Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 апреля 2019 г. N Ф10-1223/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А64-7415/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,
при участии:
от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, город Москва, далее - ФГУП "Почта России", заявитель)
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471, город Тамбов, далее - Управление Роскомнадзора по Тамбовской области, административный орган):
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2018 по делу N А64-7415/2018 (судья Плахотников М.А.),
принятое по заявлению ФГУП "Почта России"
к Управлению Роскомнадзора по Тамбовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.08.2018 N ПО-68/3/267 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роскомнадзора по Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.08.2018 N ПО-68/3/267 в части назначения наказания и назначении административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2018 по делу N А64-7415/2018 заявленные требования удовлетворены. Постановление Роскомнадзора по Тамбовской области от 23.08.2018 N ПО-68/3/267 было признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания. ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роскомнадзора по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на то, что довод заявителя о чрезмерности административного штрафа несостоятелен, совершенное ФГУП "Почта России" правонарушение является тяжким и создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, что выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В судебное заседание представители Управления Роскомнадзора по Тамбовской области и ФГУП "Почта России" не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Судом первой инстанции установлено, что Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области в отношении УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России" проведена внеплановая выездная проверка.
Нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые в любом случае свидетельствуют о незаконности результатов проверки, не установлены.
Протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Также заявитель был надлежащим образом извещен административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые могли бы стать основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа судом не установлено.
В связи с этим доказательства, полученные административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, суд области признал относимыми, допустимыми и достоверными.
Из собранных административным органом доказательств усматривается, что ФГУП "Почта России" была осуществлена операция выплаты денежных средств по почтовому переводу от 14.10.2017 N 9663, получателем которого являлось физическое лицо, включенное в перечень террористов (Камбулатов Камиль Юсупович), дата совершения операции выплаты - 23.11.2017, что подтверждается документом "Трасса" перевода. При этом информация о факте совершения операции выплаты и приостановлении операции была направлена заявителем в Федеральную службу по финансовому мониторингу формализованным электронным сообщением в формате ФЭС 1-СМ, в котором указана дата выплаты 14.10.2017, в то время, как фактической датой выплаты являлось 23.11.2017. Таким образом, ФГУП "Почта России" допустило нарушение требований, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмываю) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), пунктом 15.1 Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 23.08.2018 N ПО-68/3/267 ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения ФГУП "Почта России" административного правонарушения, вместе с тем усмотрел наличие обстоятельств, позволяющих изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизить административный штраф до 150 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ за неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом предусмотрена ответственность в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) урегулированы отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ ФГУП "Почта России" (и соответственно филиал) является организацией федеральной почтовой связи, на которую распространяются требования данного федерального закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
На основании статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на ПОД/ФТ относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль, а также иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами обязана применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 и пункта 4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 организации представляют в Росфинмониторинг информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в Перечень террористов: такая информация представляется незамедлительно.
Согласно пункту 6.1 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 N 110, информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, включенного в Перечень террористов, направляется организацией в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица. Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой формализованного электронного сообщения (ФЭС): ФЭС 2- ФМ.
Требование о принятии мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа (Росфинмониторинга) информации о включении организации или физического лица в Перечень террористов при указанных обстоятельствах содержатся и в пункте 15.1 Программы, регламентирующей порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества Правил внутреннего контроля редакции N 1 от 28.09.2016 N 1.9.3.1.2-05/77-нд.
Судом первой инстанции обоснованно признанно доказанным непринятие достаточных мер и неисполнение требований подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, а также пункта 15.1 Правил внутреннего контроля редакции N 1.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ФГУП "Почта России" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, юридическое лицо знало о возложенной на него обязанности, но не исполнило её, не воспользовалось предоставленными обществу правами для исполнения данной обязанности, хотя имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В силу специфики своей профессиональной деятельности ФГУП "Почта России" должно знать требования нормативных правовых актов, регулирующих его деятельность, следовательно, оно было обязано предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов.
При этом объективных причин, препятствующих выполнению обществом обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом первой инстанции не установлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о виновности общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Как следует из частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, при этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и последствия совершенного правонарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, суд первой инстанции правомерно назначил наказание в виде административного штрафа менее минимального размера санкции, снизив размер штрафа с 300 000 рублей до 150 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку судом первой инстанции принято во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также учтено, что заявителем была приостановлена операция выплаты почтового перевода и предотвращено получение подконтрольным лицом переведенных ему средств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, при указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о необходимости снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, до 150 000 рублей.
На момент принятия оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не допущены
Судом первой инстанции была дана надлежащая оценка возможности признания правонарушения малозначительным, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, правовые основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены, оснований для переоценки выводов арбитражного суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного являются верными выводы суда первой инстанции о наличии в деянии ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения и о необходимости привлечения заявителя к административной ответственности в виде административного штрафа.
При этом судом первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку наложение административного штрафа в размере 300 000 рублей в данном конкретном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав лица.
Таким образом, апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2018 по делу N А64-7415/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по Тамбовской - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7415/2018
Истец: ФГУП "Почта России" "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области
Третье лицо: Горовенко Л.В.