21 января 2019 г. |
Дело N А83-5102/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 21.01.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Творческая волна" - Мироновой М.А., доверенность от 26.11.2018 б/н
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.10.2018 по делу N А83-5102/2018 (судья Евдокимова Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Творческая волна"
заинтересованное лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Национального союза писателей Украины, Совета министров Республики Крым
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Творческая волна" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит: признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 28 февраля 2018 года к акту проверки N 119, вынесенное консультантом отдела государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель Калиниченко Д.П.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.10.2018 по делу N А83-5102/2018 заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено предписание Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 28.02.2018.
Взысканы с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Творческая волна" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 3000,00 руб.
Полагая, что указанное решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права, Госкомрегистр обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В представленных письменных пояснениях Совет министров Республики Крым, поддержал заявленную апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу, ООО "Творческая волна" возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержало решение суда первой инстанции.
В судебное заседание Госкомрегистр, Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Национальный союз писателей Украины явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 05.02.2018 N 104-01/3, отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении ООО "Творческая волна",
Проверкой было установлено длящееся нарушение со стороны Общества требований части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании многоконтурного земельного участка площадью 20209 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п. Коктебель, ул. Ленина, 110 (кадастровый номер 90:24:010101:260), без наличия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.
Проверкой также установлено неисполнение Обществом ранее выданного предписания об устранении нарушений земельного законодательства (путем оформления прав на использование земельного участка или его освобождения) от 10.08.2017.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки органа государственного надзора от 28.02.2018 N 119.
По результатам проведенной проверки 28.02.2018 Обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, требования которого необходимо было исполнить до 28.05.2018.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность устранить нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке (путем оформления прав на использование земельного участка или его освобождения).
Выездная внеплановая проверка проведена с целью установления исполнения ООО "Творческая волна" ранее вынесенных Госкомрегистром предписаний об оформлении прав на вышеуказанный земельный участок.
Не согласившись с вынесенным предписанием ООО "Творческая волна" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства в связи с истечением срока действия ранее вынесенного предписания проведена и оспариваемое предписание вынесено органом государственного контроля в пределах компетенции, установленной "Административным регламентом исполнения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственной функции по государственному земельному надзору", утвержденного приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27.02.2015 N П/43.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Согласно части 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
При этом согласно статьей 15, 37, 39.1, 39.3 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица на основании решения органа государственной власти вправе приобретать в собственность земельные участки государственной собственности, поставленные на кадастровый учет, без торгов, если на таких участках расположены объекты недвижимого имущества этих юридических лиц; для чего обязаны подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка и заключить договор аренды или купли-продажи.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 03.03.2006 между Национальным союзом писателей Украины (арендатор) и Коктебельским поселковым советом (арендодатель) заключен договор N 19 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, 110, сроком действия - до 02.03.2055.
09.04.2006 между Национальным союзом писателей Украины и Обществом был заключен договор субаренды земельного участка площадью 2,2517 га., расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт Коктебель, ул. Ленина, 110, (кадастровый номер 01116455700:01:001:1113)
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет Российской Федерации с присвоением N 90:24:010101:260.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 01.01.2019 на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким правовым актом в области регулирования особенностей земельных отношений на территории Республики Крым является Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Этот закон регулирует переоформление ранее возникшего права аренды земельного участка государственной собственности.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств по делу, заявитель не выполнил ранее выданные предписания об оформлении документа, удостоверяющего право на земельный участок и не оформил правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок.
Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно учел следующее.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Как усматривается из материалов дела, заявитель с 2015 года имеет правоподтверждающие документы на объекты недвижимого имущества расположенные на спорном земельном участке (т. 1 л.д. 42-61).
При этом доказательств обращения за переоформлением (оформлением) прав на земельный участок до момента проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела письму от 07.08.2017 Министерство имущественных и земельных отношений республики Крым сообщило о том, что обществом проведены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет, оформлены права собственности на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, на рассмотрении Министерства находится заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность. Письмом от 03.11.2017 N 01-10/39839 Министерства имущественных и земельных отношений республики Крым сообщило, что до разрешения судом спора по делу N А83-5257/2017 по иску Министерства к НСПУ о расторжении договора аренды земельного участка и получения по акту приема-передачи арендованного НСПУ земельного участка разрешить вопрос о передаче обществу в собственность земельного участка, либо отказе в этом не представляется возможным.
Таким образом, из оспариваемого предписания и акта проверки не следует, что обществом могут быть приняты еще какие-либо меры по исполнению ранее выданных предписаний от 27.09.2016 со сроком исполнения - до 01.03.2017, от 21.03.2017 со сроком исполнения - до 21.06.2017, от 10.08.2017 со сроком исполнения - 10.10.2017 и от 10.11.2017 со сроком исполнения - до 10.02.2018, в новый двухмесячный срок, который установлен оспариваемым предписанием. Предписание от 28.02.2018 по своему содержанию полностью дублирует ранее выданные предписания, меры, по исполнению которых, Обществом уже предпринимались, и фактически необходимо продление срока их исполнения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как оспариваемое предписание от 28.02.2018 по своему правовому содержанию является неполным, формулировка выявленного и отраженного в предписании нарушения части 1 статьи 26 ЗК РФ, несоблюдение, которого установлено в ходе проверки, не отвечает критерию исполнимости, поскольку не содержит перечня действий, которые общество должно совершить или от совершения которых должно воздержаться.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2018 по делу N А83-14845/2017.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.10.2018 по делу N А83-5102/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5102/2018
Истец: ООО "ТВОРЧЕСКАЯ ВОЛНА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Национальный союз писателей Украины, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ