г. Владивосток |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А51-14515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ратимир",
апелляционное производство N 05АП-9587/2018
на решение от 29.10.2018
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-14515/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ратимир" (ИНН 2539040825, ОГРН 1022502119474)
к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю
о возврате излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов,
при участии:
от ООО "Ратимир" - Лазаренко А.Е, по доверенности от 12.01.2018 сроком на 3 года, паспорт, Савельева А.А. по доверенности от 17.08.2018 сроком на 3 года, паспорт;
от ГУ Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ратимир" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, 3- е лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю о взыскании излишне взысканных страховых взносов в размере 11 797,20 руб., пени в размере 246,71 руб. и штрафа в размере 2 359,44 руб., страховых взносов в размере 3 254,39 руб., пени в размере 265,62 руб. и штрафа в размере 650,88 руб.
Решением суда от 29.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы оспаривает переквалификацию Фондом гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг, заключенных ООО "Ратимир" с Мичуриным В.Г. и Мокрецовым С.С. на трудовые, в результате чего, Фондом необоснованно включены в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование выплаченные по данным договорам суммы вознаграждения. Общество в доводах жалобы фактически настаивает на том, что заключенные договоры не относятся к трудовым договорам, ссылаясь на то, что вознаграждение (выплата) производились в течение 30 дней после подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг. График выполнения работ отсутствовал. В штатном расписании в проверяемый период отсутствовала должность пилота. Соответственно договор, заключенный с Мокрецовым С.С. не является трудовым.
Представители общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
ГУ Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенное о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило. Согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Фонда.
Согласно материалам дела, должностными лицами Фонда на основании решений от 05.04.2017 N 61 и N 71 в период с 05.04.2017 по 04.05.2017 в отношении общества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) была проведена выездная проверка по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлены справки о проведении выездной проверки от 04.05.2017 N 61 и N 71, а также акты выездной проверки от 15.05.2017 N61 и N 71.
По результатам рассмотрения материалов проверки, акта выездной проверки от 15.05.2017 N 61 и возражений общества на него Фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.06.2017 N 49, поскольку установлено, что в проверяемом периоде страхователем исключено из базы для начисления страховых взносов заработная плата, начисленная по договорам подряда (оказания услуг) с признаками срочных трудовых договоров на общую сумму в размере 406 800 руб., заключенных с Мичуриным В.Г. на период с 2013 г. по 2014 г. и с Мокрецовым С.С. на период с 20.10.2015 г. по 31.12.2016 г. и в нарушение пункта 5 статьи 15 Закона N212-ФЗ уплата страховых взносов производилась в срок позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж, в связи с чем, общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов и назначено наказание в виде штрафа в размере 2 359, 44 руб., а также обществу было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшуюся за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в размере 11 797, 20 руб. и начисленные в порядке статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени в размере 246,71 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки, акта выездной проверки от 15.05.2017 N 71 и возражений общества на него Фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 08.06.2017 N 60, поскольку установлено, что в проверяемом периоде страхователем исключено из базы для начисления страховых взносов заработная плата, начисленная по договорам подряда (оказания услуг) с признаками срочных трудовых договоров на общую сумму 406 800 руб., заключенных с Мичуриным В.Г. на период с 2013 г. по 2014 г. и с Мокрецовым С.С. на период с 20.10.2015 г. по 31.12.2016 г. и в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 17, пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 24.08.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ), пункта 6 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 страхователем перечислялись суммы страховых взносов позже сроков, установленных для получения средств на выплату заработной платы за истекший месяц, в связи с чем, общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов и назначено наказание в виде штрафа в размере 650,88 руб., а также обществу было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшуюся за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в размере 3 254,39 руб. и начисленные в порядке статьи 26.11 Закона N 125-ФЗ пени в размере 265,62 руб.
Исполнив указанные решения Фонда путем оплаты платежными поручениями от 21.07.2017 N N 6985, 6986, 6987 на общую сумму в размере 14 403,35 руб. и платежными поручениями от 21.07.2017 N N 6809, 6810, 6811 на общую сумму в размере 4 170,89 руб., тем не менее, не согласившись с их принятием, общество 24.04.2018 обратилось с соответствующими заявлениями в Фонд, в которых просило произвести возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, по результатам рассмотрения которых ответчиком приняты решение от 25.04.2018 N 65/12 об отказе в возврате суммы в размере 14 403,35 руб. и решение от 25.04.2018 N 66/12 об отказе в возврате суммы в размере 4 170,89 руб.
Не согласившись с данными отказами в возврате уплаченных сумм страховых вносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, считая их излишне уплаченными, поскольку отсутствовали правовые основания для переквалификации Фондом гражданско-правовых договоров на трудовые, общество обратилось в суд с заявлением о взыскании с Фонда излишне взысканных и уплаченных сумм страховых взносов, пени и штрафов.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей общества, изучив отзыв, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФРФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит на основании следующего.
Из материалов дела следует, что фактически требования заявителя о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеней и штрафов основано на несогласии с принятыми Фондом по результатам проведения выездной проверки решениями о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которыми возложены обязанности по уплате штрафа, недоимки и пени и об отказе в их возврате по обращениям общества, поскольку наличие или отсутствие оснований для удовлетворения требований общества, находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности принятия Фондом решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.06.2017 N 49 и решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 08.06.2017 N 60.
Как верно указал суд первой инстанции, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались в рассматриваемые периоды по делу следующими законами и нормативными актами: Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Законом N 212-ФЗ, Законом N125-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, общество решениями Фонда 08.06.2017 привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и назначено наказание в виде штрафа в размере 2 359, 44 руб., а также привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и назначено наказание в виде штрафа в размере 650,88 руб.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона - 01.01.2017 (статья 24 того же закона)
В этой связи суд первой инстанции правомерно указал на то, что до 01.01.2017 для расчетных периодов, истекших до указанной даты, действует порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установленные статьей 15 Закона N 212-ФЗ.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако учитывая, что проверка общества проводилась за период времени с 01.01.2014 по 31.12.2016, то есть во время действия Закона N 212-ФЗ, Фонд правомерно руководствовался при проведении выездной проверки и принятии решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов от 08.06.2017 N 49 положениями Закона N212-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) действие данного федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением положений статей 10, 11, 15, 17, 18, 18.1, 18.2, 18.4, 18.5, 19 - 23, частей 3 - 5 статьи 24, статей 25 - 27, 32, частей 1, 2, 4 статьи 33, статей 34 - 43, 45 этого закона, применяемых к указанным правоотношениям в части, не противоречащей Федеральному закону N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В связи с принятием Закона N 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Законом N 165-ФЗ, в редакции, действующей в спорные периоды), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закон N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ (в редакции от 28.12.2013 N 10 и от 01.12.2014 N11, действующей в период 2014-2016 годах) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом "а" части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с нормой части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (Согласно части 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Законом (часть 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ). Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (статья 25 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В силу части 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5 статьи 25 того же Федерального закона).
Порядок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Законом N 125-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
В соответствии с пп. 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ, (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), страхователь, под которым статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ, обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Частью 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ определено, что лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
В силу статьи 4.4 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемые периоды) правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Законом N 212-ФЗ.
Так же статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В силу подпункта "ж" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, во взаимосвязи с соответствующими положениями федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования, выплаты по гражданско-правовым договорам не включаются в базу при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По смыслу названных правовых норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В этой связи в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, пунктом 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ, частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ ООО "Ратимир", являясь страхователем, обязано в установленном порядке и в определенный законом срок начислять и перечислять в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховые взносы подлежат уплате в сроки, предусмотренные пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ в редакциях, действующих в период 2014-2016 годах.
Аналогичные требования установлены в пункте 6 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184), в соответствии с которым суммы страховых взносов перечисляются страхователями, нанимающими работников по трудовому договору (контракту), ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователями, обязанными уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
В силу пункта 3 Правил N 184 страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (пункт 1). База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ (пункт 2).
В статье 20.2 Закона N 125-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него Федеральным законом обязанностей полной уплате страховых взносов (пункт 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ). В случае просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов страхователь уплачивает пени, определяемые в соответствии со статьей 26.11 Закона N 125-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 26.11 Закона N 125-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункт 2 указанной статьи). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (пункт 3 статьи 26.11).
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 5 статьи 26.11). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 7 статьи 26.11).
В соответствии с пунктами 1 и 13 статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, а также пеней, производится взыскание недоимки и пени по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ до принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 настоящего Федерального закона.
В силу требований пунктов 2, 4 части 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать сбор страховых взносов, а также обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное страхование.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов (статья 26.29 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, в силу пункта 4 части 1 статьи 11 N 165-ФЗ, статьи 22.1 Закона N125-ФЗ Фонд социального страхования как страховщик вправе взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 47 N 212-ФЗ, (утратившей силу с 01.01.2017 согласно пункта 5 статьи 18 и статьи 24 Закона N 250-ФЗ) предусматривала, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
С 01.01.2017 аналогичная ответственность установлена пунктом 1 статьи 122 НК РФ, размер штрафных санкций по сравнению с ранее действовавшей нормой Закона N 212-ФЗ не изменился.
Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ ООО "Ратимир" в период: 2014-2016 гг. являлось плательщиком страховых взносов.
Согласно материалам дела, в соответствии с Законом N 212-ФЗ, Законом N 255-ФЗ, Законом N165-ФЗ, Законом N125-ФЗ, Правилами N 184 Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, а также правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем - обществом за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой 15.05.2017 составлены акты выездной проверки N 61 и N 71.
По итогам проверки Фондом установлен факт выплаты ООО "Ратимир" в пользу физических лиц - Мичурина В.Г. и Мокрецова С.С. денежных средств в общей сумме 406 800 руб. за услуги, оказанные ими за период с 2013 по 2014 и с 2015 по 2016, соответственно по договорам подряда и договора оказания услуг, имеющих признаки трудовых договоров, на суммы которых не были начислены страховые взносы со ссылкой на исполнение договоров подряда.
Кроме того, Фондом установлена неуплата страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда (оказания услуг), содержащими признаки трудовых договоров в нарушение пункта 5 статьи 15 Закона 212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ страхователю Фондом на вышеуказанные выплаты доначислена за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 недоимка по страховым взносам на сумму 11 797,20 руб. и в порядке статьи 25 Закона N 212-ФЗ начислены пени в размере 246,71 руб.
За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда, содержащими признаки трудовых договоров в проверяемом периоде в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ страхователь также привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2 359,44 руб.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 15.05.2017 N 71 и материалов к нему Фондом также установлены нарушения страхователем положений подпункта 2 пункта 2 статьи 17, пункта 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ, пункта 6 Правил N 184 в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку суммы страховых взносов, начисленных на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда, содержащими признаки трудовых договоров перечислены позже установленных сроков для получения средств на выплату заработной платы.
В этой связи на основании положений Закона N 125-Ф и в порядке требований Закона N165-ФЗ страхователю на вышеуказанные выплаты доначислена за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 недоимка по страховым взносам на сумму 3 254,39 руб. и в порядке статьи 26.11 Закона N 212-ФЗ начислены пени в размере 265,62 руб.
За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда (оказания услуг), содержащими признаки трудовых договоров в проверяемом периоде в соответствии со статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 650,88 руб.
Кроме того, по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества Фондом 08.06.2017 приняты решения N 49 и N 60, в которых отражены вышеуказанные результаты проверки и которыми общество привлечено к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний соответственно.
Как видно из материалов дела, вынося указанные решения, Фонд исходил из того, что договорам, заключенным ООО "Ратимир" с Мичуриным В.Г. и Мокрецовым С.С., присущи элементы трудового договора, предусмотренные статьями 57, 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а работы по вышеуказанным договорам носят не гражданско-правовой как полагает заявитель, а трудовой характер, поскольку фактически физические лица находились в трудовых отношениях с работодателем, выполняли трудовые функции, в связи с чем, суммы выплат по данным договорам за период: 2014-2016 годы подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Основной довод жалобы ООО "Ратимир" сводится к тому, что правоотношения, возникшие между обществом и Мичуриным В.Г. и Мокрецовым С.С. не относятся к трудовым, а представляют собой договоры возмездного оказания услуг.
Оценивая данные доводы общества наряду с выводами Фонда, коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовыми признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В силу статьи 56 названного Кодекса трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Кодекса должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Из системного толкования приведенных норм следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работодателем условий труда, возмездный характер труда.
Суд апелляционной инстанции установил, что в проверяемом периоде общество заключило с физическими лицами - Мичуриным В.Г. и Мокрецовым С.С. договоры возмездного оказания услуг по двум направлениям: оказание консультативной помощи по вводу в эксплуатацию логистического оборудования и по управлению гражданским воздушным судном.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и т.д.).
Предметом трудовых правоотношений является сам процесс труда работника по определенной трудовой функции (профессии, специальности или должности) в данной организации.
Предметом же гражданских правоотношений является конечный результат - продукт труда.
В трудовых правоотношениях обязанность по организации труда и его охране лежит на работодателе; в гражданских правоотношениях, связанных с трудом, исполнитель сам организует свой труд и его охрану. Трудовым правоотношениям присущ длящийся характер, они, как правило, не прекращаются после завершения работником какого-либо действия (рабочей операции) или трудового задания, поскольку работник вступает в указанные правоотношения для выполнения определенной работы как процесса. Гражданско-правовые отношения, связанные с трудом, прекращаются по окончании выполнения конкретной работы (задания) и получения определенного результата труда.
Суд первой инстанции, разграничивая договор возмездного оказания услуг от трудового договора, правомерно указал на то, что выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность общества.
Трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность. Согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разового задания заказчика. При исполнении трудовой функции по трудовому договору работнику предоставляются социальные гарантии и компенсации.
В статье 57 ТК РФ установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, в частности: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
При этом состав выполненных работ является одним и тем же в каждом месяце, работы выполнялись на постоянной и регулярной основе, имеют признаки стабильности и непрерывности.
Во всех договорах имеется пункт оплаты труда, в соответствии с которым выплаты физическим лицам гарантировались организацией в определенной сумме, определяемой сторонами в соответствующих "заказах на авиарейс" (пункт 3.1 договора от 20.11.2015), а также в сумме 15 000 руб. ежемесячно по договору с Мичуриным В.Г., выплачивались регулярно (ежемесячно) после подписания акта приема-передачи выполненных работ независимо от объёмов выполненных работ.
В соответствии со статьей 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера постоянной работы или условий ее выполнения.
Таким образом, установив, что материалы дела подтверждают участие лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера в производственном процессе общества и осуществление, фактически, трудовой функции, а также отсутствие в договорах конкретного объема работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не достигнутый в результате этого овеществленный или не овеществленный результат); срок выполнения работ совпадает со сроком действия договора, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что фактически между обществом и физическими лицами-исполнителями сложились трудовые отношения.
Суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что на основании спорных договоров физические лица выполняли не конкретную разовую работу, а определенные функции, входящие в обязанности работника общества. Договоры заключались с работниками на протяжении длительного времени. Рассматриваемые договоры, которые общество считает договорами возмездного оказания услуг, не содержат согласованного сторонами конкретного предмета договора, содержащего подробное описание характера и видов, необходимых заказчику работ, их объемов и периодичности, а также иных индивидуализирующих конкретные работы признаков, в актах выполненных работ указание на объемы выполненных работ носит формальный характер.
Отсутствие конкретизации в указанных договорах их предмета свидетельствует о фактическом включении физических лиц в производственный процесс организации и выполнении ими в рамках исполнения договоров непосредственных указаний руководства относительно характера оказываемых услуг, их объема, вида и иных необходимых обществу характеристик.
Отклоняя основной довод жалобы, коллегия исходит из того, что суд вправе установить факт того, что договором возмездного оказания услуг фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем в случаях, когда будет выяснена действительная общая воля сторон на фактическое возникновение трудовых, а не гражданско-правовых отношений с учетом цели договора, а также установлены конкретные обстоятельства, подтверждающие трудовой характер правоотношений работника и работодателя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2015 N 302-КГ14-7239).
Часть 4 статьи 11 ТК РФ, устанавливая правило о применении положений трудового законодательства к отношениям сторон, возникшим на основании гражданско-правового договора, но впоследствии признанным трудовыми, имеет целью достижение соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением, направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении и не может рассматриваться в качестве нарушающей конституционные права заявителя (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1094-О).
Таким образом, несмотря на то, что в штат общества ни Мичурин В.Г., ни Мокрецов С.С. не принимались, заявления о приеме на работу не писали, штатное расписание общества не предусматривает наличие должностей с функционалом и обязанностями, предусмотренными в спорных договорах, данные обстоятельства сами по себе свидетельствуют о нарушении работодателем норм трудового законодательства, а не являются основанием для признания спорных договоров гражданско-правовыми.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Ратимир" неправомерно была занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Коллегия отмечает, что исходя из существа спора, именно заявитель ущемляет права указанных физических лиц, лишая их возможности получения страхового возмещения в случае наступления страхового случая, при выполнении работ или оказании услуг работодателю, что противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Фонд, обладая контрольными полномочиями, не только вправе, но и обязан проверять содержание заключенных договоров на наличие элементов трудового договора. В противном случае, следуя доводам апелляционной жалобы, Фонд будет лишен возможности препятствовать уклонению от уплаты страхователями страховых взносов путем заключения трудовых соглашений под видом гражданско-правовых договоров.
С учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительными решений Фонда от 08.06.2017 N 49 и N 60, которые соответствует закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, установленные по делу фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.10.2018 по делу N А51-14515/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14515/2018
Истец: ООО "Ратимир"
Ответчик: ГУ - ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИФНС России N12 по Приморскому краю