об адресе ООО "Капитал".
15.08.2018 ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска было принято решение о приостановлении до 04.09.2018 государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица.
Не согласившись с действиями ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска по приостановлению государственной регистрации адреса ООО "Капитал", выраженных в решении о приостановлении государственной регистрации N 13925А, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы; государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации; каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр; при несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом; при этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При этом положения статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ определяют государственную регистрацию как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее- Федеральный закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона N 149-ФЗ).
Необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Как установлено пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ), место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования); государственная регистрация юридического лица, в том числе, общества с ограниченной ответственностью, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Сведения об адресе места нахождения юридического лица (его единоличного исполнительного органа) подлежат внесению в ЕГРЮЛ (подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом пунктом 3 статьи 51 ГК РФ прямо предусмотрено, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Как следует из материалов дела, 08.08.2018 Аболончиком Д.В. на государственную регистрацию в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска представлено заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001, а также решение единственного участника от 08.08.2018.
Документы представлены в связи с изменением адреса общества, включением в ЕГРЮЛ сведений об адресе: 680030, Хабаровский край, город Хабаровск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 65.
Исходя из сведений о месте жительства заявителя Аболончика Д.В.: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 65, указанных в разделе "Сведения о заявителе" заявления по форме N Р14001, заявленный адрес общества одновременно является адресом регистрации по месту жительства директора (участника) общества Аболончика Д.В.
Между тем, на дату представления документов (09.08.2018) инспекция располагала иными сведениями об адресе места жительства Аболончика Д.В.: 680501, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Елисейская, дом 1.
Так, на государственную регистрацию 31.07.2018 Аболончик Д.В. представил заявление по форме N Р14001 N 13425А в связи с изменением сведений об адресе общества, с указанием в заявлении аналогичных сведений об адресе жилого помещения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 65. При этом в разделе "Сведения о заявителе" заявления по форме N Р14001 были указаны сведения о месте жительства заявителя: 680501, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Краснореченское, ул.Елисейская, д. 1.
Таким образом, в нарушение пункта 6 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для включения в ЕГРЮЛ был заявлен адрес жилого помещения, не являющийся адресом места жительства директора (участника) общества.
Указанное обстоятельство послужило причиной для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ (решение об отказе в государственной регистрации от 07.08.2018 N 13425 А).
Кроме того, в ранее представленном заявлении Аболончик Д.В. указывал в качестве адреса общества адрес жилого помещения, по которому Аболончик Д.В. был также зарегистрирован: 680502, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха, ул. Уссурийская, д. 10 В, кв. 1.
В связи с недостоверностью сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации, регистрирующим органом было отказано во включении в ЕГРЮЛ заявленных сведений (решение об отказе в государственной регистрации от 14.04.2017 N 6941А).
В период с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об ООО "Капитал" (27.06.2017) и до подачи заявления N Р14001 (08.08.2018) Аболончик Д.В. неоднократно направлял в регистрирующий орган документы с целью изменения сведений об адресе общества, что подтверждается заявлениями от 17.02.2017 N 3164А, от 23.03.2018 N 5115А, от 31.07.2018 N 13425А, соответствующими решениями единственного участника от 17.02.2017, от 23.03.2018, от 31.07.2018.
Сведения об адресе общества, являющимся адресом жилого помещения, указывались в заявлении от 17.02.2018 N 3164А (Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха, ул.Уссурийская, д. 10 В, кв. 1), в заявлении от 31.07.2018 N 13425А (Хабаровский край, город Хабаровск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 65).
По представленным документам, регистрирующим органом приняты решения об отказе в государственной регистрации, в том числе по заявлению от 31.07.2018 N 13425А в связи с тем, что указанный в заявлении адрес жилого помещения как адрес местонахождения общества: г. Хабаровск, ул. Пушкина, д.15 кв. 65, по месту жительства учредителя и руководителя общества, не соответствовал достоверности, поскольку на момент подачи заявления и его рассмотрения регистрирующим органом, адресом места жительства Аболончика Д.В. значился иной адрес.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, регистрирующий орган на момент рассмотрения заявления по форме Р14001 от 08.08.2018, располагал информацией о том, что местом регистрации Аболончика Д.В. является адрес, отличный от адреса, указанного в заявлении.
Учитывая изложенное, у регистрирующего органа имелись достаточные основания для принятия решения от 15.08.2018 о приостановлении государственной регистрации с целью проверки достоверности сведений, вносимых в государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации; при этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ на осуществление государственной регистрации, при наличии оснований для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, имеет право принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Из материалов дела видно, что решение о приостановлении государственной регистрации по заявлению от 08.08.2018 N 13925А принято регистрирующим органом 15.08.2018, то есть с соблюдением установленного законом срока для принятия такого решения.
Доводы заявителя жалобы о том, что мероприятия по проверке достоверности сведений регистрирующим органом могли быть проведены в течение установленного для осуществления регистрации срока, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено право регистрирующего органа при наличии оснований приостановить государственную регистрацию на срок не более месяца, при этом отсутствуют положения, обязывающие регистрирующий орган проводить мероприятия согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ в срок, установленный для осуществления государственной регистрации.
Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что решение о приостановлении государственной регистрации от 15.08.2018 принято инспекцией в установленный законом срок, указанное решение содержит основания, по которым приостановлена государственная регистрация - проверка достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, в решении указан срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц - до 03.09.2018, то есть в пределах установленного законом срока.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 ноября 2018 года по делу N А73-13948/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13948/2018
Истец: Аболончик Дмитрий Владимирович
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска
Третье лицо: ООО "Капитал"