г. Пермь |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А71-13362/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - Чунарев О.М., предъявлено удостоверение, доверенность от 20.12.2018, Абалтусов М.В., удостоверение, доверенность от 03.09.2018;
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 06 ноября 2018 года по делу N А71-13362/2018
вынесенное судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис" (ИНН: 1835082510, ОГРН: 1071841011032)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН: 1835059990, ОГРН: 1041805001501)
о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис" (далее - ООО "ИнтерпартнерСервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г. Ижевск от 17.05.2018 N 9214 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (дело N А17-13362/2018).
ООО "ИнтерпарнетСервис" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г. Ижевск от 26.06.2018 N 9379 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (дело N А71-15977/2018).
Определением суда от 09.10.2018 дела N N А71-13362/2018, А71-15977/2018 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А71-13362/2018.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 ноября 2018 года принят отказ ООО "ИнтерпартнерСервис" от требований о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 17.05.2018 N 9214 в части взыскания штрафа недействительным, производство по делу в указанной части прекращено; заявленные требования ООО "ИнтерпартнерСервис" удовлетворены частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г.Ижевск о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2018 N 9379 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в размере, превышающем 198 934,95 руб., на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г.Ижевск возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис" г.Ижевск. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г.Ижевск в пользу ООО "ИнтерпартнерСервис" г.Ижевск взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительными решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Удмуртской Республике о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 9214 от 17.05.2018 и N 9379 от 26.06.2018 в полном объеме.
В обоснование доводов заявитель жалобы указывает, что действующее законодательство не ставит в прямую зависимость применение пониженного тарифа от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности. Деятельность заявителя соответствует всем условиям, дающим право на применение пониженного тарифа, уплата заявителем в отношении основного вида деятельности наряду с УСН также и ЕНВД не является основанием для отказа в применении пониженного тарифа.
Налоговым органом представлен письменный отзыв, в соответствии с которым налоговый орган полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
В ходе судебного заседания представители налогового органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменном отзыве, просили определение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил (представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.12.2017 ООО "ИнтерпартнерСервис" был представлен в Межрайонную ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике уточненный расчет (с номером корректировки 2) по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года.
По результатам камеральной проверки расчета инспекцией составлен акт от 29.03.2018 N 36505(т.1 л.д.39-46) и 17.05.2018 вынесено решение N9214 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "ИнтерпартнерСервис" привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) за неуплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 131930,99 руб., обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 779819,22 руб. и пени в сумме 48651,76 руб.
26.10.2018 ООО "ИнтерпартнерСервис" был представлен в Межрайонную ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике первичный расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года.
По результатам камеральной проверки расчета за 12 месяцев 2017 г. инспекцией составлен акт от 14.05.2018 N 37485 (т.3 л.д.48-62) и 26.06.2018 принято решение N9379 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "ИнтерпартнерСервис" привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неуплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 397869,90 руб., обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 2229341,65 руб. и пени в размере 200724,12 руб.
Основанием для доначисления сумм страховых взносов, штрафов, пени по решениям послужили выводы инспекции о неправомерном применении пониженных тарифов по страховым взносам в связи с тем, что общество применяет основной вид "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", предусмотренный подп.5 п.1 ст.427 НК РФ, в отношении данного вида деятельности общество применяет как УСН, так и ЕНВД, доля дохода от деятельности по упрощенной системе налогообложения составила менее 70%.
ООО "ИнтерпартнерСервис" обжаловало решения инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 16.07.2018 N 06-07/14432@ (т.1 л.д.31-32), от 22.08.2018 N06-07/17336@ (т.3 л.д.42-43) апелляционные жалобы ООО "ИнтерпартнерСервис" на решения Межрайонной ИФНС России N9 по Удмуртской Республике от 17.05.2018 N9214, от 26.06.2018 N9379 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлены без удовлетворения.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 10.10.2018 N 05- 13/20948 (т.4 л.д.4-5) решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике от 17.05.2018 N 9214 отменено в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 131930,99 руб.
Несогласие заявителя с решениями инспекции послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, по итогам рассмотрения заявления общества, признал обоснованным позицию налогового органа о том, что общество не получало доходов в размере не менее 70% в общем объеме доходов от основного вида деятельности, в отношении которых применялась упрощенная система налогообложения, отказав в удовлетворении требований заявителя в данной части. Вместе с тем, поскольку при принятии решения от 26.06.2018 N 9379 инспекцией смягчающие обстоятельства не были учтены, признал решение инспекции от 26.06.2018 N9379 недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в размере, превышающем 198934,95 руб.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 1-3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: 1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; 2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса; 3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса): в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ).
Согласно подп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Действие положений подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ в редакции федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для организаций, предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование - 20%, на обязательное медицинское страхование - 0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%) при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн рублей.
Согласно пункту 6 статьи 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 427 НК РФ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в ст. 427 НК РФ совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системы налогообложения; наличие основного вида деятельности, определенного в ст. 427 НК РФ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте ст. 427 НК РФ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Общество представило в налоговый орган расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2017 года, за 12 месяцев 2017 года, в которых указан код ОКВЭД "45.20" и код тарифа плательщика "08".
В расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2017 г. общество отразило сумму доходов, определяемую в соответствии со ст. 346.15 НК РФ в размере 56 040 609,17 руб., в том числе доход, полученный по виду экономической деятельности "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" составил 39 286 872,55 руб., доля доходов по ОКВЭД "45.20" - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" составила 70,10%.
В расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 12 месяцев 2017 г. общество отразило сумму доходов, определяемую в соответствии со ст. 346.15 НК РФ в размере 82 282 424 руб., в том числе доход, полученный по виду экономической деятельности "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" составил 56136619 руб., доля доходов по ОКВЭД "45.20" - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" составила 71,87 %.
На основании анализа представленных обществом документов (расчета доли доходов по видам деятельности за периоды 01.01.2017-30.09.2017, 01.01.2017 -31.12.2017, книги учета доходов и расходов за 9 месяцев 2017 г., книги учета доходов и расходов за 12 месяцев 2017 г., налоговых деклараций по ЕНВД за 1 квартал 2017 г., за 2 квартал 2017 г., за 3 квартал 2017 г., за 4 квартал 2017 г., налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2017 г., годового бухгалтерского баланса за 2017 г. с пояснительной запиской к нему), налоговый орган пришел к выводу о том, что общество неправомерно включило в сумму дохода, полученного по виду экономической деятельности "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" по УСН, доход от деятельности по ЕНВД, тем самым завысив долю доходов от деятельности по ОКВЭД "45.20" в Расчете доли доходов; фактически доля дохода от деятельности по упрощенной системе налогообложения за 9 месяцев 2017 г. составила 29,65% от общего дохода, определяемого в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, (16 617 418,41 руб.: 56 040 609,17 руб. х 100%); доля дохода от деятельности по упрощенной системе налогообложения за 12 месяцев 2017 г. составила 26,33 % от общего дохода, определяемого в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, (21 665 011,14 руб.: 82 282 424,00 руб. х 100%).
Общество в свою очередь настаивает, что деятельность, доходы от которой получены по ЕНВД, не является единственной деятельностью плательщика, который осуществляет и иные виды деятельности, переведенные на уплату УСН, действующее законодательство не ставит в прямую зависимость применение пониженного тарифа от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности.
Суд первой инстанции исходя из того, что размер дохода по УСН за 9 месяцев 2017 г. в сумме 16 617 418,41 руб., за 12 месяцев 2017 г. в сумме 2 166 5011,14 руб. отражен обществом в книгах учета доходов и расходов организации, соответствует данным налоговой декларации по УСН за 2017 г. пришел к выводу о том, что у общества отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов по коду тарифа "08" за 9 месяцев 2017 г., за 12 месяцев 2017 г., поскольку доля дохода ООО "ИнтерпартнерСервис" от деятельности по УСН за 9 месяцев 2017 г. составила 29,65 %, за 12 месяцев 2017 г. -26,33%, то есть менее 70% от общего объема дохода.
Вместе с тем судебная коллегия суда апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Исходя из буквального толкования статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (вступившей в силу с 01.01.2017), если основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН и ЕНВД, является вид деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, то страховые взносы уплачиваются такой организацией по пониженному тарифу при соблюдении условия о сумме доходов независимо от применяемого режима налогообложения по данному виду деятельности.
По действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности. Один и тот же вид деятельности влечет начисление УСН и ЕНВД в зависимости от категории потребителей услуг (физические или юридические лица) и эти различия не должны влиять на права налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
В силу закрепленных в ст.3 НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения. Противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что общество с 27.11.2009 в своей деятельности применяет УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов), а с 2016 года в соответствии с уведомлением является плательщиком ЕНВД; в спорный период обществом осуществлялось несколько видов деятельности и использовались две системы налогообложения: УСН и ЕНВД.
Основным видом экономической деятельности общества является "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" (ОКВЭД 45.20), доля доходов от которого составила 68 750 936,90 руб. (73,20%), от УСН - 25 175 363 руб. (26,80%), при этом общая сумма дохода за проверяемый период получена заявителем как от деятельности по ЕНВД так и УСН, что нашло отражение в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При указанных обстоятельствах общество соответствовало всем условиям, дающим право на применение пониженного тарифа; уплата обществом в отношении основного вида деятельности ЕНВД не является основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку его применение не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности.
Исходя из того, что в НК РФ не содержится требования о том, что для применения пониженных тарифов должно выполняться условие о фактической уплате налога по УСН с основного вида экономической деятельности, выводы суда о соответствии решений Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.05.2018 N 9214, от 26.06.2018 N9379 в части доначисления страховых взносов и пеней, требованиям НК РФ нельзя признать обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, в связи неверным применением норм материального права, признает обжалуемый судебный акт в указанной части подлежащим отмене с изложением его резолютивной части в иной редакции, а жалобу общества подлежащей удовлетворению.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена, решение суда первой инстанции отменено в части, судебные расходы в виде госпошлины по заявлению и жалобе подлежат отнесению на заинтересованное лицо в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 ноября 2018 года по делу N А71-13362/2018 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Принять отказ Общества с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис" от требований о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 17.05.2018 N 9214 в части взыскания штрафа недействительным.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Требования Общества с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис" г.Ижевск удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г.Ижевск о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2018 N 9379 недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г.Ижевск устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис" г.Ижевск.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике г.Ижевск в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ИнтерпартнерСервис" г.Ижевск расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 4500 (Четыре тысячи пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13362/2018
Истец: ООО "ИнтерпартнерСервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2228/19
14.02.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19529/18
21.01.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19529/18
06.11.2018 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13362/18