Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2019 г. N Ф03-679/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
21 января 2019 г. |
А73-12238/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от ООО "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания Хаб-2": Овчинниковой О.Н., представителя по доверенности от 11.07.2018 N 1-1/2018;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания Хаб-2"
на решение от 31.10.2018
по делу N А73-12238/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей А.Ю. Маскаевой,
По заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания Хаб-2"
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания Хаб-2" (далее - общество, управляющая компания, ООО "Хаб-2") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Комитета регионального и государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - комитет, уполномоченный орган) от 19.07.2018 N П2018-02-0455.
Решением суда от 31.10.2018 требование удовлетворено частично: пункт 3 предписания признан недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Хаб-2" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить в неудовлетворенной части и принять по делу новый судебный акт по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств по делу. По мнению заявителя, административный орган вышел за пределы предмета проверки.
Административный орган в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Возражений относительно частично удовлетворенного требования (пункт 3 предписания) не высказал.
В судебном заседании апелляционной инстанции представителем общества в полном объеме поддержаны доводы и требования.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, с учетом отзыва, заслушав представителя управляющей компании, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 23.04.2015 N 027-000125, выданной комитетом.
В соответствии с договором управления многоквартирным жилым домом (далее - МКД) от 01.02.2016 ООО "Хаб-2" является организацией, управляющей домом 4 "А" по улице Промывочной города Хабаровска, выполняет работы и оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества.
30.03.2018 комитетом выдано предписание N П2018-02-0179, исполнение которого послужило основанием для принятия соответствующего распоряжения от 15.06.2018 N 1528-р.
По итогам внеплановой выездной проверки общества на предмет исполнения подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1, подпункта 3.1.1 пункта 3, подпунктов 4.1, 4.2 пункта 4 составлен акт от 19.07.2018 N П2018-02-0455, где отражено, что обществом требования подпунктов 3.1 и 4.1 ранее выданного предписания фактически не исполнены.
19.07.2018 обществу вновь выдано предписание N П2018-02-04550, согласно которому управляющей компании указано на обязательность:
- в срок до 20.09.2018 выполнения работ по восстановлению разрушенной отмостки, существующих приямков и добавить окна технического подвала для интенсивного проветривания подвального помещения МКД в соответствии с рекомендациями Экспертного бюро "Решение" ИП Демина В.Д. (заключение от 23.05.2018 N СТЭ 058-2018) (пункт 1.1 предписания);
- в срок до 31.08.2018 устранить нарушения требований пункта 3.2.8 Правил N 170 (на ограждающих конструкциях в подъезде N 5 МКД на стенах тамбура первого этажа и на оконных откосах выявлены отслоения отделочного слоя от основания; на потолке пятого этажа выявлены сухие темные пятна) путем организации и выполнения работ (пункт 2.1 предписания);
- в срок до 31.08.2018 устранить нарушение требований пункта 4.6.4.4 Правил N 170 (наружный водоотвод, оборудованный со стороны подъезда N 5 МКД, не обеспечивает отвод атмосферных вод от здания) путем организации и выполнения работ.
Не согласившись с данным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, рассмотрев спор, требования удовлетворил частично: признал недействительными только пункт 3 оспариваемого предписания.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с выводами, касающимися части неудовлетворенных требований (пункты 1 и 2 предписания).
На основании статей 161, 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В силу пункта 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. C, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 4.1.15 Правил не допускается подтопление подвалов и технических подполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламление и загрязнение подвальных помещений; установление в подвалах и техподпольях дополнительных фундаментов под оборудование, увеличение высоты помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочих земляных работ в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10-15 см; использование подвалов и технических подполий жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Пункт 4.10.2.1 предписывает, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Как следует из материалов дела, во исполнение предписания от 30.03.2018 N П2018-02-0179 общество представило комитету заключение специалистов Экспертного бюро Решение от 23.05.2018 N СТЭ 058-2018 (далее - заключение специалистов), согласно которому причиной затопления подвального помещения спорного МКД является проникновение грунтовых вод (в основной массе), а также проникновение воды с поверхности земли, ввиду отсутствия должным образом установленного благоустройства (отмостки).
Не оспаривая факта выявленных комитетом нарушений, заявитель привел доводы о том, что согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр ремонт подвальных помещений по спорному дому определен сроком на 2019 год, в связи с чем, ремонтно-восстановительные работы целесообразно выполнить в рамках капитального ремонта.
Данная позиция заявителя отклонена арбитражным судом, поскольку включение в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах ремонтных работ подвальных помещений МКД N 4 "А" по ул.Промывочной г.Хабаровска не свидетельствует о том, что капитальный ремонт будет произведен в установленные в программе сроки.
Согласно представленному уведомлению о проведении общего собрания 11.09.2018, дополнительному уведомлению управляющей организаций на повестку дня вынесен вопрос о принятии решения о проведении работ по разработке проектной документации на работы по капительному ремонту подвальных помещений в 2019-2020 (вопрос 2); об определении сроков проведения работ по капитальному ремонту подвальных помещений в 2020 - 2021 (вопрос 3).
При этом из пояснений общества следует, что по результатам очередного общего собрания собственников помещений спорного МКД, состоявшегося 11.09.2018, решение по вопросам, вынесенным в повестку дня по капитальному ремонту, не принято ввиду отсутствия кворума.
Арбитражный суд обоснованно согласился с уполномоченным органов в том, что, управляющая компания, в силу принятых на себя обязательств, в процессе эксплуатации жилых домов должна регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций; содержать в исправном состоянии содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящие устройства, устранять повреждения фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
При этом проведение ремонтно-восстановительных работ подвала спорного МКД в рамках капитального ремонта в заключение специалистов носит рекомендательный характер и не свидетельствует о невозможности выполнения текущих работ по надлежащему поддержанию благоустройства в целях соблюдения нормативных условий содержания общего имущества дома.
В акте и предписании отражены конкретные нарушения, работы по устранению которых входят в понятие содержание и текущего ремонта общего имущества, исходя из Минимального перечня и требований Правил N 170. Обязанность по проведению комплексного ремонта подвального помещения на управляющую организацию оспариваемым предписанием не возлагается.
Относительно невозможности проведения ремонтных работ в подъезде N 5.
Пунктом 3.2.8 Правил N 170 установлены требования к окраске лестничных клеток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 11 которого, в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов входит проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Таким образом, выполнение работ, указанных в оспариваемом предписании, предусмотрено Правилами N 170 и включено в Минимальный перечень N 290, который обязателен для исполнения управляющей организацией независимо от их указания в договоре управления.
Кроме того, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (постановление ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10).
Ссылка апеллянта на пункт 2.3.7 Правил N 170, согласно которому в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования), не принимается во внимание, поскольку на 2019 год запланирован капитальный ремонт лишь подвального помещения спорного МКД, а не капитальный ремонт здания.
Утверждение общества, что ремонтные работы невозможно провести из-за ненадлежащего температурного режима в подъезде, также отклоняется, как бездоказательное.
Доводы апеллянта о грубых нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", влекущих недействительность результатов проверки, апелляционным судом во внимание не принимаются, поскольку проверочные мероприятия проведены на основании распоряжения с целью проверки выполнения ранее выданного предписания; мероприятия проведены уполномоченными лицами без привлечения экспертов, специализированных организаций; результаты оформлены надлежащим образом и в установленные законом сроки..
Учитывая вышеизложенное, вынесенное арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2018 по делу N А73-12238/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12238/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ СТРОИТЕЛЬНО-РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ ХАБ-2"
Ответчик: Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-679/19
21.01.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7170/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12238/18
31.07.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12238/18