город Воронеж |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А64-8336/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Кораблевой Г.Н.,
Щербатых Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куриловой А.С.,
при участии:
от Министерства обороны РФ: Ефремова А.М., представителя по доверенности N 207/10/010/д/167 от 06.12.2018, сроком до 27.11.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от НО - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Рыжикова Сергея Александровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.07.2018 по делу N А64-8336/2017 (судья Макарова Н.Ю.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о взыскании 14 138,26 руб.,
третье лицо: НО - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области", Рыжиков Сергей Александрович, ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ (г. Тамбов-6, ул. Комиссара Московского, д.1),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "ЖК ТИС", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 15 240 руб. 93 коп. (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены НО - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области", Рыжиков Сергей Александрович, ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.07.2018 с РФ в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федеральной казны в пользу ООО "ЖК ТИС" взыскана задолженность по взносам за капитальный ремонт многоквартирного дома N 195, корпус 3 по ул.Астраханская г.Тамбова в размере 15 240 руб. 93 коп., государственную пошлина в сумме 2 000 руб. В удовлетворении требований к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 указанная жалоба принята к производству.
Определением апелляционного суда от 29.11.2018 в целях направления запроса в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области относительно внесенных в Единый государственный реестр прав недвижимого имущества и сделок с ним сведений о правообладателях жилого помещения N 22 по ул. Астраханской, д. 195, корп. 3, г. Тамбов, рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
Через канцелярию суда от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области поступил ответ на запрос, согласно которому по состоянию на 28.12.2018 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателях жилого помещения N 22 (кадастровый номер 68:29:0309005:5790) по ул. Астраханской, д. 195, корп. 3 г. Тамбов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 10.01.2019 явился представитель Министерства обороны РФ, истец и третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ доводы апелляционной жалобы поддержал, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ЖК ТИС" с 01.07.2012 осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 195 корпус 3 на основании договора управления N 106- ДУ-4 уч - ЖК от 04.05.2012.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 195 корпус 3, включен в региональную программу капитального ремонта, утверждённую Постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 N 1359 "Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов" (Первоначальный текст документа опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" http://www.tamlife.ru, 26.11.2013).
На основании положений статьи 170 Жилищного кодекса РФ и в соответствии с Перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории города Тамбова, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, утвержденным постановлением администрации города Тамбова от 05.05.2014 N 3453, способом формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 195 корпус 3, определено перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Согласно положениям части 8.1 статьи 156, части 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ, а также частями 2-3 статьи 3 Закона N 309-3 ежемесячный взнос на капитальный ремонт, подлежащий уплате собственником в фонд капитального ремонта, определяется как произведение минимального размера взноса, установленного администрацией Тамбовской области и общей площади помещения (доли в помещении), принадлежащего собственнику в многоквартирном доме.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2014 году, согласно постановлению администрации Тамбовской области от 23.10.2013 N 1184 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", составил 5,98 руб. за 1 кв. м помещения, принадлежащего собственнику.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2015 году, согласно постановлению администрации Тамбовской области от 14.11.2014 N 1397 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на 2015 год", составил 6,34 руб. за 1 кв. м помещения, принадлежащего собственнику.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2016 году согласно постановлению администрации Тамбовской области от 04.12.2015 N 1397 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на 2016 год" составил 6,74 руб. за 1 кв. м помещения, принадлежащего собственнику.
Ежемесячный минимальный размер взноса в 2017 году согласно постановлению администрации Тамбовской области от 09.12.2016 N 1443 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на 2017 год" составил 6,74 руб. за 1 кв. м помещения, принадлежащего собственнику.
Собственники многоквартирного дома N 195 корп. 3 по ул. Астраханской г. Тамбова в соответствии с протоколом N 3 от 03.12.2015 общего собрания собственников жилых помещений, приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества с "формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" на "формирование фонда капитального ремонта на специальном счете". ООО "ЖК ТИС" стало владельцем специального счета.
В соответствии с представленной информацией департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (письмо от 18.01.2017 N 141/1277) балансодержателем жилого помещения N 22 по ул. Астраханской, д.195, корп.3 является ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В адрес ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации была направлена претензия (исх. N ЖКИ-2969-17/4 от 05.09.2017) с просьбой оплатить задолженность за капитальный ремонт.
Никаких действий, направленных на погашение образовавшейся задолженности, со стороны ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не последовало.
По состоянию на 01.06.2018 общая задолженность по взносам на капитальный ремонт за жилое помещение N 22 дома N 195 корп.3 по ул. Астраханской г. Тамбова, принадлежащее ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, составляет 14138,26 руб., из них 13 035, 60 руб. за период с июля 2015 года по июнь 2017 года, 2 205,33 руб. за период с июля 2017 года по октябрь 2017 года.
На момент образовавшейся задолженности, до принятия решения собственниками МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества, взносы за капитальный ремонт оплачивались собственниками МКД в НО - "Фонд капитального ремонта Тамбовской области".
В связи с тем, что НО - "Фонд капитального ремонта Тамбовской области", не провел работу по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт за жилое помещение N 22 МКД N 195 корпус 3 по ул. Астраханской, ООО "ЖК ТИС", являясь на данный момент владельцем специального счета, в рамках интересов собственников МКД обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемым иском, уточненным в ходе рассмотрения дела арбитражным судом области.
Разрешая спор по существу, арбитражный суд области пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с РФ в лице Министерства обороны РФ за счет средств федеральной казны в пользу ООО "ЖК ТИС" задолженности по взносам за капитальный ремонт многоквартирного дома N 195, корпус 3 по ул. Астраханская г.Тамбова в размере 15 240 руб. 93 коп., в удовлетворении требований к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с указанными выводами арбитражного суда области, в силу следующего.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании решения этого собрания. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
ООО "ЖК ТИС" с 01.07.2012 осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 195 корпус 3 на основании договора управления N 106- ДУ-4 уч - ЖК от 04.05.2012. Доказательств расторжения договора в материалы дела не предоставлено.
В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться одной управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Обязанность по уплате взносов на проведение капитального ремонта предусмотрена законом для собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от субъекта права, его статуса, в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Проверяя довод о закреплении спорного помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 195 корпус 3 на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу статей 120, 210 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области в ответе на запрос, направленный судом, пояснило, что по состоянию на 28.12.2018 в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателях жилого помещения N 22 (кадастровый номер 68:29:0309005:5790) по ул. Астраханской, д. 195, корп. 3 г. Тамбов отсутствуют.
Ответчик документального подтверждения возникновения права оперативного управления ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не представил. В ходе судебного заседания апелляционного суда не оспаривал факт отнесения жилого помещения к ведомственному жилью Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, правовой режим жилищного фонда дифференцировался в зависимости от ведомственной подчиненности.
Из пункта 12 статьи 1 ФЗ "Об обороне", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053, следует, что квартиры МО РФ, являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, право принимать решения об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, предоставлено этому Министерству, так как именно оно является органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, находящимся в его ведении.
В отзыве на исковое заявление (т.2, л.д. 62-63) Министерство обороны РФ пояснило, что квартиры, расположенные в доме, управление которым осуществляет истец, предназначены для жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Как следует из письма департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 N 141/1277, балансодержателем жилого помещения N 22 по ул. Астраханской, д.195, корп.3 является ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, жилое помещение по вышеуказанному адресу находится в ведении Министерства обороны РФ.
Доказательств обратного Министерством обороны РФ, в нарушение положений статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ и вопреки занятой им процессуальной позиции, не представлено. Сведений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда материалы дела не содержат.
На основании правил статей 8.1., 131, 216 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего в спорный период) и аналогичных положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017) с учетом разъяснений в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что право оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не зарегистрировано, в связи с чем судом области правомерно не принят во внимание довод Министерства обороны РФ о том, что оно является ненадлежащим ответчиком.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранный по делу доказательства, арбитражным судом области правомерно отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, поскольку указанные требования должны быть предъявлены к собственнику.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса РФ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в МКД, а также требования к этим программам.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 195 корпус 3, включен в региональную программу капитального ремонта, утверждённую Постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 N 1359 "Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов".
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, обязанность собственников указанного многоквартирного дома по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла с июня 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники многоквартирного дома N 195 корп. 3 по ул. Астраханской г. Тамбова в соответствии с протоколом N 3 от 03.12.2015 общего собрания собственников жилых помещений, приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества с "формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" на "формирование фонда капитального ремонта на специальном счете". ООО "ЖК ТИС" стало владельцем специального счета.
Частью 10 статьи 175 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к владельцу специального счета, определенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 8 настоящей статьи или органом местного самоуправления в соответствии с частью 9 настоящей статьи, с момента принятия такого решения переходят все права и обязанности прежнего владельца специального счета, включая права и обязанности, возникшие по договорам, заключенным с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, а также по иным договорам займа и (или) кредитным договорам, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
Доказательства уплаты взносов на формирование фонда капитального ремонта спорного многоквартирного дома в размере 15 240 руб. 93 коп. (13 035 руб. 60 коп. за период с июля 2015 года по июнь 2017 года, а также 2 205 руб. 33 коп. за период с июля 2017 года по октябрь 2017 года) ответчиком не представлены (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Представленный истцом в материалы дела расчет со стороны ответчиков надлежащими доказательствами не опровергнут.
При таких обстоятельствах, суд области, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая отсутствие доказательств уплаты взносов на капитальный ремонт, правомерно счел исковые требования обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Министерства обороны РФ об отсутствии доказательств того, что в спорном периоде спорные жилые помещения были свободны (не заселены) и обязанность по их содержанию и по внесению соответствующей платы и взносов возлагалась на собственника, а не граждан, являющихся пользователями данных квартир, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В силу прямого указания закона бремя несения расходов на содержание имущества лежит на его собственнике. Доказательств, подтверждающих факт проживания граждан в заявленных квартирах, в нарушение положения статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ Министерством обороны РФ не представлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нарушение претензионного порядка урегулирования спора, поскольку претензия в адрес Министерства обороны РФ не направлялась, влекущее оставление иска в отношении Министерства обороны РФ без рассмотрения, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов.
Вводя в действие указанную норму Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель преследовал цель, направленность которой состояла в побуждении сторон спорного правоотношения до возбуждения соответствующего судебного производства предпринимать действия, направленные на урегулирование сложившейся конфликтной ситуации.
Претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав (Обзор Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
Материалами дела установлено, что определением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2018 о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, назначении предварительного судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Поскольку в правовой позиции и поведении ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, оставление иска без рассмотрения приведет к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К Российской Федерации применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Министерство обороны Российской Федерации входит в состав главных распорядителей средств федерального бюджета в составе ведомственной структуры расходов.
Поскольку в статьях 158 и 161 Бюджетного кодекса РФ и в Постановлении N 23 главный распорядитель бюджетных средств указан в качестве представителя публично-правового образования в суде только по искам о возмещении вреда и привлечения к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, то истцом правомерно заявлены требования к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 3 Постановления N 23) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, так и по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнительные документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом, исполняющим судебные акты о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (статья 165, пункты 1 и 7 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, взыскание денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств - РФ в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации, не противоречат нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.07.2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.07.2018 по делу N А64-8336/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8336/2017
Истец: ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" ООО "ЖК ТИС"
Ответчик: Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России)
Третье лицо: Некоммерческая организация - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" НО - "Фонд капитального ремонта Тамбовской области", Рыжиков Сергей Александрович, ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения МИнистерства обороны РФ по г.Москве и Московской области