Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2019 г. N Ф07-5759/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А56-56598/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Хафизовой Э.Р.
при участии:
от истца (заявителя): Вартанян К.В. по доверенности от 05.06.2017
от ответчика (должника): Тенюх Я.С. по доверенности от 01.10.2018,
Корниец О.Н. по доверенности от 11.01.2016
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33026/2018) ООО "Трансойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-56598/2018 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску ПАО "Газпром нефть"
к ООО "Трансойл"
3-е лицо: ООО "Газпромнефть-Логистика"
о взыскании,
установил:
Публичное акционерное общество "Газпром Нефть", место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 5/Лит. А, ОГРН: 1025501701686, (далее - ПАО "Газпром Нефть", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Трансойл", место нахождения: 197046, г. Санкт-Петербург, наб. Петроградская, д. 18А, ОГРН: 1037835069986, (далее - ООО "Трансойл", ответчик) о взыскании задолженности в размере 328 788,37 руб., а также 9 576 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 31.07.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Газпромнефть-Логистика" (109429, г. Москва, 2-й квартал Капотони, 20 А).
Решением суда от 23.10.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения судом не приняты во внимание иные положения Договора N 3343 и положения технологического процесса работы станции Комбинатская, регламентирующие подачу вагонов под погрузку.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель истца возражал, просил решение суда оставить без изменения.
ООО "Газпромнефть-Логистика", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "Трансойл" (Исполнитель) и ПАО "Газпром нефть" (Клиент) заключен Договор N 3343 от 04.05.2006 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого, Исполнитель принял на себя обязательства по выполнению и/или организации по выполнению услуг, связанных с перевозкой нефти и нефтепродуктов/нефтехимии Клиента железнодорожным транспортом со станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги по территории России, стран СНГ и на экспорт (далее - Услуги).
В соответствии с пунктами 1.1.-1.1.3. Договора (в редакции дополнительного соглашения N 68 от 01.07.2013) Экспедитор (ООО "Трансойл") обязался оказывать Клиенту (ПАО "Газпром нефть"): транспортно-экспедиционные услуги при организации перевозок грузов железнодорожным транспортом; услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом; иные услуги, предусмотренные Договором.
Пунктами 2.1.4. - 2.1.4.3. Договора (в редакции дополнительного соглашения N 68 от 01.07.2013), установлена обязанность Экспедитора по предоставлению Клиенту под погрузку железнодорожного подвижного состава. Вагоны, предоставленные Экспедитором под погрузку должны быть технически исправны и коммерчески пригодны для перевозки грузов.
Технически пригодными (исправными) для целей настоящего пункта признаются вагоны, удовлетворяющие требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Техническая пригодность вагонов под погрузку должна быть подтверждена Перевозчиком (работниками эксплуатационных вагонов депо Дирекции Инфраструктуры), с записью в книге предъявления вагонов к техническому обслуживанию формы ВУ-14. Факт технической непригодности (неисправности) вагонов при осмотре под погрузку определяется Перевозчиком (работниками вагонного хозяйства Эксплуатационных вагонных депо), с выпиской уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М. При выявленных Перевозчиком (работниками вагонного хозяйства Эксплуатационных вагонных депо) поврежденных вагонов, установленным порядком составляется акт общей формы ГУ-23, акт о повреждении вагона формы ВУ 25 или акт о техническом состоянии вагона, контейнера формы ГУ-106 и уведомление на ремонт вагона формы ВУ-23-М. Техническая исправность вагона также подразумевает своевременное и в полном объеме прохождение вагонов плановых и других видов ремонтов.
Согласно пункту 2.1.5.1. Договора (в редакции дополнительного соглашения N 68 от 01.07.2013 г.) во исполнение обязательства по пункту 2.1.4. Экспедитор должен обеспечить за свой счет техническую исправность вагона и его отдельных узлов, включая исправность (герметичность и целостность) котла, рамы, арматуры и универсальных сливных приборов, колесных пар, тормозной системы на всем пути следования.
В нарушение условий Договора, в период с марта по август 2017 года включительно, ООО "Трансойл" были предоставлены под погрузку вагоны в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии, что привело к возникновению убытков у ПАО "Газпром нефть" на общую сумму 328 788 руб. 37 коп.
22.12.2015 между ООО "ГПН-Логистика" (Исполнитель) и ПАО "Газпром нефть" (Заказчик) заключен Договор N ГПН-15/09000/03380/Р/ГПН-Л/2015-255 (далее - Договор) в соответствии с условиями которого Исполнитель принял на себя обязательства оказывать Заказчику услуги по организации отгрузки Продукции, учету и сопровождению отгруженной Продукции, а также услуги по формированию отправительских маршрутов на производственной площадке АО "Газпромнефть-ОНПЗ (далее - Услуги).
Пунктами 3.3.7-3.3.9 Договора, для оказания Услуг Заказчик обязался предоставлять Исполнителю технически исправный и коммерчески пригодный подвижной состав (Вагоны), годный под перевозку заявленного груза согласно Графику отгрузки, в соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов.
Условиями пункта 7.3.2. Договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 15.02.2017 года, далее по тексту Дополнительное соглашение, действующими с "01" января 2017 года) за неисполнение требований, установленных пунктами 3.3.7.- 3.3.9. Договора, повлекших для Исполнителя выполнение дополнительных маневровых работ с порожними и/или гружеными вагонами по факту выявления технической неисправности и/или коммерческой непригодности вагона, с последующим приведением вагона в состояние, пригодное к выводу (отправке) на пути общего пользования ст. Комбинатская, в том числе технологические операции по сливу/переливу/дренированию/сливу после дренирования продукции из вагона (далее Технологические операции), установлена ответственность Заказчика в виде уплаты договорной неустойки в размере:
- 2 212,50 руб. за каждый порожний вагон, в отношении которого производились дополнительные маневровые работы в связи с выбраковкой по причинам выявления технической неисправности и/или коммерческой непригодности;
- 9 105,61 руб. за каждый вагон, из которого производился слив Продукции на Эстакаде налива/слива.
В январе 2018 года по причинам предоставления Заказчиком вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии Исполнителем были произведены дополнительные маневровые работы в отношении 2 (Двух) груженых вагонов N N 51205011, 50999804 и в отношении 18 (Восемнадцати) порожних вагонов NN 50482199, 51063212, 51077782, 50785690, 50726397, 50504281, 51398758, 52019452, 51713543, 57225161, 53956843, 51707610, 50655869, 51478246, 50541804, 51091809, 50614007, 50770460.
Факты ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ООО "Трансойл", подтверждаются актами общей формы ГУ-23, оформленными перевозчиком (ОАО "РЖД") и грузоотправителем (ООО "ГПН-Логистика").
В связи с подачей ООО "Трансойл" вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии ООО "ГПН-Логистика" предъявило в адрес ПАО "Газпром нефть" претензию N ГПНЛ-01/05/1473-02 от 16.02.2018 об уплате неустойки в размере 51 544 руб. 40 коп.
Письмом N ГПН-Л-01/05/2063-02 от 01.03.2018 "О рассмотрении претензии N ГПН-Л-01/05/1473-02 от 16.02.2018" ПАО "Газпром нефть" признало претензию обоснованной и подлежащей удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 5.10. Договора N 3343 от 04.05.2006 ПАО "Газпром нефть" предъявило в адрес ООО "Трансойл" претензию исх. N ГПН-Л-01/05/2200-01 от 02.03.2018 о возмещении убытков в размере 50 130,39 руб. в связи с предоставлением под погрузку технически неисправного подвижного состава. Указанные требования оставлены без удовлетворения.
В ноябре 2017 года по причинам предоставления Заказчиком вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии Исполнителем были произведены дополнительные маневровые работы в отношении 2 (Двух) груженых вагонов N N 51124147,51926111, в отношении 19 (Девятнадцати) порожних вагонов NN 50613983, 53910766, 51144749, 51479475, 58142910, 54083480, 50762749, 51355550, 50949791, 51140069, 53908166, 50016724, 51108363, 50782648, 57848327, 54755798, 58348517, 50625581, 51562585 и технологическая операция по сливу продукции на эстакаде налива/слива (тит. 379 ТСБ-1) из 1 (Одного) Вагона N 51926111.
Факты ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ООО "Трансойл", подтверждаются актами общей формы ГУ-23 (номера актов указаны в расчете исковых требований), оформленными перевозчиком (ОАО "РЖД") и грузоотправителем (ООО "ГПН-Логистика"):
В связи с подачей ООО "Трансойл" вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии (номера вагонов указаны в тексте искового заявления и в расчете исковых требований), руководствуясь пунктом 7.3.2. Договора ООО "ГПН-Логистика" предъявило в адрес ПАО "Газпром нефть" претензию исх. N ГПНЛ-01/05/138-03 от 12.01.2018 об уплате неустойки в размере 66 223 руб. 72 коп.. Письмом исх. N ГПН-Л-01/05/1149-01 от 05.02.2018 "О рассмотрении претензии N ГПН-Л-01/05/138-03 от 12.01.2018 г." ПАО "Газпром нефть" признало претензию обоснованной и подлежащей удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 5.10. Договора N 3343 от 04.05.2006 ПАО "Газпром нефть" предъявило в адрес ООО "Трансойл" претензию исх. N ГПН-Л-01/05/2200-02 от 02.03.2018 о возмещении убытков в размере 66 223 руб. 72 коп. в связи с предоставлением под погрузку технически неисправного подвижного состава. Указанные требования оставлены без удовлетворения.
В октябре 2017 года по причинам предоставления Заказчиком вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии Исполнителем были произведены: технологическая операция по перекачке продукции на эстакаде налива/слива (тит. 378 ТСБ-1) из 1 (Одного) вагона N 57678484. дополнительные маневровые работы в отношении 1 (Одного) гружёного вагона N57678484. дополнительные маневровые работы в отношении 23 (Двадцати трёх) порожних вагонов NN 51291714, 51291029, 51819936, 51052330, 51124444, 50575828, 57307845, 51479269, 51349066, 51348407, 54083340, 51058535, 51136547, 51348126, 51143303, 53956256, 50562594, 50770494, 51388908, 51355154, 50498286, 51812527, 51652105.
Факты ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ООО "Трансойл", подтверждаются актами общей формы ГУ-23, оформленными перевозчиком (ОАО "РЖД") и грузоотправителем (ООО "ГПН-Логистика").
В связи с подачей ООО "Трансойл" вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии (номера вагонов указаны в тексте искового заявления и в расчете исковых требований), руководствуясь пунктом 7.3.2. Договора ООО "ГПН-Логистика" предъявило в адрес ПАО "Газпром нефть" претензию исх. N ГПНЛ-01/05/71-03 от 11.01.2018 об уплате неустойки в размере 64 953,87 руб.
Письмом исх. N ГПН-Л-01/05/957-03 от 02.02.2018 г. "О рассмотрении претензии N ГПН-Л-01/05/71-03 от 11.01.2018 г." ПАО "Газпром нефть" признало претензию обоснованной и подлежащей удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 5.10. Договора N 3343 от 04.05.2006 г. ПАО "Газпром нефть" предъявило в адрес ООО "Трансойл" претензию исх. N ГПН-Л-01/05/2223-01 от 05.03.2018 г. о возмещении убытков в размере 64.953 руб. 87 коп. в связи с предоставлением под погрузку технически неисправного подвижного состава. Указанные требования оставлены без удовлетворения.
В сентябре 2017 года по причинам предоставления Заказчиком вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии Исполнителем были произведены: технологические операции по перекачке Продукции в другой Вагоны на Эстакаде налива/слива (тит. 519-Л ТСБ-2) 1 (Одного) Вагона N 50655265. дополнительные маневровые работы в отношении 40 (сорок) порожних вагонов: NN50655265, 51562999, 50543503, 54068226, 50774397, 51066447, 50774397, 53912887, 51162774, 51110419, 50567312, 50108141, 51736882, 51329399, 50178342, 51680932, 50573013, 57796997, 51602522, 57361370, 50094754, 51074631, 50003888, 50058981, 51472926, 51615169, 54657515, 57463598, 54635289, 51238772, 70720578, 51653087, 50430289, 57796492, 51712370, 58305186, 57968950, 51516375, 53913125, 50296078.
Факты ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ООО "Трансойл", подтверждаются актами общей формы ГУ-23, оформленными перевозчиком (ОАО "РЖД") и грузоотправителем (ООО "ГПН-Логистика").
В связи с подачей ООО "Трансойл" вагонов в технически неисправном и коммерчески непригодном состоянии, руководствуясь п. 7.3.2. Договора ООО "ГПНЛогистика" предъявило в адрес ПАО "Газпром нефть" претензию исх. N ГПН-Л01/05/71-02 от 11.01.2018 г. об уплате неустойки в размере 95.935 руб. 99 коп.. Письмом исх. N ГПН-Л-01/05/957-02 от 02.02.2018 г. "О рассмотрении претензии N ГПН-Л01/05/71-02 от 11.01.2018 г." ПАО "Газпром нефть" признало претензию обоснованной и подлежащей удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 5.10. Договора N 3343 от 04.05.2006 г. ПАО "Газпром нефть" предъявило в адрес ООО "Трансойл" претензию исх. N ГПН-Л-01/05/2223-02 от 05.03.2018 о возмещении убытков в размере 95.935 руб. 99 коп. в связи с предоставлением под погрузку технически неисправного подвижного состава. Указанные требования оставлены без удовлетворения.
Оставление указанных претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО "Газпром нефть" в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права.
Довод апелляционной жалобы о том, что вывод суда первой инстанции сделан без учета положений договора N 3343 от 04.05.2006 и положения технологического процесса работы станции Комбинатская, регламентирующего подачу вагонов под погрузку, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктами 2.1.4. - 2.1.4.3. Договора (в редакции дополнительного соглашения N 68 от 01.07.2013), установлена обязанность Экспедитора по предоставлению Клиенту под погрузку железнодорожного подвижного состава.
Исходя из буквального толкования условий договора ООО "Трансойл" обязано предоставить вагоны в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии для перевозки грузов. В связи с этим, довод ООО "Трансойл" о том, что забракованные вагоны были возвращены в таком состоянии грузополучателями ПАО "Газпром нефть" не состоятелен.
Возврат грузополучателями ПАО "Газпром нефть", либо иными лицами вагонов в коммерчески непригодном/технически неисправном состоянии не отменяет обязанности ООО "Трансойл" по подаче под погрузку вагонов в коммерчески пригодном/технически исправном состоянии.
Согласно пункту 2.2.4.10 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 68 от 01.07.2013) Клиент обязуется обеспечить отправление после выгрузки грузов со станции назначения порожних вагонов в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по маршрутам, согласно инструкциям Экспедитора. За нарушение пункта 2.2.4.10 Договора, для Клиента установлена ответственность предусмотренная пунктом 5.7. Договора.
Согласно пункту 5.7. Договора в случае прибытия порожнего вагона в технически неисправном и/или коммерчески непригодном состоянии Экспедитор вправе потребовать от Клиента возмещения убытков, а в случае прибытия порожнего вагона в коммерчески непригодном состоянии дополнительно уплаты штрафной неустойки в размере 1 700 руб. за каждый вагон, прибывший в коммерчески непригодном состоянии.
Вагоны, возвращенные грузополучателями ПАО "Газпром нефть/либо иными лицами в коммерчески непригодном/технически неисправном состоянии должны быть своевременно выявлены ООО "Трансойл" в целях недопущения их подачи под погрузку. В случае возвращения порожнего вагона в технически неисправном и /или коммерчески непригодном состоянии Экспедитор обязан выявить такой вагон и не подавать его под погрузку. Исходя из обстоятельств настоящего дела, Ответчиком своевременно не выявлены технически неисправные и/или коммерчески непригодные вагоны, и в нарушение своих обязательств, предусмотренных пунктами 2.4.4. - 2.1.4.3. Договора ответчиком поданы технически неисправные/коммерчески непригодные вагоны под погрузку.
Согласно пункту 2.1.5.1. Договора (в редакции дополнительного соглашения N 68 от 01.07.2013) во исполнение обязательства по пункту 2.1.4. Экспедитор должен обеспечить за свой счет техническую исправность Вагона и его отдельных узлов, включая исправность (герметичность и целостность) котла, рамы, арматуры и универсальных сливных приборов, колесных пар, тормозной системы на всем пути следования.
Таким образом, в нарушение условий Договора N 3343 от 04.05.2006, ООО "Трансойл" были предоставлены под погрузку вагоны в технически неисправном состоянии, что привело к возникновению убытков ПАО "Газпром нефть".
Ссылка подателя жалобы на условия Дополнительного соглашения N 19 от 15.05.2009 к Договору N 3343 от 04.05.2006, не может быть принята апелляционным судом, поскольку, согласно пункту 8 названного Дополнительного соглашения, стороны согласовывали, что условия настоящего соглашения являются неотъемлемой частью Договора N 3343 и применяются к правоотношениям сторон с 01.06.2009 и действует до 04.05.2011.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для изменения принятого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-56598/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56598/2018
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"
Ответчик: ООО "Трансойл"
Третье лицо: ООО "Газпромнефть-Логистика"