г. Тула |
|
12 января 2024 г. |
Дело N А62-7929/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.01.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области - представителя Романцевой А.В. (доверенность от 19.07.2023), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области "Водоканал" на определение Арбитражного суда Смоленской области от 05.09.2023 по делу N А62-7929/2022 (судья Романов А.А.),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Смоленской области от 15.02.2023 в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области "Водоканал" (ОГРН 1026700536719; ИНН 6704007370) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден член некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс" Обухов Олег Николаевич, о чём в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в официальном издании, определённом Правительством Российской Федерации, газете "Коммерсантъ" 04.03.2023 опубликовано сообщение за N 77034180480.
Федеральная налоговая служба (ОГРН 1047707030513; ИНН 7707329152; далее - ФНС России, уполномоченный орган) 04.04.2023 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования по денежному обязательству перед Российской Федерацией в размере 1 230 298 руб. 05 коп.
Определением суда от 05.09.2023 во включении требования Федеральной налоговой службы (ОГРН 1047707030513; ИНН 7707329152) в размере 1 230 298 руб. 05 коп. в реестр требований кредиторов должника муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области "Водоканал" (ОГРН 1026700536719; ИНН 6704007370) отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МУП МО "Дорогобужский район" Смоленской области "Водоканал" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда, несогласно с отнесением требований кредиторов, возникших после начала действия моратория до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом к текущим платежам; включить в реестр требования ФНС России по состоянию на 08.11.2022 в сумме 1 191 035 руб. 35 коп., без учета штрафа в размере 39 262 руб. 70 коп., а именно: 207 594 руб. 80 коп. - налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент; 255 292 руб. - единый налог при упрощённой системе налогообложения; 278 221 руб. 47 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование; 326 522 руб. 68 коп.- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 123 404 руб. 40 коп. - страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителя налогового органа, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС России объединяет требования к должнику по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды Российской Федерации и денежным обязательствам перед Российской Федерацией при принятии решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Как следует из материалов дела, в Арбитражный суд Смоленской области 23.09.2022 поступило заявление муниципального унитарного предприятия Муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области "Водоканал" о признании должника банкротом.
Определением суда от 08.11.2022 данное заявление принято к производству, в отношении должника возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Определением суда от 15.02.2023 в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области "Водоканал" введена процедура наблюдения.
По данным уполномоченного органа в отношении должника по состоянию на момент обращения уполномоченного органа в суд с рассматриваемым требованием, на 03.04.2023, имеется задолженность по обязательным платежам перед Российской Федерацией в размере 1 230 298,05 руб., выявленная по декларациям за 6 и 9 месяцев 2022 года, в том числе:
207 594,80 руб. - налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент;
255 292,00 руб. - единый налог при упрощённой системе налогообложения;
278 221,47 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
326 522,68 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
123 404,40 руб. - страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Данная задолженность подтверждена следующими решениями налогового органа:
- Решением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от 07.09.2022 N 4293 - о взыскании неуплаченной суммы 2 317 277,29 руб., в связи с неисполнением требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 02.08.2022 N5910 в срок до 25.08.2022;
- Решением о взысканиии налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от 05.10.2022 N 4529 - о взыскании неуплаченной суммы 77 050,00 руб., в связи с неисполнением требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 06.09.2022 N 6923 в срок до 29.09.2022;
- Решением о взысканиии налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от 19.10.2022 N 5080 - о взыскании неуплаченной суммы 560 672,18 руб., в связи с неисполнением требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 01.09.2022 N 7517 в срок до 09.10.2022.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными уполномоченным органом документами.
В материалы дела не представлено доказательств уплаты должником вышеуказанных сумм недоимок. Возражений относительно заявленного требования уполномоченного органа от финансового управляющего, должника не поступило.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При проверке обоснованности требования кредитора арбитражный суд оценивает доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, регулирующими не исполненные должником обязательства, по правилам, установленным АПК РФ.
При этом суд имеет в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Вместе с тем, в делах о банкротстве, возбужденных в течение трёх месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, определяются на дату введения моратория (подпункт 2 пункта 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьёй 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, подаваемым в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу данного постановления.
Постановление N 497 вступило в законную силу 01.04.2022 и действует в течение шести месяцев.
Таким образом, с 01.04.2022 по 01.10.2022 на территории России действовал мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов, подаваемых в отношении юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей.
Как указано выше, дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника возбуждено 08.11.2022, то есть до истечения трёх месяцев после прекращения действия моратория, введённого Постановлением N 497, следовательно, к рассматриваемому спору применяются положения пункта 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что по смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве требования, возникшие после начала действия моратория, подлежат квалификации как текущие (в случае возбуждения дела о банкротстве в трёхмесячный срок).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Принимая во внимание изложенное, учитывая начало действия введённого Постановлением N 497 моратория (01.04.2022) и заявленное уполномоченным органом требование об уплате недоимок по декларациям за 6 и 9 месяцев 2022 года, суд области пришел к верному выводу о том, что такое требование заявлено уполномоченным органом по текущим платежам, в связи с чем отсутствуют основания для его удовлетворения.
В апелляционной жалобе МУП МО "Дорогобужский район" Смоленской области "Водоканал" ссылается на то, что заявление о банкротстве МУП "Водоканал" подано не кредитором, а самим должником и требования постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 и ст. 9.1 Закона о банкротстве о включении в реестр требований кредиторов требований, возникших на дату введения моратория, не распространяются на процедуру банкротства введенного по заявлению самого должника.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их необоснованности. Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для переоценки не имеется.
Как следует из материалов дела, дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника возбуждено 08.11.2022, то есть до истечения трёх месяцев после прекращения действия моратория, введённого Постановлением N 497, следовательно, к рассматриваемому спору применяются положения пункта 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что по смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 9.1 Закона о банкротстве требования, возникшие после начала действия моратория, подлежат квалификации как текущие (в случае возбуждения дела о банкротстве в трёхмесячный срок). До истечения трехмесячного срока кредиторы по таким требованиям не могут инициировать дело о банкротстве должника.
При возбуждении дела о банкротстве после истечения трехмесячного срока состав и размер требований кредиторов определяются по общим правилам статьи 4 Закона о банкротстве, а квалификация требований кредиторов в качестве текущих осуществляется по общим правилам статьи 4 Закона о банкротстве (исходя из дня возбуждения дела о банкротстве).
Учитывая начало действия введённого Постановлением N 497 моратория (01.04.2022), а также, что требование уполномоченного органа об уплате недоимки по декларациям за 6 и 9 месяцев 2022 года, суд области пришел к верному выводу о том, что такое требование заявлено уполномоченным органом по текущим платежам.
Тот факт, что заявление подано не кредитором, а самим должником, правового значения, для отнесения требований налогового органа к текущим, в данном случае не имеет.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Смоленской области от 05.09.2023 по делу N А62-7929/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7929/2022
Должник: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
Кредитор: ПАО "Дорогобуж"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, в.у. Обухов О.Н., МУП Водоканал, Федеральная антимонопольная служба, ФНС России Управление по Смоленской области, АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" СМОЛЕНСК, АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК", Дорогобужский районный суд Смоленской области, Иванов Эдуард Ионович, МИФНС по Управлению долгом, НП "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АЛЬЯНС", Обухов Олег Николаевич, ООО "ПЕТРОЛ СЕРВИС", ПАО "ДОРОГОБУЖ", ФГУП "ОХРАНА" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "ОХРАНА" РОСГВАРДИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-7249/2023
02.10.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5270/2024
02.07.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2213/2024
27.03.2024 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-7929/2022
19.03.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-7249/2023
12.01.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6800/2023
23.11.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6795/2023