г. Пермь |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А71-15509/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу истца, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики,
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 08 ноября 2018 года
по делу N А71-15509/2018
принятое судьёй Бушуевой Е.А. в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (ИНН: 1808400812, ОГРН: 1021800642214)
к садоводческому некоммерческому товариществу "Солнечный" (ИНН: 1808350664, ОГРН 1021800649012)
о взыскании 500 руб. финансовой санкции,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - истец, управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества "Солнечный" (далее - ответчик, товарищество, СНТ "Солнечный") 500 руб. финансовой санкции.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что решение вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, поскольку процессуальный срок на обращение в суд управлением не пропущен; отмечает, что правомерность привлечения товарищества к ответственности подтверждается материалами дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Ответчик письменный отзыв по возражениям управления не представил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, управлением в отношении ответчика проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьёй 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ).
В результате проверки установлено, что сведения по форме СЗВ-М (тип "исхд") за сентябрь 2016 года были представлены 06.10.2016 г. на 1 застрахованное лицо.
В связи с ошибкой в представленных страхователем сведениях (не включение в сведения застрахованного лица Каркина А.Л.) управлением направлено уведомление об устранении расхождений от 12.01.2017 г., которое получено страхователем 18.01.2017 г.
Сведения по форме СЗВ-М (тип "доп") за сентябрь 2016 года на указанное лицо были представлены с нарушением установленного 5-дневного срока - 13.03.2017 г.
По результатам проверки управлением составлен акт от 13.03.2018 г. N 019S18180002314.
На основании материалов проверки управлением вынесено решение от 17.04.2018 г. N 019S19180003230 о привлечении СНТ "Солнечный" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование от 11.05.2018 г. N 019S01180016361 со сроком исполнения до 29.05.2018 г.
Требование управления в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.08.2018 г. по делу N А71-14374/2018 в принятии заявления о выдаче судебного приказа судом отказано ввиду того, что данные требования бесспорными не являются, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок для обращения в суд с настоящим иском пропущен, ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявителем не заявлено.
Управление по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, считает, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом соответствующий порядок Законом N 27-ФЗ не установлен.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. до 01.01.2017 г.) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежали применению сроки, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), как регулирующие сходные правоотношения.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, установлен статьей 19 Закона N 212-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о принудительном взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах плательщика принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Согласно части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (часть 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 5.3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 данной статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов (часть 5.5 статьи 19 закона N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 г. указанная норма утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250.
Так, с 01.01.2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, то есть к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, после 01.01.2017 г., в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 г. N N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
С учетом изложенного следует вывод о том, что сроки установленные законодательством о налогах и сборах, применимы к отношениям связанным с взысканием финансовых санкций.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017 г., установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у управления не ограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом (пункт 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статья 17 Закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года представлены 06.10.2016 г., уведомление об устранении расхождений направлено ответчику 12.01.2017 г., сведения по форме СЗВ-М (тип "доп") за сентябрь 2016 года были представлены 13.03.2017 г., акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен Управлением 13.03.2018 г.
Решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года в виде 500 руб. штрафа вынесено 17.04.2018 г., в то время как срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорного штрафа истек уже в январе 2018 года.
Заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением 31.08.2018 г., то есть с пропуском срока. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявителем не заявлено.
Пропуск срока проведения проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога, пеней и штрафов (пункт 9 информационного письма от 17.03.2003 г. N 71 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Кроме того, несоблюдение сроков проведения проверок влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на внесудебное взыскание задолженности.
Вопреки доводам жалобы, с учетом сроков устанавливающих процедуру проведения проверки, составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, установленных статьей 34 Закона N 212-ФЗ, статьей 6 НК РФ, статьей 17 Закона N 27-ФЗ, выводы суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорного штрафа является правомерным.
К тому же, судом первой инстанции обоснованно принята во внимание правовая позиция о применении указанных положений, изложенная в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 г. N 302- КГ18-6775.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2018 года по делу N А71-15509/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15509/2018
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Солнечный"