г. Самара |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А72-19362/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Садеева Тальгата Асхатовича на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года по делу N А72-19362/2017 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Садеева Тальгата Асхатовича к Администрации города Ульяновска об оспаривании решения комиссии, утвержденного постановлением Администрации города Ульяновска N 2517 от 23.11.2017; об оспаривании постановления N 2812 от 13.12.2017; об обязании Администрации города Ульяновск устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
без участия представителей лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Садеев Тальгат Асхатович (далее - ИП Садеев Т.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом принятого судом уточнения заявленных требований, об оспаривании постановления Администрации города Ульяновска (далее - Администрация) от 13.12.2017 N 2812 "О сносе самовольной постройки на территории муниципального образования "город Ульяновск"; об оспаривании решения комиссии по принятию решений о сносе самовольных построек в муниципальном образовании "город Ульяновск" о сносе самовольно возведенного объекта, расположенного по адресу: ул.Кольцевая, 49 (автозаправочная станция) в срок до 01.12.2017, принятого в соответствии с протоколом N 1 заседания комиссии, утвержденного постановлением Администрации от 23.11.2017 N 2517; об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2018 по делу N А72-19362/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению предпринимателя, у администрации отсутствовали правовые основания для признания в административном порядке спорной постройки (АГЗС) самовольной постройкой и, соответственно, отсутствуют правовые основания для вынесения оспариваемых постановлений о сносе АГЗС.
Администрация письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.10.2004 Садеев Т.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.03.2016 N 73-73/001-73/068/2015-731/1 владеет автомобильной газозаправочной станцией, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Кольцевая, д. 49 (далее - АГЗС).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.10.2017 по делу N А72-7465/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2018, признаны недействительными ненормативные правовые акты, касающиеся возведения указанной АГЗС: постановление Главы города Ульяновска N 91 от 15.01.2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Кольцевой в Железнодорожном районе г. Ульяновска на кадастровом плане"; постановление Мэрии г. Ульяновска от 22.09.2011 N 4233 "О предварительном согласовании ИП Садееву Т.А. места размещения объекта в Железнодорожном районе г.Ульяновска"; постановление Администрации г.Ульяновска от 08.07.2014 N 3202 "О передаче ИП Садееву Т.А. в аренду земельного участка по ул.Кольцевой в Железнодорожном районе г.Ульяновска"; градостроительный план земельного участка от 19.02.2015 N RU73304000-127 с кадастровым номером 73:24:011206:97; разрешение на строительство Автомобильной газозаправочной станции от 09.12.2015 N 73-73-391-2015; разрешение на ввод в эксплуатацию Автомобильной газозаправочной станции от 28.12.2015 N 73 -73-184-2015.
На основании указанного решения суда постановлением от 24.10.2017 N 2312 Администрация отменила (признала утратившими силу) вышеназванные оспоренные ненормативные акты по строительству АГЗС.
Комиссия по принятию решений о сносе самовольных построек в муниципальном образовании "город Ульяновск" 21.11.2017 рассмотрела вопрос о сносе АГЗС; Администрация постановлением от 23.11.2017 N 2517 (с учетом постановления от 30.11.2017 N 2570 об уточнении даты протокола) утвердила протокол заседания комиссии по принятию решений о сносе самовольных построек в муниципальном образовании "город Ульяновск" N1 (полностью), который в течение семи дней Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска поручено направить ИП Садееву Т.А.
Администрация вынесла постановление от 13.12.2017 N 2812 "О сносе самовольной постройки на территории муниципального образования "город Ульяновск", в соответствии с которым МБУ "Стройзаказчик" за свой счет (с последующим возмещением лицом, осуществившим самовольную постройку) поручено произвести снос самовольной постройки - автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: г.Ульяновск, Железнодорожный район, ул.Кольцева, 49; дата начала работ по сносу самовольной постройки - 20.12.2017; определено место хранения демонтированного объекта: г.Ульяновск, ул.Маяковского, д.57.
ИП Садеев Т.А. не согласившись с вынесенными Администрацией постановлениями, обратился в суд с настоящим заявлением.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Администрация в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указывала, что в соответствии с Генеральным планом города, утвержденным решением Ульяновской Городской думы от 27.06.2007 N 83, земельный участок с кадастровым номером 73:24:011206:97 по ул.Кольцевой, севернее ГСК "Юпитер" расположен на территории общего пользования. Сооружение (автомобильная газозаправочная станция) площадью застройки 1304,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул.Кольцевая, 49 в Железнодорожном районе, построено с нарушениями норм градостроительного законодательства, представляет угрозу жизни и здоровью людей, нарушены противопожарные требования. Разработка проектной документации на строительство АГЗС осуществлялась уже на построенный объект, без учета требований раздела 2.2.4 градостроительного плана земельного участка - без внесений изменений в генеральный план города Ульяновска, соблюдения противопожарных, санитарных, требований технических регламентов, СанПин. Договор аренды земельного участка от 15.07.2014 N 73:24:011206:97, заключенный администрацией с предпринимателем, является незаконным, поскольку на момент его заключения АГЗС уже была построена и эксплуатировалась с нарушением земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, без полученной разрешительной документации (подтверждается лицензией на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, выданного ИП Садееву Т.А. 07.09.2009). Указанный договор аренды расторгнут по соглашению сторон от 21.06.2016 N 24-1-223, запись регистрации от 19.07.2016. АГЗС возведена в период отсутствия у ИП Садеева Т.А. земельно-правовых документов на земельный участок, до получения разрешительной документации, что подтверждается материалами дела N А72-7465/2017, чертежами градостроительных планов от 03.09.2014 N RU 73304000-779, от 19.02.2015 N RU 7330400-127, где АГЗС также отображена как существующая (при том что разрешение на строительство выдано лишь 09.12.2015). Таким образом, по мнению Администрации, АГЗС является самовольной постройкой, а право собственности на нее зарегистрировано незаконно, у предпринимателя не могло возникнуть прав, подлежащих судебной защите, а у Администрации напротив - возникает право на защиту публичных, а также своих имущественных интересов в отношении данного земельного участка.
Предприниматель, в суде первой инстанции, возражал, указывал, что объект, подлежащий сносу, возведен на земельном участке, который расположен на территории общего пользования; представил выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 73:24:011206:97 с видом разрешенного использования: под строительство автомобильной газозаправочной станции. По мнению предпринимателя, указанный вид разрешенного использования земельного участка был согласован и разрешен Администрацией, до настоящего времени указанный вид разрешенного использования земельного участка не изменен, более того, данный участок приобретен в собственность и зарегистрирован в законном порядке. Таким образом, предприниматель считает, что каких-либо правовых оснований для признания в административном порядке самовольной постройкой АГЗС не имеется, соответственно, не имеется и правовых оснований для вынесения постановления о сносе АГЗС.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.10.2017 по делу N А72-7465/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа, признаны недействительными ненормативные правовые акты Администрации о выделении земельного участка и выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию АГЗС ИП Садеева Т.А.
Суды пришли к выводу о том, что разрешительная документация на строительство и эксплуатацию АГЗС по ул.Кольцевой, севернее ГСК "Юпитер", имеющую повышенную опасность для окружающей среды, населения, безопасности дорожного движения, выдана Администрацией в нарушение законодательства о градостроительной деятельности, санитарных норм и правил, противопожарных норм, без учёта сложившегося землепользования и застройки.
Указали, что согласно чертежу ГПЗУ от 19.02.2015 N RU 73304000-127, в связи с тем, что земельный участок расположен по Генеральному плану города на территории общего пользования, установлена возможная зона допустимого размещения объекта при условии внесения изменений в Генеральный план города, при условии соблюдения действующих норм (противопожарных, санитарных, требований технических регламентов, СанПиН и других нормативных документов).
Однако изменения в Генеральный план города до настоящего времени не внесены, проектная документация разработана без учёта зоны допустимого размещения объекта, при выдаче разрешения на строительство соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана не установлено.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2018 по делу N А72-11141/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2018, суд признал автомобильную газозаправочную станцию, площадью застройки 1 304,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул.Кольцевая, N49, кадастровый номер 73:24:011206:1283 самовольной постройкой; обязал ИП Садеева Т.А. осуществить за свой счет снос самовольной постройки.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемых постановлений) органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Суд первой инстанции, основываясь на вышеназванных судебных актах, Генеральном плане города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83, установил, что земельный участок, на котором возведена АГЗС, расположен на территории общего пользования, предусмотренной для развития транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 1748 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что само по себе существование государственной регистрации права на объекты недвижимости, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ относятся к самовольным постройкам, не исключает возможности принятия уполномоченным органом решения об их сносе; пункт 4 статьи 22 ГК РФ не может расцениваться как нарушающий чьи-либо конституционные права.
Постановлением Администрации от 21.06.2016 N 1807 утвержден Порядок "О сносе самовольных построек на территории муниципального образования "Город Ульяновск" (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что он распространяется на самовольные постройки, созданные или возведенные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей: если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации); на территории общего пользования; в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В целях принятия решений о сносе самовольных построек Администрацией создается соответствующая Комиссия (далее - Комиссия), а также утверждается численный и персональный состав Комиссии ( пункт 2.1 Порядка).
Решение о сносе самовольной постройки принимается простым большинством голосов от общего числа членов Комиссии. Решения о сносе оформляются протоколом, который подписывается секретарем и председателем Комиссии. Протокол утверждается постановлением администрации города Ульяновска (пункт 2.5 Порядка)
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, установлено, уполномоченный орган в течение семи календарных дней со дня утверждения протокола Комиссии о принятии решения о сносе направляет такому лицу заказным письмом с уведомлением (либо вручает под расписку) выписку из протокола Комиссии о принятии решения о сносе, а также копию постановления администрации города Ульяновска об утверждении данного протокола для принятия мер по сносу.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, было установлено, но не произвело снос самовольной постройки в сроки, определенные решением о сносе, уполномоченный орган организует работы по сносу самовольной постройки на основании постановления администрации города Ульяновска о сносе самовольной постройки (пункты 2.7, 2.11 Порядка)
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация вправе принимать решение о сносе в административном порядке возведенной предпринимателем на земельном участке на территории общего пользования самовольная постройки (АГЗС) и о том, что Администрация полностью соблюла данный административный порядок.
Следовательно, оспариваемые акты приняты уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией и в соответствии с установленным порядком, права предпринимателя не были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года по делу N А72-19362/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-19362/2017
Истец: Садеев Тальгат Асхатович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19931/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-19362/17
28.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-33952/18
30.03.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2323/18
25.12.2017 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-19362/17