Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф05-4454/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А41-75849/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "КОНСОРЦИУМ" - Кожинов В.Н по доверенности от 10.01.2019,
от заинтересованного лица по делу - Администрации Ленинского муниципального района Московской области - Глебов С.Ю по доверенности от 27.12.2018,
от третьего лица по делу - Главного управления по информационной политике Московской области - Лалаян К.В по доверенности от 02.04.2018,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КОНСОРЦИУМ" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.11.2018 по делу N А41-75849/18, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению ООО "КОНСОРЦИУМ" к Администрации Ленинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и об обязании, третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КОНСОРЦИУМ" (далее - заявитель, Общество, ООО "КОНСОРЦИУМ") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- о признании незаконным бездействия о непредставлении решения по заявлению от 16.04.2018 N 1610-П о включении в Схему размещения рекламных конструкций Ленинского муниципального района Московской области в адресный перечень мест размещения рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в собственности ООО "БризИнвестДевелопмент" и отказ во включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории Ленинского муниципального района Московской области,
- об обязании внести изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории Ленинского муниципального района Московской области путем внесения в нее мест установки рекламных конструкций по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Булатниковское, в районе пос. Битца, уч. 2, кадастровый номер: 50:21:0030210:88 в местах:
ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 250 м, слева из Москвы;
ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 500 м, слева из Москвы;
ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 770 м, слева из Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "КОНСОРЦИУМ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "КОНСОРЦИУМ" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации Ленинского муниципального района Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Главного управления по информационной политике Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 16.04.2018 ООО "КОНСОРЦИУМ" обратилось в Администрацию Ленинского муниципального района Московской области с заявлением о внесении изменений в о включении в Схему размещения рекламных конструкций Ленинского муниципального района Московской обл. рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в частной собственности с кадастровым номером 50:21:0030210:88, расположенным по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Булатниковское, в районе пос. Битца, уч. 2, с установкой: 1.ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 250 м, слева из Москвы; 2. ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 500 м, слева из Москвы; 3. ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 770 м, слева из Москвы.
В связи с отсутствием ответа на заявление, полагая, что бездействие заинтересованного лица, является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Подпунктом 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется статьей 19 Закона о рекламе.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Из частей 5, 5.1 статьи 19 Закона о рекламе следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
Согласно ч. 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видом рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского Ькруга, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области. Схема является нормативным правовым актом, издаваемым для целей предоставления возможности размещения в соответствующем месте рекламной конструкции.
Схема не содержит указаний на лицо, которому предоставлено право эксплуатировать рекламную конструкцию. Для размещения рекламной конструкции в соответствии со схемой заинтересованному лицу необходимо получить разрешение, которое является индивидуальным ненормативным правовым актом.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9-15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что общество не является собственником земельного участка, на котором планируется размещение рекламных конструкций. Указанные земельные участки находятся в частной собственности, при этом Общество заключило с собственниками земельных участков договоры на получение права установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках. При этом в момент заключения договоров Общество располагало сведениями об отсутствии мест размещения рекламных конструкций в схемах размещения рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов. Аналогичная правовая позиция по делу со схожими обстоятельствами изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.04.2017 по делу N А41-57836/2016.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N 305- КГ17-15806 отмечено, что изменение схемы размещения рекламных конструкций является правом Администрации, т.е. не является для органа местного самоуправления обязанностью.
Как следует из материалов дела, 16.05.2018 Администрация письмом N 1610-п сообщила Обществу о направлении представленных документов на предварительное согласование в Главное управление по информационной политике Московской области.
22.05.2018 Администрация Ленинского муниципального района Московской области письмом N 147-01Исх-2322 направила представленные Обществом документы в Главное управление по информационной политике Московской области для согласования внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций.
Письмом от 24.07.2018 N 147-01Исх-3543 Администрация повторно направила представленные Обществом документы в Главное управление по информационной политике Московской области для согласования внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций.
09.10.2018 Администрация письмом N 2475-исх сообщила Обществу, что работа по предварительному согласованию внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций с Главным управлением по информационной политике Московской области не завершена.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент обращения заявителя в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением Администрацией совершены действия по рассмотрению заявления предпринимателя, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны Администрация Ленинского муниципального района Московской области.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что бездействие предполагает полное отсутствие каких-либо действий. Отсутствие положительного результата рассмотрения заявления Общества не может расцениваться как бездействие Администрации.
При этом превышение государственными или муниципальными органами сроков рассмотрения заявлений и обращений, предусмотренные соответствующим Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном этими органами незаконном бездействии.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
При этом в нарушение приведенной процессуальной нормы, заявителем не представлено достаточных допустимых доказательств, подтверждающих, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и интересы в сфере экономической деятельности.
Таким образом, совокупность критериев для признания действий (бездействия) незаконными судами не установлена.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Также суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований об обязании внести изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории Ленинского муниципального района Московской области путем внесения в нее мест установки рекламных конструкций по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Булатниковское, в районе пос. Битца, уч. 2, кадастровый номер: 50:21:0030210:88 в местах:
ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 250 м, слева из Москвы;
ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 500 м, слева из Москвы;
ФАД М-2 "Крым", Симферопольское шоссе, 22 км + 770 м, слева из Москвы.
Поскольку заявителю отказано в признании незаконным бездействия Администрации по рассмотрению заявления Общества, основания обязывать принять заинтересованное лицо совершить действия по принятию положительного решения по заявлению у суда первой инстанции отсутствовали.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что 04.10.2018 Главное управление по информационной политике Московской области направило в Администрацию письмо N 35Исх-4322, из которого следует, что ГУИП Московской области отказало в согласовании внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Частью 5.8. статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видом рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области. Схема является нормативным правовым актом, издаваемым для целей предоставления возможности размещения в соответствующем месте рекламной конструкции.
Схема не содержит указаний на лицо, которому предоставлено право эксплуатировать рекламную конструкцию. Для размещения рекламной конструкции в соответствии со схемой заинтересованному лицу необходимо получить разрешение, которое является индивидуальным ненормативным правовым актом.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9-15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Общество не является собственником земельного участка, на котором планируется размещение рекламных конструкций. Указанные земельные участки находятся в частной собственности, при этом Общество заключило с собственниками земельных участков договоры на получение права установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках. При этом в момент заключения договоров Общество располагало сведениями об отсутствии мест размещения рекламных конструкций в схемах размещения рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N 305- КГ17-15806 отмечено, что изменение схемы размещения рекламных конструкций является правом Администрации, т.е. не является для органа местного самоуправления обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.11.2018 по делу N А41-75849/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75849/2018
Истец: ООО "КОНСОРЦИУМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 142703, р-н. ЛЕНИНСКИЙ, МОСКОВСКАЯ область, г. ВИДНОЕ, ул. ШКОЛЬНАЯ, д. 26-А
Третье лицо: Главное управление по информационной политике МО, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ