город Омск |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А75-12274/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Краецкой Е.Б.
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15072/2018) открытого акционерного общества "Сургутстройтрест" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2018 года по делу N А75-12274/2018 (судья Сердюков П.А.), по иску Администрации городского поселения Белый Яр (ОГРН 1058603874218, ИНН 8617022070) к открытому акционерному обществу "Сургутстройтрест" (ОГРН 1028600601028, ИНН 8602045765), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187), Администрации Сургутского района (ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149), о признании отсутствующим права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Сургутстройтрест" - представитель не явился, извещено,
от Администрации городского поселения Белый Яр - представитель Алехина О.А., (доверенность N 52 от 24.12.2018 сроком действия по 31.12.2019),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено,
от Администрации Сургутского района - представитель не явился, извещено,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещено,
установил:
Администрация городского поселения Белый Яр (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Сургутстройтрест" (далее - ответчик, ОАО "Сургутстройтрест") о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пгт Белый Яр, район "Гидронамыв" с кадастровым номером 86:03:0051712:587.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.10.2018 по делу N А75-12274/2018 исковые требования Администрации удовлетворены, признано отсутствующим право собственности ОАО "Сургутстройтрест" на объект незавершенного строительства, проектируемое назначение: многоквартирный дом 191.1 площадью 13 503,5 кв.м, степень готовности: 7 процентов, адрес (местонахождение) объекта: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, городское поселение Белый Яр, пгт Белый Яр, район "Гидронамыв", кадастровый номер 86:03:0051712:587, взыскана в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что право собственности зарегистрировано ответчиком в установленном законом порядке, с предоставлением полного пакета документов, прошедшего правовую экспертизу регистрирующего органа, что не учтено судом первой инстанции. Акт обследования от 30.07.2018 N 13 не является допустимым доказательством по делу, поскольку составлен в одностороннем порядке, при этом истцом производилось обследование земельного участка, а не объекта незавершенного строительства, качество представленных фотографий не позволяет идентифицировать земельный участок.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решения суда первой инстанции законным и обоснованным, указав, что в рамках проведения муниципального контроля от 30.07.2018 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0000000:136351 объекты строительства отсутствуют, фундамент не обнаружен, строительная площадка отсутствует, работы не ведутся.
В судебном заседании представитель Администрации городского поселения Белый Яр поддержала доводы, указанные в отзыве, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.05.2010 Администрацией Сургутского района и ответчиком заключен договор аренды земельного участка N 7700, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду участок земли общей площадью 21,0274 га, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 86:03:000000:7862, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, городское поселение Белый Яр, пгт. Белый Яр, район "Гидронамыв", на основании Постановления Администрации Сургутского района от 26.02.2010 N 558, итогового протокола аукциона от 02.04.2010 N 45, под комплексное освоение в целях жилищного строительства (многоквартирная жилая застройка), в границах, указанных в прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка (приложение N 1) в соответствии с перечнем объектов (приложение N 3) сроком на 5 лет (пункт 1.1. в редакции дополнительного соглашения от 10.09.2014 N 3180).
Дополнительным соглашением от 09.09.2013 N 486/13-Д стороны продлили срок действия договора до 03.04.2018.
Дополнительным соглашением от 30.07.2015 N 3464 предмет договора изменен, в связи с размежеванием земельного участка площадью 21,0274 га на 24 самостоятельных земельных участка, включая участок с кадастровым номером 86:03:0000000:136351, площадью 2,1497 га.
Ответчику выдано разрешение от 29.03.2018 N RU 86507101-14-2018 на строительство объекта капитального строительства: "Многоквартирная жилая 4 застройка в пгт. Белый Яр, район "Гидронамыв". Жилой дом N 191.1", сроком до 29.05.2020.
Истец уведомлением от 31.05.2018 N 2482 сообщил ответчику об окончании договора аренды земельного участка, а уведомлением от 21.06.2018 N 07-23-2097 сообщил о прекращении действия разрешения на строительство.
Согласно выписке Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.08.2018 за ответчиком зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства: проектируемое назначение многоквартирный дом 191.1 площадью 13 503,5 кв.м., степень готовности: 7 процентов, адрес (местонахождение) объекта: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, городское поселение Белый Яр, пгт Белый Яр, район "Гидронамыв", кадастровый номер 86:03:0051712:587.
Вместе с тем, Администрацией городского поселения Белый Яр проведено визуальное обследование земельного участка с кадастровым номером 86:03:0000000:136351, расположенного по адресу: Сургутский район, г.п. Белый Яр, п.г.т. Белый Яр, район "Гидронамыв". По результатам обследования составлен акт от 30.07.2018 N 13. В результате проверки установлено, что земельный участок не огорожен, межевыми знаками на местности не обозначен; в границах земельного участка объекты строительства отсутствуют; вдоль западной границы участка размещены опоры ВЛЭП; в границах земельного участка с северной стороны размещена опора ВЛЭП; земельный участок покрыт деревьями и кустарниками естественного происхождения; строительная площадка и ее ограждения отсутствуют; работы на обследуемом земельном участке не ведутся; общая площадь обследованного земельного участка составляет 2,1497 га.
Со ссылкой на результаты обследования, полагая, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером 86:03:0051712:587 на земельном участке не располагается, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о признании зарегистрированного права на объект незавершенного строительства отсутствующим.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу пункта 52 названного Постановления признание зарегистрированного права отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на объект (в том числе в случаях двойной регистрации на один и тот же объект). Устранение спорной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, само по себе должно обеспечивать восстановление прав истца, заинтересованного в устранении сомнений о принадлежности права именно ему.
Таким образом, зарегистрированное ответчиком право собственности на спорный объект, являясь, по сути, обременением прав собственника земельного участка, нарушает права Администрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью 6 и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, минимальным критерием отнесения объекта незавершенного строительства к объекту недвижимости является выполнение работ по сооружению фундамента.
В опровержение наличия на земельном участке объекта незавершенного строительства представлен акт обследования от 30.07.2018, из содержания которого усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0000000:136351 имеется строение, представляющее собой объект недвижимого имущества. Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе фотографиями земельного участка.
Ответчик, не признавая акт обследования в качестве надлежащего доказательства, между тем не опроверг изложенные в нем обстоятельства соответствующими доказательствами, а именно физического факта существования на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0000000:136351 объекта незавершенного строительства, как объекта недвижимого имущества.
Представленный в материалы дела технический план объекта незавершенного строительства не содержит какие-либо характеристики объекта недвижимости, кроме его вида (объект незавершенного строительства) и указание степени готовности 7%, значение площади объекта не указано (отражено лишь проектируемое значение).
При этом в заключении кадастровый инженер ссылается на то, что степень готовности объекта определена в соответствии со сметой на строительство.
Таким образом, в нарушение положений статьи 43 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, перечень конструктивных элементов для расчета степени готовности незавершенного строительством объекта не использовался, что также подтверждается расчетом ответчика по стоимости незавершенного строительства.
Изложенное свидетельствует о том, что в техническом плане фактически определена не степень готовности объекта, а расчет стоимости объекта незавершенного строительства.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательств, безусловно подтверждающих допустимость квалификации возведенного обществом на земельном участке строения в качестве объекта незавершенного строительства применительно к статье 130 ГК РФ, пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и с учетом данных заключения кадастрового инженера, ответчиком не представлено. Ходатайств о проведении судебной строительно-технической экспертизы на предмет установления имеющих значение для дела обстоятельств, не заявлено.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из абзаца 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, применительно к положениям статьи 130 ГК РФ, пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0000000:136351, является объектом недвижимости (объектом незавершенного строительства).
Истец, в свою очередь, представил допустимые и достаточные доказательства в обоснование своей позиции по спору.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Оснований для изменения или отмены принятого по делу решения суда не имеется, апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения с отнесением на него расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2018 года по делу N А75-12281/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12274/2018
Истец: Администрация городского поселения Белый Яр
Ответчик: ОАО "СУРГУТСТРОЙТРЕСТ"
Третье лицо: Администрация городского поселения Белый Яр, АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, ОАО "Сургутстройтрест", ПАО "Сургутстройтрест", Росреестр, СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "Федеральная каджастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ф лице филиала по ХМАО-Югре