г.Самара |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А65-24869/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2018 года по делу N А65-24869/2018 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские пассажирские перевозки" (ОГРН 1121224991051, ИНН 1216029244),Республика Марий Эл, г. Волжск,
к Средне-Волжскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Республика Татарин, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2018 N 004025 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волжские пассажирские перевозки" (далее - ООО "Волжские пассажирские перевозки", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Средне-Волжскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Госавтодорнадзора, Средне-Волжское МУГАДН, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 004025 от 24 июля 2018 года о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, постановление Средне-Волжского МУГАДН N 004025 от 24.07.2018 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Средне-Волжское МУГАДН просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие нарушений порядка проведения проверки и установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в ходе исполнения планового рейдового задания по распоряжению Управления Госавтодорнадзора N 161 -р от 20.06.2018 старшим государственным инспектором отдела автодорожного отдела 22.06.2018 проведена проверка двух транспортных средств марки Форд 222702 и 222708, принадлежащих ООО "Волжские пассажирские перевозки", которые осуществляли регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Волжск-Казань" по путевым листам.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором на месте составлены акты проверки N 496 и 497, из которых следует, что из 16 поставленных в проверочном листе вопросов не выполнен один, а именно: обществом не предоставлены сведения в автоматизированные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортного средства при перевозке пассажиров по маршруту "Волжск-Казань", чем нарушены требования статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и приказа Минтранса России N 243 "Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных" (далее - Порядок N 243).
В тот же день 22.06.2018 государственным инспектором вынесено определение N 249 о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования, которое по почте направлено заявителю с указанием времени, даты и места составления протокола об административном правонарушении.
В ходе административного расследования 25.06.2018 заместителем начальника Управления госавтодорнадзора сделан запрос ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" с просьбой предоставить информацию о наличии в автоматизированной базе персональных данных о пассажирах и персонале транспортного средства (АЦБПДП) регистрации общества "Волжские пассажирские перевозки" и о передаче им данных о перевозке 22.06.2018 пассажиров по маршруту "Волжск-Казань".
В назначенное время государственным инспектором 11 июля 2018 года в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества в отношении ООО "Волжские пассажирские перевозки" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.
Тем же государственным инспектором 24 июля 2018 года также в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества вынесено постановление N 004025 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. При этом заявитель считает, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ, поскольку осуществляет пассажирские перевозки не в междугородном сообщении, а по пригородным маршрутам, выполнение перевозок по которым не предусматривает обязанности передачи сведения в автоматизированную базу персональных данных о пассажирах и персонале транспортного средства, в подтверждение чего представил акт замера протяженности маршрута "Волжск-Казань".
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из оспариваемого постановления следует, что заявителем нарушены требования части 4 пункта 2, пунктов 3 и 5 статьи 11 Закона N 16-ФЗ и положений Порядка N 243.
В соответствии со статьей 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской федерации.
В статье 1 Закона N 16-ФЗ раскрыты следующие понятия субъектов и объектов, на которые распространяются действия указанного закона:
- субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
- объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в частности, автомобильные вокзалы и станции;
- транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в частности, транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Из приведенных выше понятий следует, что субъектами транспортной инфраструктуры в целях Закона N 16-ФЗ являются все юридические и физические лица, имеющие в пользовании транспортные средства и (или) объекты транспортной инфраструктуры, независимо ни от ведомственной принадлежности, ни от возложенных на них задач и целей.
Частью 1 статьи 11 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.
Информационная система, указанная в части 1 данной статьи, состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (АЦБПДП). Такие базы формируются при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 16-ФЗ автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в частности, субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Порядок формирования и ведения АЦБПДП, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 11 Закона N 16-ФЗ).
Такой порядок утвержден приказом Минтранса России от 19.07.2012 N 243 (Порядок N 243).
В силу пункта 6 Порядка N 243 АЦБПДП формируются на основании информации, предоставленной, в том числе субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 16-ФЗ перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Согласно пункту 7 Порядка N 243 перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные: при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами; при формировании персонала (экипажей) транспортных средств.
Срок представления информации в АЦБПДП при автомобильных перевозках установлен пунктом 30 Порядка и составляет 30 минут с даты ввода данных о пассажире в информационную систему, но не позднее времени отправления транспортного средства (пункт 57 Порядка N 243).
Как установлено судом первой инстанции, заявитель осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршруту Волжск-Казань-Волжск. На момент выявления административного правонарушения 22.06.2018 заявитель осуществлял регулярную перевозку пассажиров и багажа по маршруту межреспубликанского (межобластного) следования "Волжск-Казань" двумя транспортными средствами.
То обстоятельство, что город Казань является столицей Республики Татарстан, а город Волжск относится к населенным пунктам на территории Республики Марий-Эл, является общеизвестным фактом, сторонами не оспаривается и доказыванию не подлежит.
При этом в нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 11 Закона N 16-ФЗ общество не представило соответствующие необходимые данные в АЦБПДП, что следует из ответа ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" от 28.06.2018 на запрос Управления госавтодорнадзора от 25.06.2018. При этом из указанного ответа усматривается, что ООО "Волжские пассажирские перевозки" в реестре перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры АЦБПДП зарегистрировано под N 21275. Соглашение с ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" о передаче в установленном порядке персональных данных в АЦБПДП о пассажирах и персонале транспортных средств им заключено 17.04.2014.
Таким образом, факт осуществления заявителем регулярных перевозок пассажиров по маршруту "Волжск-Казань" без предоставления в АЦБПДП сведений о персональных данных пассажиров и персонала транспортных средств подтверждается материалами административного дела и заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что требования законодательства о транспортной безопасности не распространяются на маршрут "Волжск-Казань", несостоятелен, поскольку в силу прямого указания в пункте 4 части 2 статьи 11 Закона N 16-ФЗ АЦБПДП формируется, в частности, при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу, включая перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, к которым относится рассматриваемый маршрут перевозок пассажиров "Волжск-Казань".
Довод заявителя о том, что он не обязан передавать в автоматизированные централизованные базы сведения о персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) транспортных средств, поскольку, по его мнению, он осуществляет перевозки не в междугородном, а в пригородном сообщении, со ссылкой на термин "междугородные перевозки" в уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и на расстояние между границами Казани и Волжска менее пятидесяти километров, является необоснованным.
Ссылка заявителя на термин "междугородное сообщение", приведенный в статье 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), в соответствии с которой перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов, является неуместной и некорректной, поскольку этот термин, приведенный в указанном законе, применяется только в целях Закона N 259-ФЗ.
Пункт 4 части 2 и части 3 статьи 11 Закона N 16-ФЗ содержит в себе прямое и однозначное указание на то, в каком случае субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками формируются базы сведений о персональных данных пассажиров, а именно, в частности: при осуществлении перевозок автомобильным транспортом между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации. И термин "междугородное сообщение", в данном случае, не является определяющим.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в деянии заявителя объективной стороны вмененного ему в вину административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Исходя из пункта 1 статья 11.1 Закона N 16-ФЗ, федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2013 года N 880 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности (далее - Положение N 880), согласно пункту 1 которого данное Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - субъекты надзора) обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее соответственно - федеральный государственный контроль (надзор), требования в области транспортной безопасности).
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами - должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (далее - государственный транспортный инспектор) (пункт 2 Положения N 880).
Предметом осуществления федерального государственного контроля (надзора) является исполнение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности требований в области транспортной безопасности (пункт 3 Положения N 880).
Приказом Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-804фс (ред. от 28.05.2018) утверждено Положение об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Положение N АК-804фс).
В соответствии с п.3.1.1 Положения N АК-804фс Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации (далее - проверки).
В силу п. 3.1.5 Положения N АК-804фс Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие функции на поднадзорной территории: осуществляет контроль (надзор) в сфере транспортной безопасности: а) за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств.
На основании п. 4.1.7 Положения N АК-804фс Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеет право: составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований; в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Исходя из подпункта 5 пункта 2 ст.23.36 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: в области обеспечения транспортной безопасности - руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора), - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью 1 статьи 19.7.9 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ, вправе государственные транспортные инспектора, уполномоченные на осуществление соответствующего федерального государственного транспортного надзора.
При этом приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 N ГК-938фс утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Согласно п.2 в указанный перечень включены должностные лица (в территориальных органах Ространсенадзора), на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п.6.1 Положения о Средне-Волжском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.06.2017 N ВБ-537фс, данное Управление осуществляет государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров. При этом в полномочия, предусмотренные Положением N ВБ-537фс, не включен надзор в сфере транспортной безопасности.
Таким образом, именно Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет федеральный государственный транспортный надзор в сфере транспортной безопасности, в том числе в части соблюдения порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств. В этой связи Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, а не Средне-Волжское МУГАДН уполномочено возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.
Учитывая, что в данном случае протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, оспоренное постановление административного органа является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Между тем в силу ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного органа подлежало признанию незаконным и отмене, в связи с чем требование заявителя суд первой инстанции обоснованно удовлетворил.
В части доводов заявителя о несоблюдении административным органом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае требования данного закона должны применяться с учетом специального законодательства, регулирующего порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора в области автомобильного транспорта.
Частью 4 ст. 1 Федерального закона 294-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в области автомобильного транспорта, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральном государственном транспортном надзоре (утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 N 236) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного транспортного надзора, в том числе с организацией и проведением проверок субъектов надзора, положения Федерального закона N 294-ФЗ применяются с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 28 Воздушного кодекса РФ, статьей 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", статьей 4.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, статьей 20.1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также статьей 3.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Согласно части 7 статьи 3.1 Закона N 259-ФЗ должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при осуществлении своей деятельности объекты транспортной инфраструктуры, осуществлять осмотр транспортных средств, проводить их обследования, необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю: составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В силу части 6 статьи 3.1 Закона N 259-ФЗ проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора.
Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
Норм об обязательном уведомлении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении рейдовых осмотров вышеуказанным специальным законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ установлены плановые (рейдовые) осмотры транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, которые проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
В данном случае плановое (рейдовое) задание проводилось в отношении транспортного средства, а именно: при осуществлении эксплуатации автомобильного транспортного средства. Задачами указанного задания являются выявление и пресечение нарушения нормативных правовых, нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность транспортного комплекса. Положений об уведомлении юридических лиц, ИП о проведении плановых (рейдовых) заданий, законом не предусмотрено.
По данному делу административным органом был проведен осмотр транспортного средства в процессе его эксплуатации, а не проверка субъекта, и присутствие представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении указанного мероприятия, равно как и уведомление о проведении рейдового задания, законом не предусмотрено.
Что касается составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении одним и тем же должностным лицом, суд апелляционной инстанции полагает, что данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отмены такого постановления административного органа.
Как следует из содержания части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. основанием для отмены состоявшихся по данному делу решений.
КоАП РФ не предусматривает запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, если при этом указанное должностное лицо в силу положений соответствующей статьи главы 23 КоАП РФ наделено полномочиями по рассмотрению данного дела и им соблюдены требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ.
Такой вывод был сделан в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2012 N 48-АД11-6, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2010 по делу N А06-1730/2009.
Вместе с тем в данном случае установлено, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление были составлены неуполномоченным должностным лицом, в связи с чем постановление административного органа правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
На основании изложенного решение суда от 15 октября 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2018 года по делу N А65-24869/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24869/2018
Истец: ООО "Волжские пассажирские перевозки", Республика Марий Эл, г.Волжск
Ответчик: Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Казань