Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф08-1592/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2019 г. |
дело N А32-24963/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Хомуха Е.С. по доверенности от 01.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 по делу N А32-24963/2018 (судья Шкира Д.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Кубаньэнерго" к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Кубаньэнерго" (далее - заявитель, ООО "Лукойл-Кубаньэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Росприроднадзор) (далее - административный орган, управление) от 16.03.2018 N 05-06-09-П-3.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что на момент проведения проверки требования лицензии обществом исполнены не были, обжалуемое предписание является законным, обоснованным и исполнимым. Также апеллянт указывает, что указанное предписание имело преюдициальное значение при вынесении соответствующего постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.01.2018 N 01-04-19/01 административным органом в отношении общества проведена плановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 16.03.2018 N 05-08-09-П, обществу выдано предписание от 16.03.2018 N 05-06-09-П-3.
Указанным предписанием обществу установлено в срок до 16.07.2018 оформить земельный отвод под представленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу статьи 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Из материалов дела следует, что обществом получена лицензия на право пользования недрами КРД 05199 ВЭ, зарегистрированная 04.09.2015, сроком действия до 16.09.2036, с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности. Разрешенный лимит водоотбора по данной лицензии составляет 3900 м. куб./сутки.
Приложение N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии на пользование недрами КРД 05199 ВЭ, зарегистрированной 04.09.2015, является неотъемлемой составной частью лицензии КРД 05199 ВЭ.
Согласно пункту 2.5 Приложения N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии на пользование недрами КРД 05199 ВЭ, зарегистрированной 04.09.2015, владелец лицензии обязан оформить земельный отвод под предоставленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общество на основании лицензии КРД 05199 ВЭ осуществляет эксплуатацию 5 (пяти) водозаборных артезианских скважин (N 30190, 30201, 72911, 72912, 72913), расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403024:351, находящегося по адресу: г. Краснодар, ул. Трамвайная, д. 13.
Обществом заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 27.09.2012 N 7700002725 с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае со сроком действия до 29.09.2061.
В целях выполнения условий пользования недрами был разработан и утвержден Проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин. Данный проект прошел все необходимые стадии согласования с государственными органами.
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.10.2017 N 1279 были утверждены границы и режимы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
На основании пункта 4 данного приказа обществу необходимо обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" представление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документа, содержащего необходимые для внесения в реестр сведений о зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Письмом Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 26.04.2018 N КК-КК-ЮФО-08-09/877 обществу разъяснено, что кроме утверждения границ зон санитарной охраны необходимо выполнить требования статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно оформить ограничение прав на землю.
Вместе с тем, оспариваемым предписанием обществу указано в срок до 16.07.2018 оформить земельный отвод под представленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оформление ограничений прав на землю и санитарных зон не является оформлением земельного отвода. Земельным кодексом не предусмотрено понятие "земельный отвод" и порядок его оформления под предоставленные земельные участки недр.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемое предписание является неисполнимым в связи с его неясностью и неконкретностью, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем является недействительным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 по делу N А32-24963/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24963/2018
Истец: ООО "Лукойл-Кубаньэнерго"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1592/19
21.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20546/18
23.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24963/18
11.07.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24963/18