город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2019 г. |
дело N А53-21027/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: директора Седова А.Л. - лично,
от заинтересованного лица - Дискиной И.В. по доверенности от 03.12.2018, Гусейновой Ю.А. по доверенности от 02.10.2018, Задериной У.В. по доверенности от 28.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2018 по делу N А53-21027/2018, принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр-Тур" к Ростовской таможне о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр-Тур" (далее - ООО "Центр-Тур", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным постановления от 21.06.2018 N 10313000-1643/2018 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 301,88 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события и состава вмененного ему административного правонарушения.
Ростовская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила его отменить, ссылаясь на наличие в деянии общества события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку общий вес брутто по трем товарам составил 22 060,05 кг., в то время как задекларирован товар был с общим весом 21 859 кг., что в свою очередь послужило основанием для занижения суммы подлежащих уплате платежей и взносов на 150,94 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Указало, что увеличение исчисления платежей по товарам N 2 и N 3 на сумму 150,94 руб. произошло в связи с уменьшением платежей по товару N 1 на ту же сумму.
В судебном заседании представители Ростовской таможни доводы апелляционной жалобы поддержали полном объеме, просили решение суда отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Центр-Тур" просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество во исполнение контракта от 21.03.2018 N 7/2018, заключенного с китайской компанией "GUANG ZHOU SHUO TAI PLASTIC HARDWARE CO., LTD", ввезло на территорию Российской Федерации товар, в том числе: товар N 1 - мебельная кромка (полосы/ленты) с содержанием не менее 6 мас. % пластификаторов и толщиной более 1 мм, с обработанной поверхностью, из поливинилхлорида, для производства мебели, вес нетто: 11186,00 кг, вес брутто: 11609,00 кг., таможенная стоимость - 1170081,07 руб. Ставка ввозной таможенной пошлины равна 6,5 %, НДС 18% - 224304,54 руб., код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 3920439000; товар N 2 - мебельная кромка (полосы/ленты) с содержанием не менее 6 мас. % пластификаторов и толщиной менее 1 мм, с обработанной поверхностью, из поливинилхлорида, для производства мебели. Ставка ввозной таможенной пошлины равна 6,5 %, НДС 18% - 189140,69 руб. Вес нетто: 9606,00 кг., вес брутто: 10000,00 кг., код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 3920431009; товаре N 3 - профили торцовочные из поливинилхлорида, с обработанной поверхностью, но без иной дополнительной обработки (не рассверлены, не от фрезерованы, не склеены, не прошиты), для производства мебели, в рулонах, не для строительства. Ставка ввозной таможенной пошлины равна 6.5 %, НДС 18% - 6108,89 руб. Вес нетто: 240,00 кг, вес брутто: 250,00 кг., код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 3916200000, оформив его в таможенном отношении по декларации на товары (далее - ДТ) N 103131140/270418/0010834.
В ходе осуществления документального таможенного контроля был выявлен профиль риска N 11/10000/19022016/68792(14), N 20/10313/14052018/76993(1) мерой по минимизации которого является проведение таможенного досмотра.
Таможенный досмотр проводился в объеме 100%, степень досмотра полное взвешивание, пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием, выборочным пересчетом количества предметов в грузовых местах, измерение и определение характеристик товаров с частичной разборкой без взятия проб и образцов.
В результате взвешивания был определен вес товара брутто/нетто:
- товар N 1: вес товара брутто 11563,1 кг., вес брутто, заявленный в ДТ - 1 160,9 кг.;
- товар N 2: вес товара брутто 10220,05 кг., вес брутто, заявленный в ДТ - 10 000 кг.;
- товар N 3: вес товара брутто 277 кг., вес брутто, заявленный в ДТ - 250 кг.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что декларантом заявлены недостоверные сведения о весе брутто товара N 1, N 2, N 3.
Заявление недостоверных сведений о весе брутто товара привело к перераспределению суммы транспортных расходов и, как следствие, представлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара N 2 и N 3, что послужило основанием для занижения суммы подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов по товарам N 2 и N 3 на общую сумму 150,94 руб. и корректировки таможенной стоимости товаров NN 2 и 3
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.06.2018 N 10313000-1643/2018 (т.1 л.д. 124-129).
Постановлением от 21.06.2018 N 10313000-1643/2018 административным органом общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 301, 88 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу таможенного Союза достоверно декларировать указанные товары.
Объективная сторона характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений.
Квалифицирующим признаком является наступление или возможность наступления оснований для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В момент подачи декларации действовал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС, таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ТК ЕАЭС, базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция N 257).
На основании пунктов 14, 15 Инструкция N 257, в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
В графе 35 декларации на товары указывается в килограммах масса "брутто" товара, сведения о котором указываются в графе 31 ДТ. Под массой "брутто" понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование.
В графе 45 "Таможенная стоимость" указывается цифровыми символами таможенная стоимость декларируемого товара в валюте государства - члена Союза, таможенному органу которого подается ДТ, определяемая в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза. Полученное значение таможенной стоимости округляется по математическим правилам с точностью до двух знаков после запятой.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Решение) установлено, что таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
В случае если в одной партии декларируемых товаров содержатся товары нескольких наименований, то распределение между ними подлежащих включению в таможенную стоимость товаров расходов (компонентов) должно осуществляться в порядке, определенном в Разделах II и III Порядка для заполнения соответствующих граф ДТС-1 и ДТС-2.
Согласно порядку, установленному Разделом II, в графе 17 ДТС-1, если ДТС-1 заполняется на товары нескольких наименований, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу брутто.
Как следует из материалов дела, обществом было задекларировано три товара общей таможенной стоимостью 2 188 597,40 руб. (33603,50 долларов США), количество товара 827 мест.
Недостоверная информация о весе-брутто товаров, заявленная обществом в ДТ N 10313140/270418/0010834, послужила основанием для корректировки таможенной стоимости товаров NN 1, 2, 3, а также перераспределению суммы транспортных расходов.
Согласно информации, первоначально заявленной обществом в ДТ N 10313140/270418/0010834 (т.1 л.д. 28-30), а также в ДТ N 10313140/270418/0010834 с учетом корректировок (т.1 л.д. 114-119), в отношении товара N 1 вес брутто по ДТ составлял 11609 кг (графа 35), таможенная стоимость 1170669,05 (графа 45), с учетом корректировок- вес брутто по товару N 1 составил 11 563,1 кг, таможенная стоимость - 1170081,07 (графа 45); в отношении товара N 2 вес брутто по ДТ составлял 10 000 кг (графа 35), таможенная стоимость 986 156,51 (графа 45), с учетом корректировок- вес брутто по товару N 2 стал составлять 10220,050 кг, таможенная стоимость - 986649,40 (графа 45); в отношении товара N 3 вес брутто по ДТ составлял 250 кг (графа 35), таможенная стоимость 31 771,84 (графа 45), с учетом корректировок- вес брутто по товару N 3 стал составлять 277 кг, таможенная стоимость - 31866,93 (графа 45).
Таким образом, общий вес брутто по всем трем товарам фактически составил 22 060,05 кг (11 563,1+10 220,050+277), в то время как согласно первоначально заявленным требованиям вес брутто по трем товарам составил 21 859 кг.
В результате перераспределения обществом уплаченных транспортных платежей произошло занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на товары N 2 и N 3 на общую сумму 150,94 руб.
Довод общества о том, что занижение подлежащих уплате таможенных платежей не привело к занижению платежей, подлежащих уплате за все товары, с учетом того, что размер платежей увеличился по первому товару ровно на такую же сумму, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось выше квалифицирующим признаком вмененной обществу статьи является не только недостоверное декларирование, повлекшее занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, но и угрозу такого занижения.
Поскольку обществу была предоставлена возможность откорректировать декларацию на товары с учетом установленного фактического веса товара, общество могло перераспределить заявленную таможенную стоимость, вместе с тем, с учетом фактического занижения веса ввезенного товара, общество создало угрозу возможного занижения таможенных платежей.
При таком правовом регулировании и фактических обстоятельствах дела заявление в таможенной декларации неполных сведений о товаре, сопряженное с указанием недостоверных сведений об их таможенной стоимости, если такие сведения могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Общество, как декларант, является надлежащим субъектом совершенного административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом того, что первоначально заявленные сведения о стоимости ввезенного товара отличались от стоимости товара, рассчитанного по результатам фактического 100 %-го взвешивания товара, таможней правомерно произведен расчет административного наказания в виде штрафа в размере 2-х кратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составило 301,88 руб. и санкции, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ на момент привлечения общества к административной ответственности, не истек.
Вместе с тем, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права не привело к принятию неправильного решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум ВАС РФ в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, характер допущенных обществом нарушений, тот факт, что сумма, на которую было занижена уплата таможенных платежей по товарам N 2 и N 3, а также, что общая таможенная стоимость - 2 188 597,40 руб. не изменилась, в том числе с учетом одинакового размера ставки ввозной таможенной пошлины для всех трех товаров и незначительности суммы (150,94 руб.), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом конкретном случае допущенное обществом правонарушение, хотя формально и содержит признаки состава вмененного ему административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, может быть признано малозначительным.
Несоответствие мотивировочной части судебного акта в соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела не является безусловным основанием для отмены. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушений судом первой инстанции процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, судом апелляционной
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2018 по делу N А53-21027/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21027/2018
Истец: ООО "ЦЕНТР-ТУР"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ