г. Вологда |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А05-6874/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Павловой С.В. по доверенности от 09.01.2019 N 360, от акционерного общества "Архангельская Областная Энергетическая Компания" Миняевой Н.Ю. по доверенности от 01.01.2019 N 11/19, Анахина И.В. по доверенности от 01.01.2019 N 41/19,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2018 года по делу N А05-6874/2018 (судья Лазарева О.А.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помщ. 16Н; далее - ПАО МРСК С-З") обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Архангельская Областная Энергетическая Компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251; г. Архангельск, ул. Попова, д. 17; далее - АО "АОЭК") об урегулировании разногласий по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2018 N 97-1.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2018 разногласия сторон по условиям рассматриваемого договора урегулированы, Приложение N 1 к нему изложено в редакции ответчика.
ПАО "МРСК С-З" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ПАО "МРСК С-З" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
АО "АОЭК" в отзыве и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, истцу (ПАО "МРСК С-З") Приказом Минэнерго России от 22.12.2017 N 1202 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "Архангельская сбытовая компания": Архангельская область - административные границы Архангельской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика АО "АОЭК", кроме территорий, расположенных в рабочем посёлке Каменка муниципального образования "Каменское" муниципального образования "Мезенский муниципальный район", посёлках Удимский и Ерга муниципального образования "Приводинское" муниципального образования "Котласский муниципальный район", границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ООО "Беломорэнерго", ООО "Поморские электросети", ОАО "Оборонэнергосбыт".
Ответчик (АО "АОЭК") является производителем электроэнергии на территории рабочего посёлка Каменка муниципального образования "Каменское" муниципального образования "Мезенский муниципальный район". Электроэнергия производится посредством дизельной электростанции (далее - ДЭС Каменка), принадлежащей ответчику на праве собственности.
Территория рабочего посёлка Каменка муниципального образования "Каменское" муниципального образования "Мезенский муниципальный район" является территорией, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, что сторонами не оспаривается.
Производимую посредством ДЭС Каменка электроэнергию ответчик (АО "АОЭК") реализует истцу (ПАО "МРСК С-З"), который, в свою очередь, реализует её конечным потребителям.
В границах зоны гарантирующей деятельности истца (ПАО "МРСК С-З") находятся объекты ответчика (АО "АОЭК") - котельные, объекты водоснабжения и водоотведения, также потребляющие электроэнергию (далее - объекты собственного потребления).
При заключении между сторонами договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.01.2018 N 97-1 у них возникли разногласия относительно условий Приложения N 1 к договору "Перечень точек поставки электрической энергии". В связи с этим ПАО "МРСК С-З" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 421, 422, 446, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике"), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), правомерно урегулировал разногласия сторон по условиям договора, изложив Приложение N 1 к нему в редакции ответчика.
Стороны не пришли к соглашению по Приложению N 1 к договору "Перечень точек поставки электрической энергии":
- истец (ПАО "МРСК С-З") в перечень точек поставки включает объекты дизельной электростанции (ДЭС Каменка) и объекты собственного потребления ответчика (АО "АОЭК");
- ответчик (АО "АОЭК") в перечень точек поставки включает только объекты дизельной электростанции (ДЭС Каменка).
Согласно пункту 62 Основных положений N 442 производители электроэнергии (мощности) на розничных рынках участвуют на розничных рынках в отношениях по продаже электроэнергии (мощности), производимой на соответствующих объектах по производству электроэнергии (мощности), в порядке, установленном для них настоящим документом, в том числе: производители электроэнергии (мощности) на розничных рынках, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, - с учётом положений раздела VIII настоящего документа.
Согласно пункту 114 раздела VIII Основных положений N 442 функционирование розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, осуществляется в соответствии с разделами I - IV, IX - XI настоящего документа с учётом указанных в настоящем разделе положений.
Согласно пункту 116 раздела VIII Основных положений N 442 производители электроэнергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, продают электроэнергию (мощность), произведённую на генерирующих объектах, введённых в эксплуатацию до 01.01.2011, независимо от величины установленной генерирующей мощности этих генерирующих объектов в объёмах, определённых для этих производителей в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования, гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты, по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В рассматриваемом случае, поскольку ДЭС Каменка расположена на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, то при тарифном регулировании на 2018 год Агентство произвело расчёт тарифа в соответствии с пунктом 116 Основных положений N 442.
Постановлением Агентства от 26.12.2017 N 79-э/21 в соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), на поставляемую ответчиком (АО "АОЭК") электроэнергию на территории рабочего посёлка Каменка на 2018 год установлен одноставочный тариф - 17,93 руб. /кВтч, без дифференциации по уровням напряжения.
Данный тариф не оспорен, является действующим и применяется ответчиком (АО "АОЭК") в расчётах с истцом за электроэнергию.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования N 1178 расчётный объём производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с правилами формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии (мощности), предусмотренными Приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1, отпуск электроэнергии в сеть определяется как разность выработки электроэнергии и суммы следующих показателей: расход электроэнергии на собственные нужды (в том числе производственные), расход электроэнергии на хозяйственные нужды, расход электроэнергии на компенсацию потерь в пристанционной сети, электропотребление собственных потребителей.
Пунктом 32 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, определено, что экономически обоснованный средний одноставочный тариф (цена) продажи электроэнергии, поставляемой на региональный рынок от производителя электроэнергии, рассчитывается по формуле:
где: НВВэ - необходимая валовая выручка на производство электрической энергии; Эотп - отпуск электроэнергии в сеть от производителя электрической энергии.
При установлении для ответчика (АО "АОЭК") тарифа на электроэнергию на 2018 год Агентством использованы величины оплачиваемого сальдо-перетока электроэнергии, определённые Сводным прогнозным балансом производства и поставок электроэнергии по Архангельской области на 2018 год, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 30.11.2017 N 1613/17-ДСП, а именно: 2, 5783 млн. кВтч на 1 полугодие 2018 года, 2,6817 млн. кВтч на 2 полугодие 2018 года, из которого объёмы собственного потребления ответчика (АО "АОЭК") уже вычтены.
Как пояснило Агентство, те же самые величины оплачиваемого сальдо-перетока учтены при установлении на 2018 год тарифа для истца (ПАО "МРСК С-З") в средневзвешенной стоимости электроэнергии (мощности), приобретаемой истцом на розничных рынках электроэнергии по регулируемым ценам, установленной постановлением Агентства от 27.12.2017 N 80-э/1 (в редакции, действовавшей по 30.09.2018).
На основании изложенного, учитывая, что ДЭС Каменка расположена на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, с 01.01.2018 расчёты между сторонами должны производиться в соответствии с пунктом 116 Основных положений N 442, исходя из объёмов, определённых в прогнозном балансе, независимо от величины установленной генерирующей мощности дизельной электростанции.
При этом пункт 66 Основных положений N 442, предусматривающий, что в случае если объекты по производству электроэнергии (мощности) и энергопринимающие устройства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании одному лицу, соединены между собой объектами электросетевого хозяйства иных лиц и расположены в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика, то владелец указанных объектов по производству электроэнергии (мощности) и энергопринимающих устройств покупает (продает) электроэнергию (мощность) на розничном рынке в объёме, соответствующем разнице почасовых объёмов собственного потребления и производства, по заключённым им договорам, а также пункт 113 Основных положений N 442 в части формулы расчёта стоимости электрической энергии с применением двухставочного тарифа, применению не подлежат с учётом особенностей расположения генерирующего объекта на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и в связи с этим, необходимостью специального регулирования, установленного разделом VIII Основных положений N 442.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно Приложение N 1 к договору изложил в редакции ответчика (АО "АОЭК").
Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2018 года по делу N А05-6874/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6874/2018
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице отделения энергосбытовой деятельности "Энергосбыт" филиала "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго", ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице ОЭД "Энергосбыт" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго"
Ответчик: АО "Архангельская областная энергетическая компания"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области