Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2019 г. N Ф01-1677/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А29-6181/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Дончевской И.А., действующей на основании доверенности от 27.12.2018,
представителей ответчика - директора Пашковой С.М., Васильева А.М., действующего на основании доверенности от 12.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2018 по делу N А29-6181/2017, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
к Государственному автономному учреждению Республики Коми "Санаторий-профилакторий "Заполярье" (ИНН: 1103041346, ОГРН: 1021100810213)
третьи лица: Министерство здравоохранения Республики Коми (ИНН: 1101486491, ОГРН: 1061101037370),
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Республиканское бюро медицинской статистики" (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр") (ИНН: 1101461306, ОГРН: 1021100509517),
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми (ИНН: 1101487576, ОГРН: 1061101042133)
о взыскании 5 995 810 рублей 99 копеек,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Территориальный фонд, Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственному автономному учреждению Республики Коми "Санаторий-профилакторий "Заполярье" (далее - ГАУ РК "СП Заполярье", Учреждение, ответчик) о взыскании 5 995 810 рублей 99 копеек, в том числе: 5 266 528 рублей 40 копеек возмещения нецелевого использования денежных средств, 526 652 рубля 84 копейки штраф, и 202 629 рублей 75 копеек пени за период с 14.01.2017 по 10.05.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2018 Территориальному фонду в удовлетворении иска отказано.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что Учреждением оказывалась медицинская помощь в отсутствие лицензии на оказание соответствующих видов помощи, а также оказывалась медицинская помощь специалистами в отсутствие у них необходимых сертификатов.
В судебном заседании представитель Территориального фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представители Учреждения указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования была проведена проверка в отношении ГАУ РК "СП Заполярье" по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.11.2014 по 31.12.2015. В ходе проверки Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 5 266 528 рублей 40 копеек, в том числе:
- оказана медицинская помощь при отсутствии лицензии на оказание соответствующих видов помощи, а именно, в условиях дневного стационара по профилям "восстановительная медицина", "терапия", "хирургия" и "эндокринология", а также оказание медицинской помощи специалистами в отсутствие у них необходимых сертификатов на сумму 5 266 528 рублей 40 копеек,
- в нарушение Постановления Правительства Республики Коми N 545 от 25.12.2015 за счет средств ОМС приобретены биологически активные добавки к пище (БАД) в виде сиропов, используемых для приготовления кислородных коктейлей, на сумму 1 346 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2016 (т. 1 л.д. 16-48).
Учреждением произведен возврат средств ОМС в сумме 1 346 рублей, что подтверждается платежным поручением от 02.03.2017 N 103880.
13.03.2017 Территориальным фондом в адрес Учреждения направлена претензия, с требованием восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в размере 5 266 528 рублей 40 копеек, а также уплатить штраф в размере 526 787 рублей 44 копеек и 98 330 рублей 16 копеек пени (т. 2 л.д. 132-133).
В связи с неисполнением Учреждением требования, Территориальный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 5 995 810 рублей 99 копеек.
Арбитражный суд Республики Коми в удовлетворении заявленных Территориальным фондом требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Территориального фонда и ГАУ РК "СП Заполярье", суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации (в структуру которых в силу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации входят в том числе бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов) и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (часть 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В силу части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Из статьи 38 Закона N 326-ФЗ следует, что территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В свою очередь, страховые медицинские организации, как следует из статьи 39 Закона N 326-ФЗ, заключают с медицинскими организациями договоры на оказание и оплату медицинской помощи.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.
В соответствии с положениями статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
На основании пункта 74 "Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", утвержденного приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 территориальный фонд обязательного медицинского страхования в течение 30 рабочих дней с даты поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации документы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, которые в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ оформляются решением территориального фонда.
Медицинская деятельность в соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.01.2014 и 01.01.2015 между ГАУ РК "СП Заполярье" и страховой медицинской организацией ООО "Росгосстрах-Медицина" были заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (т. 2 л.д. 51-55, 56-59).
Также 09.01.2014 и 16.12.2014 между ГАУ РК "СП Заполярье" и страховой медицинской организацией ОАО "СОГАЗ-Мед" были заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (т. 2 л.д. 60-65, 66-72).
В соответствии с пунктом 1 указанных договоров ГАУ РК "СП Заполярье" оказывает необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а страховая организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Пунктом 2.2 указанных договоров установлено, что при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящими договорами страховая медицинская организация вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты медицинской организацией штрафов.
Из материалов дела, следует, что в соответствии с лицензией от 24.09.2014 N ЛО-11-01-001285 (т. 1 л.д. 51-54) ГАУ РК "СП Заполярье" имеет право на осуществление медицинской деятельности, в том числе, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: кардиологии; лечебной физкультуре и спортивной медицине; медицинской реабилитации; неврологии; организации здравоохранения и общественному здоровью; пульмонологии; травматологии и ортопедии; физиотерапии; функциональной диагностике (пункт 5); при оказании помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги), в том числе по медицинской реабилитации (пункт 6).
Из представленных подлинников медицинских карт стационарных больных, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основанием для принятия пациента на дневной стационар ГАУ РК "СП "Заполярье" являлось наличие у пациента направления на госпитализацию для медицинской реабилитации, направления на реабилитационное лечение или иного аналогичного направления, выдаваемых лечебными учреждениями (т. 5 л.д. 38-72, 42, 55).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в проверяемый период ГАУ РК "СП "Заполярье" условия лицензии N ЛО-11 N ЛО-11-01-001285 фактически выполнялись, то есть ответчиком в условиях дневного стационара, в числе прочих услуг, населению оказывались услуги именно по медицинской реабилитации.
Довод Территориального фонда о том, что в реестрах счетов на оплату в графе "профиль койки" указаны профили: "терапия", "хирургия" и "эндокринология" вместо профиля "медицинская реабилитация", отклоняется апелляционным судом, поскольку само по себе указанное обстоятельство не может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств ОМС.
При этом апелляционный суд учитывает, что письмом от 22.12.2016 N 01-17/110 Республиканское бюро медицинской статистики сообщило, что до июня 2016 года специализированных клинико-статистических групп (КСГ) по профилю "медицинская реабилитация" не было утверждено (т. 3 л.д. 48).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ГАУ РК "СП "Заполярье" правомерно предъявило к оплате счета за оказание услуг медицинской реабилитации при наличии в лицензии соответствующего вида помощи.
Довод Территориального фонда о том, что ГАУ РК "СП "Заполярье" неправомерно в реестры счетов на оплату включена медицинская помощь, оказанная врачом-стажером Мижирицкой И.А. в отсутствие у неё необходимого сертификата, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.09.2014 и 30.03.2015 ГАУ РК "СП "Заполярье" были заключены трудовые договоры N 74-2014 и N 17-2015 соответственно с Мижирицкой И.А., согласно которым Мижирицкая И.А. принята на должность врача-стажера (т. 1 л.д. 122-125, 126-129).
На основании приказа от 29.09.2014 N 144/1 о/д врач-терапевт Саян И.И. назначена наставником врача-стажера Мижирицкой И.А. (т. 1 л.д. 138).
Приказом от 01.04.2015 N 88/1 о/д заведующая отделением врач-терапевт Тыщенко Л.Н. назначена наставником врача-стажера Мижирицкой И.А. (т. 1 л.д. 139).
На основании дополнительного соглашения от 27.07.2015 Мижирицкая И.А. переведена постоянно на должность врача-терапевта (т. 1 л.д. 130).
Сертификат специалиста по профилю "Терапия" N 268/15 получен Мижирицкой И.А. 13.07.2015 (т. 1 л.д. 121).
Из объяснений представителя Учреждения следует, что фактически медицинскую помощь оказывали наставники, а не врач-стажер Мижирицкая И.А. В реестры счетов врач-стажер внесена ошибочно (т.1 л.д. 137). Указанные обстоятельства Территориальным фондом не опровергнуты.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Учреждение правомерно предъявило к оплате счета за оказанную медицинскую помощь.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал Территориальному фонду в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2018 по делу N А29-6181/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6181/2017
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми
Ответчик: Государственное автономное учреждение Республики Коми Санаторий - профилакторий Заполярье
Третье лицо: ГБУЗ РК "РМИАЦ", ГБУЗ РК Республиканское бюро медицинской статистики, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, Министерство здравоохранения РК, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН РОСЗДРАВНАДЗОРА ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РК, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство экономического развития РФ
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10609/20
27.01.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11314/19
16.05.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1677/19
21.01.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10034/18
22.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6181/17