г. Красноярск |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А69-2219/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" января 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от прокурора Республики Тыва - Даценко О.А., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "30" октября 2018 года по делу N А69-2219/2018, принятое судьей Павловым А.Г.,
установил:
Прокурор Республики Тыва (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва (далее - администрация) о признании незаконным ее бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва. В качестве восстановительной меры прокурор просил обязать администрацию разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального района Каа-Хемский кожуун Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "30" октября 2018 года заявленное требование удовлетворено.
Администрация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что прокурором без уважительной причины пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд, который подлежит исчислению с момента, когда прокурор узнал или должен был узнать о допущенном нарушении законодательства. В данном случае, ответ на представление от 19.12.2017 N 6-173в/2013 был получен прокурором 12.01.2018, и прокуратура должна была провести контрольную проверку не позднее трех месяцев. Срок на обращение в суд пропущен прокурором и в случае исчисления его с даты, до которой подлежала утверждению схема размещения рекламных конструкций в соответствии с частью 5 статьи 19.5 Закона о рекламе (до 01.01.2014).
Также администрация указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей администрации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой Каа-Хемского района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о рекламе на территории Каа-Хемского района, по результатам которой установлено, что администрацией не исполнена обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе в срок до 01.01.2014.
Постановлением администрации от 14.07.2017 N 523 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва".
Однако в ходе проведенной проверки установлено, что схема размещения рекламных конструкций, утвержденная постановлением администрации от 14.07.2017 N 523, для предварительного согласования в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва администрацией не направлялась.
В этой связи прокуратурой Каа-Хемского района 19.12.2017 на незаконный правовой акт принесен протест, а также в адрес и.о. председателя администрации представление от 19.12.2017 N 6-173в/2013.
По результатам рассмотрения протеста администрацией постановление от 14.07.2017 N 523 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" отменено.
Кроме того, администрацией по результатам рассмотрения представления дан ответ о направлении проекта схемы размещения рекламных конструкций в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва для согласования.
В ходе контрольной проверки, проведенной в апреле 2018 года, установлено, что в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва проект схемы размещения рекламных конструкций администрацией для предварительного согласования не был направлен.
В связи с этим, полагая, что администрацией не исполнена обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе; бездействие администрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, лишенных возможности обращаться за разрешениями на эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного бездействия администрации незаконным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав прокурора и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Апелляционный суд отклоняет довод администрации о пропуске прокурором срока обращения в суд, а также отсутствии доказательств подтверждающих факт нарушения действиями (бездействием) администрации прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из положений части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, если оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такое заявление в соответствии с частью 4 указанной статьи может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда прокурору стало известно о нарушении органом местного самоуправления прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обстоятельства, послужившие основанием для обращения прокурора с заявлением в арбитражный суд, были установлены им по результатам контрольной проверки исполнения администрацией представления от 19.12.2017 N 6-173в/2013. В ответ на указанное представление администрацией в прокуратуру был направлен ответ (получен прокурором 12.01.2018) о направлении администрацией проекта схемы размещения рекламных конструкций для согласования в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
При проведении контрольной проверки прокурором были установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что администрация не направляла в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва для согласования проект схемы размещения рекламных конструкций. Следовательно, администрацией было допущено длящееся бездействие, которое было установлено прокуратурой при поступлении 04.05.2018 соответствующей информации от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, заявление в арбитражный суд прокурором направлено 02.08.2018, что подтверждается отметкой Арбитражного суда Республики Тыва от 02.08.2018 вх.N 2219, поэтому срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурором не пропущен.
Порядок размещения и эксплуатации рекламных конструкций урегулирован статьей 19 Закона о рекламе.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон о рекламе внесены изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, регулирующие размещение и эксплуатацию рекламных конструкций.
Статья 19 Закона о рекламе дополнена частью 5.8, которой предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны до 1 января 2014 года утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций на территории Республики Тыва утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 15.07.2015 N 353 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по предварительному согласованию схем размещения рекламных конструкций на территории Республики Тыва и вносимых в них изменений является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
При проведении прокуратурой Каа-Хемского района проверка соблюдения администрацией законодательства о рекламе было установлено, что администрацией схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального района Каа-Хемский кожуун Республики Тыва утверждена без согласования с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, то есть с нарушением установленного порядка.
В порядке прокурорского реагирования прокуратурой Каа-Хемского района 19.12.2017 на незаконный правовой акт принесен протест, а также в адрес и.о. председателя администрации направлено представление от 19.12.2017 N 6-173в/2013.
По результатам рассмотрения протеста администрацией постановление от 14.07.2017 N 523 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" отменено.
Администрацией по результатам рассмотрения представления дан ответ о направлении проекта схемы размещения рекламных конструкций в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва для согласования.
Между тем, как следует из письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 28.04.2018 N ММ-1284 администрацией проект схемы размещения рекламных конструкций в названное министерство для согласования не был представлен. Данное обстоятельство администрацией не опровергнуто.
В связи с этим прокуратурой Каа-Хемского района было установлено неправомерное бездействие администрации в связи с неисполнением обязанности по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" в установленном порядке.
Кроме того, на дату обращения прокурора с заявлением в арбитражный суд схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" в установленном законом порядке также не была утверждена.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие утвержденной на территории муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно признано незаконным бездействие администрации, связанное с отсутствием утвержденной в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схемы размещения рекламных конструкций и нарушающее права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на размещение рекламных конструкций в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "30" октября 2018 года по делу N А69-2219/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2219/2018
Истец: ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: Администрация Каа Хемского кожууна РТ
Третье лицо: Администрация муниципального района "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва