город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2019 г. |
дело N А32-27108/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от МИ ФНС N 12 по КК: Лыткина О.Н., удостоверение, по доверенности от 16.08.2018 N 03-1-24/10321,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2018 по делу N А32-27108/2018,
принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Маяк" Рябоконь Ольги Александровны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий, решений, об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Маяк" Рябоконь Ольга Александровна обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю (далее - МИ ФНС N12 по КК):
- о признании незаконным отказа от 21.03.2018 N 11-16/03469 в предоставлении сведений, оставленного в части без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 09.06.2018 N 24-12-815;
- о признании незаконным неисполнение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 09.06.2018 N 24-12-815;
- об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу предоставить конкурсному управляющему ООО "Маяк" Рябоконь О.А. сведения, указанные в запросе от 05.03.2018 N 1/3, а именно: сведения об учредителях (участниках, акционерах) должника, об исполнительном органе общества и его месте нахождения, информацию о наличии открытых счетов в кредитных организациях, заверенные копии ИНН и ОГРН, материалы, на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ.
Решением от 19.10.2018 суд принял отказ от заявленных требований в части обязания предоставить сведения о наличии открытых/закрытых счетов ООО "Маяк", копии свидетельства о государственной регистрации; производство по делу в указанной части прекращено.
Суд признал незаконным выраженный в письме от 21.03.2018 N 11-16/03469 отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю в предоставлении сведений в части не предоставления материалов (документов), на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ.
Суд признал незаконным бездействие Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю по неисполнению Решения УФНС России по Краснодарскому краю от 09.06.2018 N 24-12-815 в части предоставления информации об открытых/закрытых счетах в кредитных организациях.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу предоставить в адрес конкурсного управляющего ООО "Маяк" материалы (документы) на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и отказать в удовлетворении заявления общества в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что требования конкурсного управляющего инспекцией были выполнены в полном объеме.
В судебное заседание не явились представители конкурсного управляющего ООО "Маяк" Рябоконь О.А., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Рябоконь Ольги Александровны в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
Представитель МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в части удовлетворения заявления конкурсного управляющего.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Маяк" Рябоконь Ольги Александровны.
Представитель МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в части удовлетворения заявления конкурсного управляющего.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ по ходатайству налоговой инспекции суд приобщил к материалам дела копию письма МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю от 25.12.2018 N 06-2-15/167/4, копию реестра документов на отправку заказным письмом от 25.12.2018, копию распечатки сведений официального сайта ФГУП "Почта России" об отслеживании почтового отправление N 35203030937551. Суд приобщает документы к материалам дела для более полного исследования обстоятельств дела и доводов сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий ООО Рябоконь Ольга Александровна обратилась в МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю с запросом от 05.03.2018 N 1/3 о предоставлении в отношении ООО "Маяк" следующих сведений:
* сведения об учредителях (участниках, акционерах) должника, об исполнительном органе общества и месте его нахождения;
* информацию о наличии открытых счетов в кредитных организациях;
* копию устава общества;
* заверенные копии ИНН и ОГРН;
* материалы, на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ.
По результатам рассмотрения запроса МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю в адрес управляющего направлено письмо от 21.03.2018 N 11-16/03469 с приложением выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об учредителях (участниках, акционерах) ООО "Маяк", об исполнительном органе общества и месте его нахождения; копии устава и изменений в устав ООО "Маяк".
В отношении предоставления заверенных копий ИНН и ОГРН Межрайонная ИФНС России N 12 по Краснодарскому краю указала, что согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" запрашиваемые свидетельства о государственной регистрации выдаются в единственном экземпляре налогоплательщику. Следовательно, копии свидетельств отсутствуют в налоговом органе и не могут быть заверены и предоставлены Заявителю. При этом, вышеуказанным законом предусмотрена выдача дубликатов свидетельств, под которой понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.
В отношении предоставления материалов, на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Маяк", инспекцией в письме от 21.03.2018 N 11-16/03469 было указано, что из содержания запроса невозможно идентифицировать документы, подлежащие копированию.
Конкурсному управляющему было сообщено, что для исполнения запроса необходимо перечислить конкретные документы, копии которых требуются, и указать их точное наименование, дату и номер (при наличии).
На запрос о предоставлении информации о наличии открытых счетов в кредитных организациях, налоговый орган информацию не предоставил.
Не согласившись с бездействием налогового органа по предоставлению запрашиваемых сведений, общество обратилось с жалобой от 21.05.2018 б/н в Управление ФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС по Краснодарскому краю от 09.06.2018 жалоба конкурсного управляющего ООО "Маяк" Рябоконь О.А. на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России N 12 по Краснодарскому краю удовлетворена частично: действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России N12 по Краснодарскому краю в части не предоставления сведений о счетах ООО "Маяк" в кредитных организациях, признаны незаконными. Управление обязало Межрайонную ИФНС России N 12 по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение. Действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России N 12 по Краснодарскому краю в части направления письма от 21.03.2018 N 11-16/03469 признано правомерными.
Полагая, что налоговым органом допущено незаконное бездействие в части исполнения запроса конкурсного управляющего от 05.03.2018 и решения УФСН по Краснодарскому краю от 09.06.2018, Рябоконь О.А. обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения и документы об идентификационном номере налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, а также с Федеральным законом "О международных компаниях".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
* выписки из соответствующего государственного реестра;
* копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
* справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальным органам (далее - орган регистрации прав), органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, Банку России, а также определенным федеральными законами лицам, в том числе Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что конкурсным управляющим были запрошены заверенные копии ИНН и ОГРН (свидетельств о постановке на налоговый учет и свидетельства о государственной регистрации, что не предусмотрено нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в том числе при государственной регистрации юридического лица при создании, является Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007, выдаваемый регистрирующим органом по письменному запросу юридического лица.
В адрес общества при повторном запросе были направлены Листы записи Единого государственного реестра юридических лиц, что обществом не оспаривалось.
Выдача копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе законодательством не предусмотрена.
Согласно пункта 14 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", повторная выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в случае его утраты, осуществляется на платной основе при обращении организации в налоговый орган по месту постановки ее на учет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом правомерно не была представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации ООО "Маяк" и в письме от 21.03.2018 N 11-16/03469 сообщено о том, что копии свидетельства не выдаются, а повторная выдача осуществляется на платной основе.
В указанной части решение суда не оспорено участвующими в деле лицами.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Перечень предоставляемых документов при регистрации, а также при внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц поименован в статьях 12, 13.1, 14, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд апелляционной инстанции полагает, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых документов, на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ, со ссылкой на необходимость перечислить конкретные документы и указать их наименование, дату и номер.
Положения закона о регистрации позволяли налоговой инспекции определить перечень истребуемых документов, на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным выраженный в письме от 21.03.2018 N 11-16/03469 отказ инспекции в части не предоставления материалов (документов), на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ и обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу предоставить в адрес конкурсного управляющего ООО "Маяк" материалы (документы) на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ.
В апелляционной жалобе инспекция указала, что требования конкурсного управляющего инспекцией были выполнены в полном объеме.
Вместе с тем, на момент обращения конкурсного управляющего с заявлением и на дату принятия решения от 19.10.2018, в материалах дела отсутствовали доказательства исполнения запроса конкурсного управляющего в соответствующей части (предоставления документов, на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ).
Суду апелляционной инстанции МИ ФНС N 12 по Краснодарскому краю представила копию письма от 25.12.2018 N 06-2-15/167/4, адресованного конкурсному управляющему, в котором указано, что управляющему направляется копия описи регистрационного дела ООО "МАЯК" для определения перечня документов, копии которых необходимо предоставить.
Из приобщенного к материалам дела копии письма от 25.07.2018 также следует, что в адрес конкурсного управляющего были направлены копии листов записи в ЕГРЮЛ (л.д. 67).
Суд первой инстанции также обоснованно признал незаконным бездействие инспекции по неисполнению Решения УФНС России по Краснодарскому краю от 09.06.2018 N 24-12-815 в части предоставления информации об открытых/закрытых счетах в кредитных организациях.
Суд установил, что на момент подачи заявления в суд (10.07.2018) инспекцией не было исполнено решение вышестоящего налогового органа в части представления информации об открытых/ закрытых счетах налогоплательщика в установленной форме.
Направленное в адрес общества письмо от 13.06.2018 N 06-2-15/07431, в котором налоговый орган сообщил об отсутствии в базе данных информации об открытых счетах не является предоставлением информации по установленной форме в виде справки о сведениях об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, которая в последствии была предоставлена после повторного обращения в налоговый орган.
Таким образом, судом сделан правильный вывод, что налоговым органом не правомерно не были представлены в полном объеме запрошенные копии документов, а также справка об открытых/закрытых счетах во исполнение решения УФНС от 09.06.18.
Последующее исполнение решения УФНС не исключает удовлетворение требований управляющего в части признания незаконным бездействия инспекции по исполнению Решения УФНС от 09.06.2018 N 24-12-815.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ обоснованно признал незаконным отказ в части не предоставления материалов (документов), на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ, и обязал устранить нарушение в данной части, а также обоснованно признал незаконным бездействие по исполнению решения УФНС от 09.06.2018 N 24-12-815 в части предоставления информации об открытых/закрытых счетах в кредитных организациях.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 19.10.2018 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 октября 2018 года по делу N А32-27108/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27108/2018
Истец: ООО "Маяк", Рябоконь Ольга Александровна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю, МИФНС N 12 по КК