г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А21-7832/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Куранов А.В. по доверенности от 15.06.2018, Голуб В.Е. по доверенности от 09.01.2019
от заинтересованного лица: Гриценко М.Ю. по доверенности от 04.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32546/2018) открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2018 по делу N А21-7832/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" (далее - ОАО "Калининградгазификация", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Службы по Государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба, административный орган, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания от 21.06.2018 N 01н-04-19, на основании которого заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей; прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 29.10.2018 оспариваемое постановление Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области изменено в части размера административного наказания, административный штраф снижен до 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что пункт 87 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (в ред., действующей до 09.02.2018), позволяет Обществу определять окончательный размер платы за подключение по сметному расчету и не применять утвержденные стандартизированные тарифные ставки для определения размера платы за подключение; также полагает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель административного органа просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Калининградгазификация" в 2018 году осуществляло деятельность по присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Общества с нарушением установленного порядка ценообразования.
Размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения в случае определения предварительного размера платы по стандартизированным ставкам, или по индивидуальному проекту согласно п. п. "а" и "б" п. 87 Правил подключения.
Так, 12.01.2018 г. в ОАО "Калининградгазификация" с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения - многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой), расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Гайдара, 90, вместе с запросом о предоставлении технических условий на подключение обратилось АО "Акфен".
Обществом выданы технические условия от 22.01.2018 г. N 04-КИП/ОКС, согласно которым источником газоснабжения является распределительный подземный газопровод высокого давления диаметром 219 мм, проложенный от ул. Гайдара по ул. Маточкина - ул. Генерала Челнокова в г. Калининграде. Давление газа в точке подключения максимальное - 0,6 МПа.
Между ОАО "Калининградгазификация" и АО "Акфен" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.02.2018 г. N 17/20-50-2018/ИП (далее - Договор N 17/20-50-2018/ИП), в соответствии с которым Общество приняло на себя обязательства осуществить подключение (технологическое присоединение) крышных котельных многоквартирного жилого дома со встроеннымипристроенными помещениями общественного назначения и встроеннопристроенной подземной автостоянкой к сети газораспределения.
Согласно Договору N 17/20-50-2018/ИП размер платы за подключение должен определяться исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению и действующих на момент заключения названного договора стандартизированных тарифных ставок, а также исходя из предварительных технических параметров проекта газоснабжения на основании предварительного расчета размера платы.
Размер платы по индивидуальному проекту утверждается Службой. В случае если размер платы при утверждении будет изменен Службой, стороны с целью корректировки размера платы заключают дополнительное соглашение к Договору N 17/20-50-2018/ИП.
Предварительным расчетом платы за подключение (технологическое присоединение) участка газопровода высокого давления до границ земельного участка с кадастровым номером 39:15:130712:47 по ул. Генерала Челнокова - ул. Гайдара в г. Калининграде, являющимся приложением к Договору N 17/20-50- 2018/ИП. предварительный размер платы составил 1862990,21 руб., с учетом НДС, который включает в себя: - проектно-изыскательские работы - 357481,0 руб.; -строительно-монтажные работы по полиэтелиновому газопроводу высокого давления - 5939,96 руб.; -переход через дорогу методом ННБ 90/160 мм L~247,0/40 пм - 1169525,00 руб.; -врезка, пуск газа во вновь построенный газопровод - 23859,30 руб.; -госпошлина - 22000,0 руб.
Анализ предварительного расчета платы за подключение (технологическое присоединение) участка газопровода низкого давления до границ земельного участка АО "Акфен" показал что:
-стоимость проектно-изыскательских работ определена в соответствии со справочником базовых цен на проектные работы в строительстве, а не по стандартизированной тарифной ставке на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет 150 метров и менее, С 2, утвержденной приказом Службы от 28.12.2017 г. N 121-01тпг/17;
-стоимость строительно-монтажных работ определена не по стандартизированной тарифной ставке на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством (реконструкцией) газопроводов всех диаметров, материалов труб и типов прокладки, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет 150 метров и менее, С5> установленной приказом Службы от 28.12.2017 г. N 121- 01тпг/17;
-стоимость врезки и пуска газа во вновь построенный газопровод определена по стандартизированной тарифной ставке на покрытие расходов ГРО, связанных с проверкой выполнения заявителям технических условий и осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения посредством осуществления комплекса технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и стального газопровода ГРО i-того диапазона диаметров (полиэтиленового газопровода ГРО k-того диапазона диаметров), и проведением пуска газа, Cgjk.
Всего размер предварительной платы за подключение (технологическое присоединение) участка газопровода высокого давления составил 1862990,21 руб., с учетом НДС.
Вместе с тем, по расчету в соответствии стандартизированными ставками, утвержденными приказом Службы от 28.12.2017 г. N 121-01тпг/17, предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) участка газопровода низкого давления до границ земельного участка АО "Акфен" должен составить 5064600,12 руб., с учетом НДС, в том числе: -проектно-изыскательские работы - 1609440,00 руб. (2470,74*651,4); -строительно-монтажные работы по полиэтелиновому газопроводу высокого давления диаметром - 2658734,7 руб. (4081,57*651,4); -врезка, пуск газа во вновь построенный газопровод - 23859,3 руб.
Как следует из п.10 Договора N 17/20-50-20 ШИП, 25 % платы за подключение, что составляет 465747,55 руб., АО "Акфен" должно внести в течение 15 дней со дня заключения договора, то есть до 26.02.2018 г. В соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 62 за январь 2016 года - март 2018 года АО "Акфен" оплатило Обществу 300000 руб.
В связи с определением предварительной платы за подключение объекта АО "Акфен" к газораспределительным сетям с нарушением установленного порядка ценообразования Обществом был занижен размер первого платежа АО "Акфен" по Договору N 17/20-50-2018/ИП.
Таким образом, ОАО "Калининградгазификация" расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение был осуществлен с применением самостоятельно определенной цены вместо утвержденных Службой стандартизированных ставок.
В отношении Общества составлен акт проверкиN 01н-01-03 от 26 марта 2018 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 09.06.2018 N 01н-02-19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
21 июня 2018 года Службой вынесено постановление N 01н-04-19 по делу об административном правонарушении, которым, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением Службы, оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для снижения административного штрафа до 50 000 рублей.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с требованиями пунктов 5, 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания), утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливаются:
а) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час;
б) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час;
в) стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта и установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
В случае присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают выполнение технически сложных мероприятий, перечень которых определен пунктом 6 Методических указаний, плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.
Как установлено пунктом 87 Правил N 1314 (в ред., действующей до 09.02.2018), в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения для случаев:
а) когда размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из стандартизированных ставок и технических параметров проекта газоснабжения, - после разработки и проведения экспертизы проекта газоснабжения;
б) когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Руководствуясь положениями пункта 87 Правил N 1314 (в ред., действующей до 09.02.2018), апелляционный суд приходит к выводу о том, что размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из стандартизированных ставок и технических параметров проекта газоснабжения, может быть скорректирован, однако только после разработки и проведения экспертизы проекта газоснабжения. Вместе с тем, Общество не соблюдено обязательное условие (наличие заключения экспертизы), при котором возможна корректировка платы.
Доводы подателя жалобы о возможности Общества определять окончательный размер платы за подключение по сметному расчету и не применять утвержденные стандартизированные тарифные ставки для определения размера платы за подключение, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат пункту 87 Правил N 1314 (в ред., действующей до 09.02.2018).
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Общество при осуществлении в 2016 - 2018 годах присоединения газоиспользующего оборудования к своим газораспределительным сетям самостоятельно определяло размер платы за технологическое присоединение в соответствии с произведенным сметным расчетом, а не по установленным уполномоченным органом ставкам, в результате чего был занижен размер платы за подключение для ряда потребителей.
Факт осуществления Обществом присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям по неустановленным органом государственного регулирования ставкам образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения установленного порядка регулирования цен (тарифов) в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, учитывая пренебрежительное отношение заявителя к выполнению возложенных на него законом обязанностей, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ установил основания для снижения назначенного Обществу административного штрафа до 50 000 руб., указав, что именно такой размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Калининградгазификация" не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей подлежит возврату Обществу, поскольку подача апелляционной жалобы по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 октября 2018 года по делу N А21-7832/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей по платежному поручению N 11584 от 07.11.2018.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7832/2018
Истец: ОАО "Калининградгазификация"
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области