г. Киров |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А28-10794/2018 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Администрации Малмыжского городского поселения
на решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Кировской области от 0.10.2018 по делу N А28-10794/2018, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Мочаловой Т.В.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Кировского филиала (ОГРН 1055612021981; ИНН 5612042824)
к Администрации Малмыжского городского поселения (ОГРН 1054303528290; ИНН 4317005478)
о взыскании задолженности,
установил:
открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Кировского филиала (далее - истец, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Администрации Малмыжского городского поселения Кировской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 68 225 рублей 10 копеек задолженности за поставленную в мае, июне 2018 года электрическую энергию.
Исковые требования основаны на положениях статей 8, 307, 309, 310, 422, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением в виде резолютивной части Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2018 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 68 225 рублей 10 копеек долга по оплате электрической энергии, поставленной в отсутствие между сторонами письменного договора, в мае-июне 2018 года (применительно к электрическим сетям ВЛ-0,4 кВ), а также судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2729 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Администрация Малмыжского городского поселения обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, необходимо привлечь открытое акционерное общество "Коммунэнерго" в лице Вятско-Полянского МПЭС.
Ответчик в обоснование апелляционной жалобы приводит следующие доводы. От подписания договора энергоснабжения от 22.11.2017 N 344488 Администрация отказалась ввиду нецелевого использования средств городского бюджета на оплату электроэнергии, потребляемой физическими лицами-абонентами, проживающими по ул. Вишневая и пер. Вишневый в г. Малмыже. Данный договор на основании положений статьи 160, части 1 статьи 432 ГК РФ является недействительным. Указывая, что уличное освещение на ул. Вишневая в г. Малмыже отсутствует, считает необходимым отследить динамику оплаты абонентами, проживающими на ул. Вишневая. Согласно распоряжению Правительства Кировской области от 25.11.2010 N 441 "О передаче объектов в собственность муниципальных образований области" Малмыжскому городскому поселению были переданы электросети ВЛ-0,4 КВ, что также подтверждается актом приема-передачи от 08.12.2010. Для признания права собственности электросетей за Администрацией необходимо было сделать проект электросетей, поставить их на кадастровый учет, но поскольку ул. Вишневая и пер. Вишневый г. Малмыжа были достроены жилыми домами и подключено электроснабжение к ним, данный проект стал неактуальным. Возложение на потребителей электроэнергии обязанности по оплате сверхнормативных потерь, возникших в бесхозяйных сетях, влечет для последних дополнительное бремя по оплате электроэнергии, которую они не получают.
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения. А апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В частности, истец считает необоснованными доводы ответчика о недействительности договора энергоснабжения от 22.11.2017 N 344448, поскольку с учетом положений статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 438 ГК РФ пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Кроме того согласно условиям названного договора и актам электропотребления, расход потребления населения вычитается из общего расхода по точке учета и не предъявляется к оплате ответчику.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.11.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.11.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Апелляционный суд отклонил ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле открытого акционерного общества "Коммунэнерго", поскольку обжалуемый судебный акт не устанавливает права либо обязанности последнего.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 N 441 "О передаче объектов в собственность муниципальных образований области" утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из областной собственности в собственность муниципальных образований Кировской области, согласно которому подлежат передаче от Кировского областного государственного учреждения "Управление капитального строительства" муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области - электросети ВЛ-0,4кВ, расположенные по адресу: Кировская обл., г. Малмыж, ул. Вишневая.
08.12.2010 подписан акт N 201 о передаче электросетей ВЛ-0,4кВ в г. Малмыже в собственность муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области.
Согласно выписке от 15.09.2016 N 1662 из реестра казны муниципального образования Малмыжское городское поселение Кировской области электролиния ВЛ-0,4 кВ по ул. Вишневая, введенная в эксплуатацию 01.04.2011, числится в реестре казны за N 43170507 (л.д. 31).
29.07.2011 между ОАО "Коммунэнерго" и Администрацией подписан акт N АГР 504-559/11, по которому границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей сторон установлены на опоре N 24 ВЛ-0,4 кВ фидера N 3 от КТП-22, на опоре N 8 ВЛ-0,4 кВ фидера N 1 от КТП-20; на указанных опорах установлены приборы учета.
Из пункта 4 акта N АГР 504-559/11 следует, что Администрация имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникающих в собственных электрических сетях.
Проект договора от 22.11.2017 N 344488 на энергоснабжение, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется подавать электрическую энергию (мощность) потребителю в точки поставки, определенные приложением N 2 к договору, а именно: ВЛ-0,4 кВ с ТП - 20 и ВЛ-0,4 кВ с ТП - 22, направлен ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в адрес Администрации, получен ответчиком 21.12.2017, но не подписан (л.д. 33-36).
В отсутствие письменного договора истец в период с мая по июнь 2018 года поставил электроэнергию на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, предъявил акты электропотребления и выставил к оплате счета-фактуры (л.д. 43-49).
19.07.2018 истец направил Администрации претензию с требованием оплатить задолженность (л.д. 14).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 и пункту 1 статьи 544 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. По договору энергоснабжения оплачивать фактически принятое количество энергии обязан абонент.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты; обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Как следует из пункта 4 Основных положений N 442, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае они выступают как потребители.
В соответствии с пунктом 129 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, не относящиеся по своему статусу к сетевым организациям, оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства иного владельца объектов электросетевого хозяйства (пункт 130 Основных положений N 442).
Таким образом, обязанность оплаты стоимости потерь возложена не только на сетевые организации, но и на иных владельцев, у которых находятся объекты электросетевого хозяйства.
Объект электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Электроэнергия передается потребителю в точке поставки, которая находится на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (пункт 2 Основных положений N 442, пункт 2 Правил N 861).
Согласно выписке от 15.09.2016 N 1662 из реестра казны муниципального образования Малмыжское городское поселение Кировской области электролиния ВЛ-0,4 кВ по ул. Вишневая, введенная в эксплуатацию 01.04.2011, числится в реестре казны муниципального образования за N 43170507.
В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 N 441 "О передаче объектов в собственность муниципальных образований области" утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из областной собственности в собственность муниципальных образований Кировской области, в том числе: от Кировского областного государственного учреждения "Управление капитального строительства" муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области - электросети ВЛ-0,4кВ, расположенные по адресу: Кировская обл., г. Малмыж, ул. Вишневая.
Согласно пункту 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энеогопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства (помимо сетевых организаций) оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
На основании пункта 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
В статье 3 Закона N 35-ФЗ дано понятие объектов электросетевого хозяйства, под которыми понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно акту от 08.12.2010 N 201 электросети ВЛ-0,4кВ в г. Малмыже переданы в собственность муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области. На основании выписки от 15.09.2016 N 1662 из реестра казны муниципального образования Малмыжское городское поселение Кировской области электролиния ВЛ-0,4 кВ по ул. Вишневая, 01.04.2011 ввода в эксплуатацию, числится в реестре казны за N 43170507 (л.д. 31).
Администрацией Малмыжского городского поселения не опровергается факт передачи ей электросетей ВЛ-0,4 кВ.
Вопреки требованиям статей 9, 41, 65 АПК РФ ответчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что предъявленный к оплате объем электроэнергии на спорную сумму фактически потреблен иными лицами (в том числе жителями ул. Вишневая и пер. Вишневый в г. Малмыже), а, равно доказательств, подтверждающих, что потери электроэнергии в сетях за спорный период составляют иное количество.
В соответствии с статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 29 часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает доказанной заявленную истцом стоимость потребления электроэнергии, обоснованной расчетом, который не опровергнут контррасчетом и согласуется с применимыми в спорной ситуации правовыми нормами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании с Администрации 68 225 рублей 10 копеек задолженности за потребленную электроэнергию.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2018 по делу N А28-10794/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Малмыжского городского поселения - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.А. Щелокаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10794/2018
Истец: ОАО "ЭнергосбыТ Плюс"
Ответчик: Администрация Малмыжского городского поселения
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9750/18