г. Челябинск |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А47-8294/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Тимохина О.Б..
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Шахматовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2018 по делу N А47-8294/2018 (судья Евдокимова Е.В.).
Заместитель прокурора Оренбургской области в интересах муниципального образования Шахматовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области в лице уполномоченного органа - Администрации муниципального образования Шахматовский поссовет (далее- прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Шахматовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области (далее - Администрация, ответчик), муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства Бузулукского района (далее - МУП ЖКХ, предприятие, ответчик) о признании торгов недействительными, признании недействительными договоров аренды и применения последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2018 (резолютивная часть от 23.10.2018) исковые требования удовлетворены в полном объеме: торги, проведенные в форме открытого конкурса 18.04.2018 на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Шахматовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, по лотам N N 1, 2 согласно извещению о проведении торгов N 150318/1998701/01, признаны недействительными; договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (системы водоснабжения) б/н от 28.04.2018 и договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (системы теплоснабжения) б/н от 28.04.2018 признаны недействительными, применены последствия недействительности сделок - предприятие обязано передать по акту приема-передачи Администрации объекты коммунальной инфраструктуры (системы водоснабжения и теплоснабжения), указанные в приложениях N 1 к договорам аренды объектов коммунальной инфраструктуры б/н от 28.04.2018.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Считает необоснованными выводы суда первой инстанции о недействительности торгов и заключенных по их результатам сделок в связи с неправильным избранием способа проведения торгов и оформления порядка передачи объектов теплоснабжения во владение и пользование, поскольку такой порядок в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и решение вопроса о включении объектов теплоснабжения в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения, является правом органа местного самоуправления. Доказательств того, что передача объектов теплоснабжения на основании договоров аренды нарушает принципы эффективного использования имущества, не представлено, равно как доказательств нарушения чьих-либо прав и законных интересов заключением такого договора.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. Администрация сельсоввета просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу N 1 от 17.04.2018 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению, торги в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, расположенных по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, с. Шахматовка, ул. Садовая, Оренбургская область, Бузулукский район, с. Шахматовка, ул. Садовая, 1, признаны несостоявшимися (л.д.30-31).
Конкурсной комиссией принято решение признать заявителя МУП ЖКХ Бузулукского района соответствующим требованиям, предъявляемым к участнику конкурса, и заключить с ним договоры аренды по лоту N 1, лоту N2, о чем был составлен протокол N 1 от 18.04.2018 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 150318/19987001/01 (л.д.29-30).
28.04.2018 между Администрацией сельсовета (арендодатель) и МУП ЖКХ Бузулукского района (арендатор) подписан договор аренды объекта коммунальной инфраструктуры (системы водоснабжения), согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Шахматовский сельсовет (протокол N 2 от 18.04.2018), а арендатор принимает в аренду объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории Шахматовского сельсовета, согласно приложению N 1 к договору (л.д.16-20).
Согласно п.1.2 договора целевым назначением имущественного комплекса, является водоснабжение потребителей Шахматовского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области.
Пунктом 3.1 договора аренды установлена арендная плата в размере 5 200 руб. в месяц, которая вносится ежемесячно не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным (п. 3.2 договора).
Срок действия договора согласно п. 2.1. договора аренды, установлен с 28.04.2018 по 28.03.2019.
В соответствии с п.п.2.1.1. договора аренды арендодатель имеет право осуществлять проверку сохранности, технического состояния имущественного комплекса, и использования имущественного комплекса арендатором в соответствии с настоящим договором и действующим законодательством.
Также имеет право производить капитальный ремонт имущественного комплекса за счет собственных средств (п.п.2.2.4 договора).
Имущественный комплекс передан в пользование арендатора по акту приема-передачи от 28.04.2018 (л.д.21).
28.04.2018 между Администрацией сельсовета (арендодатель) и МУП ЖКХ Бузулукского района (арендатор) подписан договор аренды объекта коммунальной инфраструктуры (системы теплоснабжения), согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Шахматовский сельсовет (протокол N 2 от 18.04.2018), а арендатор принимает в аренду объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории Шахматовского сельсовета, согласно приложению N 1 к договору (л.д.23-27).
Согласно п.1.2 договора целевым назначением имущественного комплекса, является теплоснабжение потребителей Шахматовского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области.
Пунктом 3.1 договора аренды установлена арендная плата в размере 6 200 руб. в месяц, которая вносится ежемесячно не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным (п. 3.2 договора).
Срок действия договора согласно п. 2.1. договора аренды, установлен с 28.04.2018 по 28.03.2019.
В соответствии с п.п.2.1.1. договора аренды арендодатель имеет право осуществлять проверку сохранности, технического состояния имущественного комплекса, и использования имущественного комплекса арендатором в соответствии с настоящим договором и действующим законодательством.
Также имеет право производить капитальный ремонт имущественного комплекса за счет собственных средств (п.п.2.2.4 договора).
Система теплоснабжения Шахматовского сельсовета передана в пользование арендатора по акту приема-передачи (л.д.28).
Полагая, что договор аренды заключен сторонами с нарушением норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), в силу чего является недействительным, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что объектом оспариваемого договора являются объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории Шахматовского сельсовета, которые не являются технологически связанной частью принадлежащей ответчику сети инженерно-технического обеспечения, и переданные в пользование на срок 5 лет, в силу чего передача данных объектов во владение и пользование может быть произведена исключительно путем заключения концессионного соглашения при соблюдении конкурсной процедуры. При несоблюдении такой процедуры и заключении сторонами договора, не отвечающего признакам концессионного соглашения и являющегося по существу договором аренды, суд признал проведенные торги и оспариваемый договор противоречащими п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из материалов дела, между ответчиками заключены договоры аренды объектов коммунальной инфраструктуры (системы водоснабжения и теплоснабжения), согласно которым арендатору переданы в аренду объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории Шахматовского сельсовета, с целью теплоснабжения и водоснабжения потребителей Шахматовского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области (л.д.16-20, 23-27).
В силу пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (пункт 3 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ).
Аналогичные требования по передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены положениями статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Из материалов дела следует, что извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано на сайте торгов http://torgi.gov.ru/ 15.03.2018 (л.д. 29-31).
Из приложения N 1 к договору аренды по лоту N 1 от 28.04.2018, определяющего состав имущества, передаваемого в аренду, следует, что самой поздней датой постройки объектов системы водоснабжения является 1995 год (л.д. 20).
Согласно приложению N 1 к договору аренды от 28.04.2018 по лоту N 1 датой постройки теплотрассы, передаваемой в аренду, является 1988 год (л.д. 27).
Таким образом, объекты водоснабжения и теплоснабжения, переданные в аренду по договора от 28.04.2018, введены в эксплуатацию в срок, превышающий 5 лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса.
С учетом изложенного, при передаче указанных объектов во владение и использование должны быть соблюдены императивные требования пункта 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункта 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Статьей 4 вышеуказанного Закона предусмотрены прав и обязательства сторон концессионного соглашения, а нормой статьи 10 - существенные условия концессионного соглашения, в том числе обязательства концессионера по реконструкции объекта концессионного соглашения, способ обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению и пр.
Из оспариваемых договоров аренды от 28.04.2018 следует, что принятые по договору обязательства арендатора, не соответствуют указанным нормам, что не позволяет квалифицировать оформленные между ответчиками договоры как концессионные соглашения.
С учетом изложенного довод апеллянта о том, что передача объектов теплоснабжения является правом органа местного самоуправления, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2018 по делу N А47-8294/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Шахматовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8294/2018
Истец: Заместитель прокурора в интересах МО "Шахматовский сельсовет"Бузулукского района Оренбургской области в лице уполномоченного органа -Администрации МО Шахматовский поссовет
Ответчик: Администрации муниципального образования Шахматовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА БУЗУЛУКСКОГО РАЙОНА