г. Вологда |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А66-7522/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Журавлева А.В. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Ждановой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.07.2018 по делу N А66-7522/2018 (судья Белова А.Г.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция) обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.07.2018 с учетом определения суда об исправлении опечатки от 06.12.2018 об удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА-ДЕВЕЛОПМЕНТ" (ОГРН 1157746165807; далее - Общество) о признании недействительным решения Инспекции от 15.02.2018 N 19574А об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества, о понуждении Инспекции устранить нарушение прав и законных интересов Общества путём государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией.
В её обоснование, ссылаясь на то, что суд не исследовал и не оценил представленные им доводы, не привёл мотивов, по которым отказал в их принятии, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что ликвидационный баланс составлен и утверждён до завершения расчётов с кредиторами, с указанием недостоверных сведений (отсутствуют данные о наличии задолженности), соответственно представленный баланс не является ликвидационным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, просило оставить судебный акт первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, запись о принятии решения о ликвидации Общества 16.11.2016 внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Общество 28.04.2017 представило уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем 10.05.2017 внесена запись в ЕГРЮЛ.
Общество 29.12.2018 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р16001 с представлением документов для регистрации прекращения деятельности Общества при ликвидации.
Инспекция 15.02.2018 приняла решение N 19574А об отказе в государственной регистрации.
Общество, ссылаясь на нарушение его прав, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
В силу пунктов 2, 6 статьи 63 названного Кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, Инспекция в установленный законом срок требований к Обществу не предъявляла.
На основании пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием отказа в государственной регистрации является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд установил, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 ГК РФ, Обществом соблюдён и им представлены в Инспекцию все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Соответствие предъявленного пакета документов в надлежащий регистрирующий орган требованиям пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Материалы дела не содержат доказательств проведения в отношении заявителя налоговой проверки, которой установлены факты недостоверности налоговой отчётности Общества, неисчисления и неуплаты налогов, несмотря на то что с момента публикации сообщения о ликвидации и до момента подачи заявления в налоговый орган по форме N Р16001 прошло более года.
Доказательств вручения заявителю акта проверки, решения по её результатам, требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также обращения в суд с исками о взыскании задолженности налоговым органом не представлено.
Таким образом, недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе Общества, налоговым органом не доказана.
Налоговый орган не использовал предоставленные ему законом как кредитору и контролирующему органу права и полномочия на предъявление требований непосредственно к Обществу в двухмесячный срок, на проведение налоговой проверки в порядке пункта 11 статьи 89 НК РФ, на инициирование судебного процесса в отношении Общества.
Поскольку в рассматриваемом случае заявителем для государственной регистрации представлен полный пакет документов и налоговым органом не доказана недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, решение об отказе в государственной регистрации принято с нарушением закона.
Непредставление налогоплательщиком бухгалтерской и налоговой отчётности за предыдущие периоды не может являться единственным и достаточным доказательством недостоверности содержащихся в ликвидационном балансе сведений.
Поскольку материалами дела подтверждается совокупность оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа (решение не соответствует Закону N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности), суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Все доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки апелляционная коллегия не усматривает.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.07.2018 по делу N А66-7522/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
О.Г. Писарева |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7522/2018
Истец: ООО "ВЕГА-ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Тверской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области, ООО ликвидатор "ВЕГА-ДЕВЕЛОПМЕНТ" Сверчков Валерий Станиславович