Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 мая 2019 г. N Ф09-2101/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А60-45247/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зеленина Т. Л.
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.
при участии:
от заявителя - Грибков А.В. (паспорт, доверенность от 05.09.2018)
от ответчика - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 октября 2018 года
по делу N А60-45247/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УРАЛТРАНСИНВЕСТ" (ИНН 6659081411, ОГРН 1026602969117)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании незаконным решения,
Общество с ограниченной ответственностью "УРАЛТРАНСИНВЕСТ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ответчик) о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков, выраженного в письме от 11.07.2018 N 17-01-82/9817, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем удовлетворения заявления от 24.04.2018 о перераспределении земельных участков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2018 (резолютивная часть от 17.10.2018) заявленные требования удовлетворены, отказ ответчика в перераспределении земельных участков, выраженный в письме от 11.07.2018 N 17-01-82/9817, признан незаконным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения в соответствии со ст. 39.29 ЗК РФ.
Решение суда обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие оснований для перераспределения земельных участков. Ответчик указывает, что формирование вновь образуемого земельного участка общей площадью 31375 кв.м должно быть произведено за счет присоединения самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204007:16, который может быть вовлечен в хозяйственный оборот. В настоящее время этот участок предоставлен на праве аренды для строительства складской базы, цель предоставления земельного участка не достигнута. Ответчик считает, что перераспределение земельных участков в рассматриваемом случае противоречит требованиям закона, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. Заявитель ссылается на правильное установления судом первой инстанции обстоятельств дела и применение норм земельного законодательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204007:4 площадью 15438 кв.м, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.
Также по договору аренды N 2-886 от 10.12.2007 в редакции дополнительных соглашений N 1 от 29.01.2010, от 04.06.2010, от 03.08.2010, от 09.11.2010, от 26.12.2011 заявитель арендует смежный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0204007:16 площадью 15 918 кв.м для строительства ремонтно-складской базы. На указанном земельном участке заявителем возведено здание КПП лит. Ж площадью 26, 2 кв.м.
24.04.2017 заявитель обратился в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с заявлением о разработке и утверждении проекта межевания территории с целью перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0204007:4 и 66:41:0204007:16.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 28.07.2017 N 799-П заявителю разрешено провести подготовку проекта межевания застроенной территории в границах улиц Автомагистральной - Монтажников - Маневровой.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.12.2017 N 1419-П утвержден проект межевания застроенной территории в границах улиц Автомагистральной - Монтажников - Маневровой в том числе: 1) план красных линий, 2) ведомость координат характерных (поворотных) точек красных линий, 3) схема межевания территории, 4) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков.
16.01.2018 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выдаче согласия на перераспределение земельных участков с кадастровым номером 66:41:0204007:4 площадью 15 438 кв.м и с кадастровым номером 66:41:0204007:16 площадью 15 918 кв.м, образование земельного участка общей площадью 31 356 кв.м в границах в соответствии с проектом межевания, утвержденным приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.12.2017 N 1419-П.
Письмом от 02.02.2018 N 17-01-82/1132 ответчик отказал в согласовании перераспределения в виду отсутствия согласия залогодержателя земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204007:4, а также сетевой организации, в охранной зоне которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Письмом от 01.03.2018 N 3303 заявитель представил ответчику согласие на перераспределение земельных участков от АО "Райффайзенбанк" и от филиала "Свердловэнерго" ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала".
В письме от 16.03.2018 N 17-01-82/3341 ответчик выразил согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков согласно утвержденному проекту межевания застроенной территории в границах улиц Автомагистральной - Монтажников - Маневровой, предложил заявителю обеспечить выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 06.06.2018 на кадастровый учет поставлен образуемый в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером 66:41:0204007:60 общей площадью 31375 кв.м, имеющий местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Монтажников, 2Б.
13.06.2018 заявитель обратился к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0204007:4, 66:41:0204007:16 и образовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204007:60 общей площадью 31375 кв.м.
Решением ответчика от 11.07.2018 N 17-01-82/9817 в заключении указанного соглашения отказано.
Полагая, что принятое ответчиком решение является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что в оспариваемом решении ответчика не приводится доказательств несоответствия утвержденного проекта межевания градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, а также несоответствия документации по планировке территории, а равно доказательств более рационального использования земель применительно к п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Самостоятельное вовлечение в гражданский оборот земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204007:16 будет противоречить утвержденному проекту межевания территории, что недопустимо. Иное фактическое использование этого земельного участка, не соответствующее его разрешённому использованию, а также возможность изменения разрешённого использования с учетом площади земельного участка и фактического использования, с целью предоставления гражданам и юридическим лицам материалами дела не подтверждены, превышение установленных предельных максимальных размеров формируемого земельного участка не доказано.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Сущность перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе в случае, когда перераспределение таких земель и (или) земельных участков осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из положений п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно материалам дела ответчиком принято решение об отказе в перераспределении земельных участков на основании подп. 1, 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку образование испрашиваемого земельного участка площадью 31 376 кв.м противоречит целям, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, формирование земельного участка производится за счет самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204007:16, который может быть вовлечен в хозяйственный оборот.
Порядок предоставления в собственность земель, находящихся в публичной собственности, установлен статьями 39.3, 39.20 ЗК РФ и по общему правилу предусматривает проведение необходимых публичных процедур.
Исходя из смысла пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подпункт 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 данного Кодекса.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 N 1266-О, ЗК РФ в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
С учетом специфики земельных отношений ЗК РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, при рассмотрении настоящего спора необходимо проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
В указанном выше определении Конституционного Суда Российской Федерации отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.
Отказывая в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, ответчик указал на то, что оно противоречит целям, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно указанной правовой норме перераспределение земельных участков допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0204007:4 и 66:41:0204007:16 являются смежными, имеют почти одинаковую площадь. При этом наличие вклинивания либо вкрапливания одного участка в другой, а также изломанности границ этих участков, чересполосицы материалами дела не подтверждено и из общей схемы земельных участков не следует. При этом утвержденный проект межевания застроенной территории в границах улиц Автомагистральной - Монтажников - Маневровой предусматривает полное присоединение одного земельного участка к другому (объединение земельных участков).
Также в обоснование отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков ответчик указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0204007:16 имеет самостоятельное значение и может быть вовлечен в хозяйственный оборот.
Это подтверждается тем, что в настоящее время указанный земельный участок передан заявителю в аренду для строительства. Договор аренды в установленном порядке не расторгнут. Невозможность использования этого земельного участка в соответствии с установленным разрешенным использованием, а также в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными для территориальной зоны, в которой расположен этот участок, материалами дела не подтверждена и заявителем не обоснована
При таких обстоятельствах, в отсутствие обстоятельств, подтверждающих перераспределение земельных участков в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, с учетом возможности самостоятельного использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204007:16, основания для признания оспариваемого решения ответчика незаконным у суда первой инстанции не имелось.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие оснований, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
С учетом изложенного, решение суда от 23.10.2018 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 октября 2018 года по делу N А60-45247/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45247/2018
Истец: ООО "УРАЛТРАНСИНВЕСТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ