г. Красноярск |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А33-16167/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" января 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г,
при участии: от заявителя (краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский индустриально-металлургический техникум"): Сарвировой А.А., представителя по доверенности от 09.01.2019,
от ответчика (Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края): Глухих Е.Д., представителя по доверенности от 10.01.2019 N 101-04, Васечко Я.С., представителя по доверенности от 10.01.2019 N 101-07,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский индустриально-металлургический техникум"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" октября 2018 года по делу N А33-16167/2018, принятое судьёй Чурилиной Е.М.,
установил:
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Красноярский индустриально-металлургический техникум" (ИНН 2465031189, ОГРН 1022402484488, далее по тексту - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290, далее - ответчик, служба) об оспаривании предписания от 08.05.2018 N 101-0721 об устранении выявленных нарушений в части возмещения в краевой бюджет 921 398 рублей 81 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "15" октября 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
При апелляционном обжаловании заявитель указывает на следующие обстоятельства:
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 N 37 носит для работодателя на обязательный, а рекомендательный характер (решение Верховного суда Российской Федерации от 25.05.2015 N АКПИ15-388);
- сумма заработной платы, а также всех стимулирующих выплат у Мартюшова Ф.Ю. и Портнова Е.С. с 01.01.2017 по текущее время не уменьшалась и в распределении стимулирующего фонда между сотрудниками учреждения не оказывала влияния. Выплаченная сумма не повлекла увеличения объема финансового обеспечения учреждения;
- является неверным вывод суда первой инстанции о том, что стипендия не является обязательной выплатой, так как Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) закреплено право обучающегося на поощрения;
- на основании Закона об образовании заявитель обладает самостоятельностью в финансово-экономической деятельности. Положением о мерах социальной и материальной поддержке, стимулирования студентов, слушателей учреждении от 14.04.2015 N 13 закреплена мера социальной поддержки в виде поощрения в целях стимулирования обучающихся.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, дополнение к нему, в которых с ее доводами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.01.2019 рассмотрение судебного разбирательства было отложено на 23.01.2019.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Должностными лицами ответчика на основании приказа от 21.03.2018 N 70п в период с 26.03.2018 по 13.04.2018 проведена выездная проверка по соблюдению учреждением бюджетного законодательства Российской федерации и иных нормативных и правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения за 2017 год.
По результатам проверки составлен акт проверки от 13.04.2018, отражающий нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, повлекшие неправомерное (незаконное) использование средств, в результате которых Красноярскому краю причинен ущерб в общей сумме 955 190 рублей 14 копеек; заявителю выдано предписание от 08.05.2018 N 101-0721.
Полагая, что указанное предписание в части возмещения в краевой бюджет 921 398 рублей 81 копейки не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обжаловал его в предусмотренном законом порядке.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п (далее по тексту - Положение от 13.12.2013 N 657-п), Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае", Порядком осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля Красноярского края по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.10.2015 N 514-п, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
На основании подпункта 1 пункта 3.1 Положения от 13.12.2013 N 657-п в компетенцию службы в сфере бюджетных правоотношений входит осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении краевых государственных учреждений.
На основании вышеперечисленных норм судом установлено, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом надлежащего органа.
Процедура проведения проверки административным органом соблюдена, доводов относительно нарушений процедуры не заявлено, апелляционным судом таких обстоятельств не установлено.
Согласно предписанию от 08.05.2018 N 101-0721 службой по результатам проверки установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
1. В нарушение требований статей 34, 69.1, 78.1 БК РФ, статей 135, 143, 144, 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пункта 3 статьи 1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" (далее по тексту - Закон от 29.10.2009 N 9-3864), пункта 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 (протокол N 11), требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N37, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, пунктов 5.1.1, 5.1.2 Отраслевого соглашения по учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования Красноярского края, на 2016-2018 годы, подписанного в г. Красноярске 23.08.2016 и зарегистрированного в Министерстве экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края 05.09.2016 N 32 (далее - Отраслевое соглашение), в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлены неправомерные выплаты на оплату труда за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания сотрудникам Учреждения, не соответствующим квалификационным требованиям по образованию и стажу в общей сумме 143 884 рубля 11 копеек, в том числе: по подстатье КОСГУ 211 - 110 509 рублей 67 копеек, по подстатье КОСГУ 213 - 33 374 рубля 44 копейки, чем причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме;
2. В нарушение требований статей 34, 69.1 и 78.1 БК РФ, статей 60.2, 135, 149, 151 ТК РФ, пункта 4.1.3 Отраслевого соглашения, пунктов 1.2 и 3.5 Положения об оплате труда работников Учреждения, принятого собранием трудового коллектива Учреждения (протокол от 24.09.2014 N 1) и утвержденного приказом 05.11.2014 N 187-0, в период с 01.01.2017 по 30.11.2017 Учреждением в установленных случаях при совмещении профессий сотрудникам на компенсационную выплату начислялись персональные выплаты, за счет чего переплата из средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила 200 181 рубль 03 копейки, в том числе: по подстатье КОСГУ 211 - 153 748 рублей 87 копеек, по подстатье КОСГУ 213 - 46 432 рубля 16 копеек, чем причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме;
3. В нарушение статей 34, 69.1, 78.1 БК РФ, статьи 36 Закона об образовании, статьи 16 Закона Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае" (далее по тексту - Закон от 26.06.2014 N 6-2519), соглашения от 17.01.2017 N 21/и (с дополнительным соглашением от 22.12.2017 N 21/и-5) "О порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)", заключенного Министерством образования Красноярского края и учреждением и Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2017 год производилась выплата стипендий студентам в виде единовременного поощрения за счет средств субсидии на иные цели, чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 611 125 рублей.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в сумме 955 190 рублей 14 копеек.
При этом заявитель оспаривает предписание от 08.05.2018 N 101-0721 в части возмещения в краевой бюджет 921 398 рублей 81 копейки, не оспаривая предписание в части суммы неправомерных расходов по заработной плате электроника Морозова А.Н. в размере 33 791 рубля 33 копеек.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции проверяется законность предписания в части возмещения в краевой бюджет 921 398 рублей 81 копейки.
В отношении пункта 1 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
В силу статьи 78.1. БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (статья 69.1. БК РФ).
Нормами статьи 144 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере образования (статья 135 ТК РФ).
Согласно статье 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Пунктом 3 статьи 1 Закона от 29.10.2009 N 9-3864 предусмотрено, что система оплаты труда устанавливается с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) примерных положений об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности;
д) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
е) мнения представительного органа работников.
Статьей 7 Закона от 29.10.2009 N 9-3864 установлено, что оплата труда работников учреждений является расходным обязательством Красноярского края.
По пункту 5.1.1 Отраслевого соглашения порядок и условия оплаты труда работников организаций регулируются положениями об оплате труда работников, которые являются приложениями к коллективным договорам организаций и разрабатываются с участием выборного органа первичной профсоюзной организации.
Указанным пунктом установлено в положении об оплате труда работников организации предусматривать регулирование вопросов оплаты труда с учетом:
обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
обеспечения работодателем равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
исключения случаев установления различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;
возможности перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, стремясь к достижению доли условно постоянной части заработной платы работников в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в структуре их заработной платы (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не ниже 75%.
При разработке и утверждении в организациях показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда работников учитываются следующие основные принципы:
размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности);
работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости);
вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всей организации, его опыту и уровню квалификации (принцип адекватности);
вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности);
правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости);
принятие решений о выплатах и их размерах должно осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип прозрачности).
Пунктом 5.1.2. Отраслевого соглашения предусмотрено, что в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от опыта работы, образования, квалификационной категории, ученой степени, почетного звания, право на его изменение возникает в следующие сроки:
при увеличении опыта педагогической работы, опыта работы по специальности - со дня достижения соответствующего опыта работы, если документы находятся в организации, или со дня представления документа об опыте работы, дающем право на повышение размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;
при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;
при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения Главной (краевой) аттестационной комиссией;
при присвоении почетного звания - со дня присвоения, награждения;
при присуждении ученой степени кандидата наук - со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией о выдаче диплома кандидата наук;
при присуждении ученой степени доктора наук - с даты принятия решения о присуждении ученой степени доктора наук Высшей аттестационной комиссией.
При наступлении у работника права на изменение размеров оплаты в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы (исходя из более высокого размера) производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (далее по тексту - Единые рекомендации от 23.12.2016) утверждены Решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 (протокол N 11).
Подпунктом "д" пункта 5 Единых рекомендаций от 23.12.2016 определено, что обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо профессиональные стандарты.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 N 37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее по тексту - Квалификационный справочник от 21.08.1998 N 37).
В разделе II Справочника приводятся квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях. В частности, пункт 1 данного раздела Справочника содержит квалификационные характеристики научного сотрудника, к которым относятся: наличие высшего профессионального образования и опыт работы по специальности не менее 5 лет, наличие авторских свидетельств на изобретения или научных трудов. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац третий части второй статьи 57).
Таким образом, Справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению судом апелляционной инстанции. Обязательность соблюдения требований тарифно-квалификационных справочников предусмотрена статьями 57, 135, 143 ТК РФ, статьей 1 Закона от 29.10.2009 N 9-3864 (система оплаты труда устанавливается с учетом ЕКС), а также подпунктом "д" пункта 5 Единых рекомендаций (обязательными для применения на территории Российской Федерации является, в том числе и ЕКС) и подтверждается правовой позицией Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, приведенной в постановлении от 12.11.2013 по делу N А33-2144/2013. Кроме того, в решении Верховного уда Российской Федерации от 25.05.2015 N АКПИ15-388 указано, что утвержденный Единый квалификационный справочник издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации, а с момента введения в действие ТК РФ с учетом его положений, содержащихся в статьях 57 и 143. Единый квалификационный справочник в настоящее время затрагивает права граждан и является нормативным правовым актом.
Согласно части восьмой статьи 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Содержащиеся в Справочнике положения относятся к сфере трудовой деятельности, в частности к должностям руководящих, научных и инженерно-технических работников, общим для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций.
Согласно пункту 3 раздела "Общие положения" указанного справочника от 21.08.1998 N 37 квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.
Квалификационным справочником от 21.08.1998 N 37 установлены следующие требования к квалификации по должности "Юрисконсульт":
* юрисконсульт I категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.
* юрисконсульт II категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
* юрисконсульт: высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.
По пункту 1 раздела "Общие положения" Квалификационного справочника от 21.08.1998 N 37 квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
По пункту 7 раздела "Общие положения" Квалификационного справочника от 21.08.1998 N 37 в справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.
Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.
Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2 - 3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Как следует из материалов дела Михайлов Ю.А. имеет высшее профессиональное образование по специальности "Юриспруденция" квалификация "Юрист" (диплом КД N 10383 рег. N20846 выдан 20.12.2011 ФГБОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет") и стаж работы в должности "Юрисконсульт" по состоянию на 23.05.2016 - 3 года 7 месяцев и на 01.01.2017 - 4 года 3 месяца.
Аттестация работника на должность "Ведущий юрисконсульт" в учреждении не проводилась, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (далее по тексту - Приказ от 29.05.2008 N 247н) должность "Ведущий юрисконсульт" относится к 4-му квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня".
Согласно приложению N 1 к Примерному положению об оплате труда (таблица N3) в редакции от 15.11.2016 N 19 и приложению N 1 к Положению об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014 минимальный размер оклада по данному уровню с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлен в размере 5051 рубль.
В проверяемом периоде на основании приказа о приеме работника на работу от 23.05.2016 N 145-к, трудового договора от 23.05.2016 N 15/16 (с учетом дополнительного соглашения от 20.12.2016 N 1) с 01.01.2017 по 24.09.2017 должность "Ведущий юрисконсульт" замещала Михайлова Ю.А. с окладом 5051 рубль.
Таким образом, в нарушение требований Квалификационного справочника от 21.08.1998 N 37 должность "Ведущий юрисконсульт" с должностным окладом 5051 рубль в период с 01.01.2017 по 24.09.2017 замещала Михайлова Ю.А., не имеющая необходимого стажа работы по специальности.
Указание в должностной инструкции ведущего юрисконсульта, утвержденной директором учреждения 19.05.2016, на то, что на должность ведущего юрисконсульта назначается лицо, имеющее высшее профессиональной (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта не менее трех лет, не свидетельствует об обратном.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее по тексту - Квалификационный справочник от 26.08.2010 N 761н) по должности "Заместитель директора образовательного учреждения" установлены следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Указание в должностной инструкции заместителя директора по АХР на то, что на указанную должность назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее трех лет, не свидетельствует об обратном.
В проверяемом периоде на основании приказа о переводе работника на другую работу от 25.09.2017 N 284-к, трудового договора от 23.05.2016 N 15/16 (с учетом дополнительного соглашения от 25.09.2017 N 2) с 25.09.2017 должность "Заместитель директора по АХР" замещала Михайлова Ю.А. с окладом 12 170 рублей 41 копейка.
Аттестация работника на должность "Заместитель директора по АХР" в учреждении не проводилась (стаж работы в должности "Юрисконсульт" на 25.09.2017 составлял 4 года 11 месяцев), доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Директором КГБОУ СПО "КрИМТ" 20.09.2011 утверждено положение о порядке проведения аттестации заместителей директора и руководителей структурных подразделений учреждения.
По пункту 1.2 указанного положения аттестация руководящих работников проводится с целью подтверждения соответствия занимаемой ими должности или для присвоения более высокого разряда на основе объективной и всесторонней оценки профессиональной оценки профессиональной деятельности работника.
Таким образом, в нарушение требований Квалификационного справочника от 26.08.2010 N 761н должность "Заместитель директора по АХР" с должностным окладом 12 170 рублей 41 копейка в период с 25.09.2017 по 31.12.2017 замещала Михайлова Ю.А., не имеющая соответствующего образования и необходимого стажа работы по специальности (либо необходимого педагогического стажа и стажа работы на руководящих должностях).
При имеющемся уровне квалификации (высшем юридическом образовании и стаже работы 3 года и 7 месяцев на 01.01.2017, что подтверждается соответствующими приказами, трудовой книжкой) Михайлова Ю.А. в проверяемом периоде могла замещать должность "Юрисконсульт II категории" с должностным окладом в размере 3828 рублей, что соответствует окладу по должностям, относящимся к 2-му квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" (должности служащих 1-го квалификационного уровня, по которым может устанавливаться II внутридолжностная категория).
Для данной категории Квалификационным справочником от 21.08.1998 N 37 по должности "Юрисконсульт II категории" установлены следующие требования к квалификации: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
При перерасчете заработной платы по окладу 3828 рублей в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с учетом сохранения установленных надбавок (доплат) и без учета выплат стимулирующего характера в баллах, по Михайловой Ю.А. величина переплаты за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила по заработной плате по подстатье КОСГУ 211 - 55 502 рубля 86 копеек по страховым взносам по подстатье КОСГУ 213 - 16 761 рубль 86 копеек - итого сумма неправомерных расходов составила 72 264 рубля 72 копейки.
Согласно личному делу Сарвировой А.А., она имеет высшее профессиональное образование по специальности "Юриспруденция" квалификация "Юрист", что подтверждается дипломом ВСГ 4326730 выданным 08.07.2010 ФГОУ ВПО "Сибирский юридический институт МВД РФ. Также Сарвирова А.А. имеет стаж работы в должности "Юрисконсульт" на 11.10.2017 - 5 лет 3 месяца.
Аттестация работника на должность "Ведущий юрисконсульт" в учреждении не проводилась, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
На основании приказа о приеме работника на работу от 11.10.2017 N 317-к, трудового договора от 11.10.2017 N 30/17 с 11.10.2017 по 31.12.2017 Сарвирова А.А. замещала должность "Ведущий юрисконсульт" с окладом 5051 рубль.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н должность "Ведущий юрисконсульт" относится к 4-му квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня".
Согласно приложению N 1 к Примерному положению об оплате труда в редакции от 15.11.2016 N 19 и приложению N 1 к Положению об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014 минимальный размер оклада по данному уровню с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлен в размере 5051 рубль.
В нарушение требований Квалификационного справочника от 21.08.1998 N 37 должность "Ведущий юрисконсульт" в период с 11.10.2017 по 31.12.2017 замещала Сарвирова А.А., не имеющая необходимого стажа работы по специальности.
Согласно требований Квалификационного справочника от 21.08.1998 N 37 Сарвирова А.А. могла замещать должность "Юрисконсульт II категории" с должностным окладом в размере 3828 рублей.
При перерасчете заработной платы по окладу 3828 рублей в период с 11.10.2017 по 31.12.2017, с учетом сохранения установленных надбавок (доплат) и без учета выплат стимулирующего характера в баллах, по Сарвировой А.А. величина переплаты за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила: по заработной плате по подстатье КОСГУ 211 - 5412 рублей 34 копейки, по страховым взносам по подстатье КОСГУ 213 - 1634 рубля 53 копейки - итого сумма неправомерных расходов составила 7046 рублей 87 копеек.
Шулоякова Е.В. имеет высшее профессиональное образование по специальности "Информационные системы в экономике" квалификация "Экономист", что подтверждается дипломом ВСБ 0813150 выданным 02.09.2004 рег. N 14338 ГОУ ВПО "Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева"), а также имеет стаж работы в должности "Экономист" на 11.01.2016 -2 года и на 01.01.2017 - 3 года.
Аттестация работника на должность "Ведущий экономист" в учреждении не проводилась, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Приказом от 29.05.2008 N 247н должность "Ведущий экономист" относится к 4-му квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня". Согласно приложению N 1 к Примерному положению об оплате труда в редакции от 15.11.2016 N 19 и приложению N 1 к Положению об оплате труда минимальный размер оклада по данному уровню с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлен в размере 5051 рубль.
В проверяемом периоде на основании приказа о приеме работника на работу от 11.01.2016 N 002-к, трудового договора от 11.01.2016 N01/16 (с учетом дополнительного соглашения от 20.12.2016 N 1) с 01.01.2017 по 31.12.2017 должность "Ведущий экономист" замещала Шулоякова Е.В. с окладом 5051 рубль.
Приказом от 29.05.2008 N 247н 4-й квалификационный уровень ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" устанавливается по должностям служащих 1-го квалификационного уровня, по которым может устанавливаться производное должностное наименование "ведущий".
В нарушение требований Квалификационного справочника от 21.08.1998 N 37 должность "Ведущий экономист" в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 Шулоякова Е.В. замещала не имея необходимого стажа работы по специальности.
При имеющемся уровне квалификации Шулоякова Е.В. в проверяемом периоде могла замещать должность "Экономист II категории" с должностным окладом в размере 3828 рублей.
При перерасчете заработной платы по окладу 3828 рублей в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с учетом сохранения установленных надбавок (доплат) и без учета выплат стимулирующего характера в баллах, по Шулояковой Е.В. величина переплаты за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила: по заработной плате по под статье КОСГУ 211 - 23 641 рубль 47 копеек по страховым взносам по подстатье КОСГУ 213 - 7139 рублей 72 копейки - итого сумма неправомерных расходов составила 30 781 рубль 19 копеек.
В период с 01.01.2017 по 31.12.2017 с учетом сохранения установленных надбавок (доплат) и без учета выплат стимулирующего характера в баллах, по вышеуказанным работникам переплата за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила в общей сумме 110 509 рублей 67 копеек (143 884 рубля 11 копеек - 33 374 рубля 44 копейки (начисления по Морозову А.Н).
Таким образом, в нарушение статей 34, 69.1, 78.1 БК РФ, статей 135, 143, 144, 195.1 ТК РФ, пункта 3 статьи 1 Закона от 29.10.2009 N 9-3864, пункта 5 Единых рекомендаций от 23.12.2016 (протокол N 11), требований Квалификационного справочника от 21.08.1998 N37, Единого квалификационного справочника от 26.08.2010 N 761н, пунктов 5.1.1, 5.1.2 Отраслевого соглашения учреждением в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлены неправомерные выплаты на оплату труда за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания сотрудникам учреждения, не соответствующим квалификационным требованиям по образованию и стажу в сумме 110 509 рублей 67 копеек.
По пункту 2 предписания от 08.05.2018 N 101-0721 апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 60.2 ТК РФ установлено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
Согласно статье 151 ТК РФ размер доплаты при совмещении профессий устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, устанавливает Закон от 29.10.2009 N 9-3864, определяющий особенности установления системы оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений.
Под работниками учреждений понимаются работники краевых государственных бюджетных и казенных учреждений по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона от 29.10.2009 N 9-3864 система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и настоящим законом.
Пунктом 2.1 Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 648-п (далее по тексту - Положение от 15.12.2009 N 648-п) и пунктом 2.2 Положения об оплате труда работников краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский индустриально - металлургический техникум" от 24.09.2014 (далее по тексту - Положение об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014) устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
* выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
* за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
* за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Пунктом 2.3. Положения об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014 установлено, что выплаты компенсационного характера устанавливаются к (должностным окладам) ставкам заработной платы работников без учета повышающих коэффициентов.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 2 "Порядок и условия оплаты труда работников" Положения об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014 в проверяемом периоде работникам на основании приказов директора учреждения выплачивались следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; персональные выплаты; выплаты по итогам работы.
Пунктом 3.5 вышеуказанного положения определено, что персональные выплаты устанавливаются с учетом сложности, напряженности, особого режима работы, опыта работы, а также определяются в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы без учета повышающих коэффициентов.
Таким образом, стимулирующие выплаты (персональные) не являются частью оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, а увеличение заработной платы происходит посредством применения данных выплат к окладу, а не к сумме компенсационной выплаты (доплате за совмещение профессий).
Стимулирующие выплаты являются дополнительным материальным стимулированием в виде предусмотренного учреждением Положения об оплате труда работников учреждения, носит необязательный характер, выплачивается по решению руководителя и не является гарантированной выплатой.
В предусмотренной учреждением системе оплаты труда работников не предусмотрено обязанности работодателя выплачивать всем работникам стимулирующие выплаты.
На необязательный характер выплаты указывает тот факт, что безусловного права работника на увеличение оклада (должностного оклада), ставки заработной платы независимо от результатов работы и исполнения трудовых обязанностей нормы трудового законодательства и локальные нормативные акты Учреждения не устанавливают.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что компенсационная выплата уже является надбавкой за выполнение дополнительных обязанностей (дополнительного объема работ), на нее не может быть начислена еще одна надбавка в виде стимулирующей выплаты, так как законодательством не предусмотрено начисления одной надбавки на другую, что подтверждается пунктом 3.5 Положения об оплате труда работников учреждения, предусматривающим установление персональных выплат с учетом сложности, напряженности, особого режима работы, опыта работы, а также в процентном отношении к окладу (должностному окладу).
Совмещение профессий устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы; выплаты компенсационного характера устанавливаются к (должностным окладам) ставкам заработной платы работников без учета повышающих коэффициентов.
Согласно пункту 4.1.3. Отраслевого соглашения работодатели в соответствии с Программой, а также с учетом рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта" обеспечивают заключение (оформление) с работником трудового договора, в котором конкретизированы его трудовые (должностные) обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки, предусматривающие в том числе такие обязательные условия оплаты труда, как:
размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда, и др.);
размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.
На основании приказа о приеме работника на работу от 08.09.2011 N 228/1-к, трудового договора от 08.09.2011 N 34/11 (с учетом дополнительного соглашения от 20.12.2016) в проверяемом периоде должность "Преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности)" замещал Мартюшов Ф.Ю. с окладом 6699 рублей.
В соответствии с тарификационными списками работников учреждения (педагогический персонал) Мартюшов Ф.Ю. протарифицирован: на 01.09.2017 с должностным окладом 5153 рубля, с 01.01.2017 оклад увеличен на 30,0% и составил 6699 рублей.
Согласно аттестационному листу (протокол аттестационной комиссии от 24.11.2016 N 5) Мартюшову Ф.Ю. установлена высшая квалификационная категория по должности "Преподаватель-организатор ОБЖ" сроком на 5 лет.
Приказом директора учреждения от 09.01.2017 N 02-к Мартюшову Ф.Ю. - преподавателю-организатору ОБЖ с 19.12.2016 установлена персональная выплата за высшую квалификационную категорию в размере 25% от должностного оклада преподавателя-организатора ОБЖ.
В 2017 году Мартюшов Ф.Ю. наряду с работой, определенной трудовым договором от 08.09.2011 N 34/11, выполнял дополнительную работу по должности "Преподаватель безопасности жизнедеятельности" путем совмещения должностей.
Однако дополнительное соглашение к трудовому договору от 08.09.2011 N 34/11 о выполнении дополнительной работы (совмещение должностей) между администрацией учреждения и Мартюшовым Ф.Ю. в 2017 году не заключалось.
Мартюшову Ф.Ю. за совмещение должностей производилась доплата (компенсационная выплата) пропорционально отработанному времени в размере: с 01.01.2017 - 9964 рубля 76 копеек и с 01.09.2017 - 9955 рублей 46 копеек.
В нарушение пунктов 1.2 и 3.5 Положения об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014 в период с 01.01.2017 по 30.11.2017 на компенсационную выплату за совмещение должностей учреждением начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера (персональные выплаты в процентах) за квалификационную категорию (процент от должностного оклада с учетом педагогической нагрузки) в размере 25% и за опыт работы (процент от должностного оклада с учетом педагогической нагрузки) в размере 25%.
Величина переплаты за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по Мартюшову Ф.Ю. в период с 01.01.2017 по 30.11.2017 составила 100 644 рубля 26 копеек, в том числе по заработной плате по подстатье КОСГУ 211 - 77 299 рублей 74 копейки, по страховым взносам по подстатье КОСГУ 213 - 23 344 рубля 52 копейки, чем причинен ущерб в указанной сумме.
Кроме того, на основании приказа о приеме работника на работу от 04.09.2006 N 76, трудового договора от 04.09.2006 N 63 (с учетом дополнительных соглашений от 01.10.2014 N 3 и от 20.12.2016 N4) в проверяемом периоде должность "Руководитель физического воспитания" замещал Портнов Е.С. с окладом 6699 рублей.
В соответствии с тарификационными списками работников учреждения (педагогический персонал) Портнов Е.С. протарифицирован: на 01.09.2017 с должностным окладом 5153 рубля, с 01.01.2017 оклад увеличен на 30% и составил 6699 рублей.
В 2017 году Портнов Е.С. наряду с работой, определенной трудовым договором от 04.09.2006 N 63, выполнял дополнительную работу по должности "Преподаватель физической культуры" путем совмещения должностей.
Дополнительное соглашение к трудовому договору от 04.09.2006 N 63 о выполнении дополнительной работы (совмещение должностей) между администрацией учреждения и Портновым Е.С. в 2017 году не заключалось.
Портнову Е.С. за совмещение должностей производилась доплата (компенсационная выплата) пропорционально отработанному времени в размере: с 01.01.2017 - 9825 рублей 20 копеек и с 01.09.2017 - 8801 рубль 74 копейки.
В нарушение пунктов 1.2 и 3.5 Положения об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014 в период с 01.01.2017 по 30.11.2017 на компенсационную выплату за совмещение должностей учреждением начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера (персональные выплаты в процентах) за квалификационную категорию (процент от должностного оклада с учетом педагогической нагрузки) в размере 25% и за опыт работы (процент от должностного оклада с учетом педагогической нагрузки) в размере 25%.
В период с 01.01.2017 по 30.11.2017 в связи с выплатой персональных выплат, начисленных на компенсационную выплату, величина переплаты за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по Портнову Е.С. составила 99 536 рублей 77 копеек, в том числе по подстатье КОСГУ 211 - 76 449 рублей 13 копеек, по подстатье КОСГУ 213-23 087 рублей 64 копейки, чем причинен ущерб в указанной сумме.
Таким образом, в нарушение требований статей 34, 69.1 и 78.1 БК РФ, статьи 60.2, 135, 149, 151 ТК РФ, пункта 4.1.3 Отраслевого соглашения, пунктов 1.2 и 3.5 Положения об оплате труда работников учреждения от 24.09.2014 в период с 01.01.2017 по 30.11.2017 в связи с выплатой персональных выплат, начисленных на компенсационную выплату, переплата за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, по вышеуказанным работникам, составила в общей сумме 200 181 рубль 03 копейки, в том числе по заработной плате по подстатье КОСГУ 211 - 153 748 рублей 87 копеек, по страховым взносам по подстатье КОСГУ 213 - 46 432 рубля 16 копеек, чем причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме.
В отношении пункта 3 предписания от 08.05.2018 N 101-0721 апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, учреждением в плане финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период (на 2017 год) за счет средств субсидии на иные цели предусмотрены средства на выплату государственных академических и социальных стипендий в общей сумме 6 175 509 рублей 60 копеек.
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 542-п "Об установлении нормативов формирования стипендиального фонда для выплаты студентам, обучающимся за счет средств краевого бюджета по очной форме обучения в краевых государственных профессиональных образовательных организациях, государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии" (далее по тексту - постановление Правительства края от 12.11.2014 N 542-п), приказом директора учреждения "Об установлении нормативов формирования стипендиального фонда" от 01.09.2015 N 191/2-О утверждены нормативы формирования стипендиального фонда студентам, обучающимся за счет средств краевого бюджета по очной форме обучения, академической стипендии и социальной стипендии.
С 01.09.2015 размеры стипендий с учетом районного коэффициента составили: академической стипендии - 682 рубля 50 копеек; социальной стипендии детям-сиротам - 1024 рубля 40 копеек и социальной стипендии иным категориям получателей - 682 рубля 50 копеек.
Приказом директора учреждения 14.04.2015 утверждены Положение о мерах социальной и материальной поддержки, стимулирования студентов, слушателей от 14.04.2015 N 13 (далее по тексту - Положение о мерах социальной и материальной поддержки от 14.04.2015 N 13) и положение о стипендиальном обеспечении студентов, слушателей от 14.04.2015 N 14 (далее по тексту - Положение о стипендиальном обеспечении студентов от 14.04.2015 N 14).
Учреждением размер стипендиального фонда на 2017 год рассчитан в общей сумме 6 175 509 рублей 60 копеек. В стипендиальный фонд включены выплаты академической стипендии, социальной стипендии детям-сиротам и социальная стипендия иным категориям получателей (малообеспеченные, инвалиды I, II группы и т.д.).
Разделом 3 Положения о стипендиальном обеспечении студентов N 14 и Положения о мерах социальной и материальной поддержки N 13 определен состав стипендиальной комиссии. В учреждении ведутся протоколы заседаний стипендиальной комиссии.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Положения о стипендиальном обеспечении студентов от 14.04.2015 N 14 государственная академическая стипендия студентам назначается в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации не реже, чем два раза в год.
Государственная академическая стипендия назначается студентам при отсутствии у них по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно" и академической задолженности. Назначение государственной академической стипендии студентам осуществляется в течение десяти рабочих дней после прохождения промежуточной аттестации приказом директора по представлению стипендиальной комиссии, оформленного в виде протокола.
При наличии средств в стипендиальном фонде академическая стипендия может быть назначена студентам:
- обучающимся на "отлично", в размере до десяти минимальных стипендий (минимальная - равна величине одной государственной академической стипендии);
* обучающимся на "хорошо" и "отлично" или на "хорошо", - в размере до восьми минимальных стипендий.
Таким образом, указанные стипендии назначаются студентам, обучающимся на "отлично", на "хорошо" и "отлично" или на "хорошо"; выплата указанных стипендий студентам при наличии у них по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно" и академической задолженности не допускается.
Ответчиком установлено, что в проверяемом периоде на основании приказов директора учреждения по представлению стипендиальной комиссии два раза в год назначалась и выплачивалась академическая стипендия студентам при отсутствии у них по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно" и академической задолженности.
В период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации академическая стипендия назначалась и выплачивалась всем студентам первого курса, обучающимся за счет средств краевого бюджета по очной форме обучения.
Студентам, получающим социальную стипендию, при отсутствии у них по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно" и академической задолженности, назначалась и выплачивалась академическая стипендия.
Академическая стипендия назначалась и выплачивалась согласно размерам, указанным в пункте 4.1.2 Положения о стипендиальном обеспечении студентов от 14.04.2015 N 14.
Выплата стипендий осуществлялась путем перечисления денежных средств на счета обучающихся, открытые в кредитных организациях.
В 2017 году материальная поддержка нуждающимся студентам выплачена в размере 26 001 рубль 80 копеек (0,41%) от стипендиального фонда, что не превышает размер, установленный нормативными правовыми актами (25%).
Выплата стипендий и материальной поддержки нуждающимся студентам за 2017 год за счет средств субсидии на иные цели приведена в таблице:
Наименование выплаты |
2017 года |
|
|
Количество человек получателей |
Выплаченная сумма, руб. |
Академическая стипендия "4 и 5" |
304 |
3 076 302,50 |
Академическая стипендия "5" |
51 |
667 130,00 |
Академическая стипендия 1 курс |
287 |
758 257,50 |
Социальная стипендия детям-сиротам |
39 |
297 076,00 |
Социальная стипендия малоимущим |
82 |
675 079,60 |
Социальная стипендия инвалидам I и II группы |
7 |
64537,20 |
Материальная поддержка |
8 |
26 001,80 |
Единовременное поощрение |
208 |
611 125,00 |
ИТОГО |
|
6 175 509,60 |
Согласно Разделу 9 Положения о мерах социальной и материальной поддержки N 13 одной из форм социальной поддержки студентов являются поощрения, выплата которых осуществляется за счет наличия экономии средств по специальному обеспечению студентов при условии удовлетворительной успеваемости.
Пунктом 9.1 раздела 9 Положения о мерах социальной и материальной поддержки N 13 установлено, что поощрение может быть выделено в случаях, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273, а именно:
1) за успехи в учебной деятельности (студентам, обучающимся на "отлично", "хорошо" и "отлично" или "хорошо"): - по профессиональным дисциплинам - до одной стипендии; - по результатам практики - до трех минимальных размеров стипендий на "отлично", а с результатом по практике "хорошо и отлично" и "хорошо" - до 1,5 размеров стипендии"; - по результатам ежемесячной аттестации - до одной стипендии;
2) за активную общественную деятельность: - до одной стипендии - за помощь классному руководителю, участие внутритехникумовских мероприятиях, работа в органах студенческого самоуправления и пр.; - до 3-х стипендий - за общественно-полезный труд в зависимости от объемов работы, организация и проведение внутритехникумовских мероприятий, участие в волонтерском движении;
3) за успехи в физкультурной, спортивной деятельности: - до одной стипендии - участие внутритехникумовских спортивных и физкультурных мероприятиях - до 3-Х до 3-х стипендий - участие и победы во внешних спортивных и физкультурных мероприятиях (районных, городских, краевых, всероссийских и пр.);
4) за успехи в научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности: - до 3-х стипендий в зависимости от уровня достижений.
На основании приказов и протоколов стипендиальной комиссии учреждения 208 студентам назначалось и выплачивалось единовременное поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической деятельности, участие в общественной жизни учреждения.
В 2017 году на основании приказов и протоколов стипендиальной комиссии студентам учреждения назначено и выплачено единовременное поощрение в общей сумме 611 125 рублей.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 обучающимся предоставляются академические права, в том числе на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно - технической, творческой, экспериментальной т инновационной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании.
Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных средств стипендиями (часть 8 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273).
Студентам могут выплачиваться следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
5) именные стипендии;
6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
7) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273).
Частью 2 статьи 36 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
5) именные стипендии;
6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
7) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 16 Закона от 26.06.2014 N 6-2519 предусмотрено, что нуждающимся студентам, обучающимся за счет средств краевого бюджета по очной форме обучения в краевых государственных профессиональных образовательных организациях, по решению краевой государственной профессиональной образовательной организации с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах стипендиального фонда может оказываться материальная поддержка.
Материальная поддержка студентам, обучающимся за счет средств краевого бюджета по очной форме обучения в краевых государственных профессиональных образовательных организациях, оказывается в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации, необходимостью санаторно-курортного лечения, смертью одного из родителей (обоих родителей), рождением ребенка одинокой матерью.
Материальная поддержка студентам выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами краевых государственных профессиональных образовательных организаций.
Размер средств краевого бюджета на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в краевых государственных профессиональных образовательных организациях, не может превышать двадцати пяти процентов предусмотренного краевой государственной профессиональной образовательной организации размера стипендиального фонда.
Краевые государственные профессиональные образовательные организации вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся (пункт 8 статьи 16 Закона от 26.06.2014 N 6-2519).
Согласно письму Минобрнауки России от 06.05.2016 N ВК-950/09 "О повышении эффективности материальной поддержки обучающихся" при определении нуждаемости обучающегося необходимо рассматривать причины, относящиеся напрямую к жизненной ситуации, в которой оказался студент, обстоятельствам, которые ухудшают его условия жизнедеятельности и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Исходя из пункта 16 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273, пункта 8 статьи 16 Закона от 26.06.2014 N6-2519, раздела 8 Положения о мерах социальной и материальной поддержки N 13, учреждение вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.
Поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности студентов предусматривается пунктом 26 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273, форма поощрения не указана.
При этом статьей 16 Закона от 26.06.2014 N 6-2519 поощрение студентов не предусмотрено.
Кроме того согласно заключенному между министерством и учреждением соглашения от 17.01.2017 N 21/и (с дополнительным соглашением от 22.12.2017 N 21/и-5) "О порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечение выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности" от 22.12.2017 (с учетом вносимых в течении года корректировок) предусмотрены средства субсидии на иные цели, не относящиеся к расходам, осуществляемым за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, а именно:
* стипендии;
* обеспечение бесплатным горячим питанием студентов, слушателей краевых государственных профессиональных образовательных организации, обучающихся за счет средств краевого бюджета;
* денежная компенсация взамен бесплатного горячего питания студентам, слушателям, имеющим право на обеспечение бесплатным горячим питанием, при прохождении учебной или производственной практики в организациях или наличии хронических заболеваний, при которых по медицинским показаниям требуется специальное (диетическое) питание.
Доводы учреждения о том, что, соблюдая академические права обучающихся, учреждение производит выплату студентам социальной поддержки (поощрений), которая осуществляется за счет наличия экономии средств по стипендиальному обеспечению студентов, основан на неверном применении действующего законодательства в силу следующего.
В рассматриваемом случае учреждение получило из бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на исполнение публичных обязательств - выплату академических и социальных стипендий, которые были использованы (в размере 611 125 рублей) учреждением на выплату единовременных (поощрительных) стипендий за активное участие в общественной, культурно-массовой, спортивной жизни студенческого сообщества, то есть на цели, не предусмотренные в рамках исполнения публичных обязательств.
Однако выплата подобного рода стипендий не является обязательной для учреждения, так как не предусмотрена действующим федеральным законодательством и законодательством Красноярского края за счет средств, выделяемых учреждению на исполнение публичных обязательств.
Назначение и выплата единовременных (поощрительных) стипендий за активное участие в общественной, культурно-массовой, спортивной жизни студенческого сообщества могли производиться за счет средств, полученных учреждением от осуществляемой им иной приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения).
Исходя из вышеизложенного, использование бюджетных средств на осуществление единовременного поощрения студентов не предусмотрено.
Следовательно, рассматриваемые выплаты не соответствует целям, предусмотренным в рамках исполнения публичных обязательств, поощрения могут быть назначены за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности.
Таким образом, учреждением в нарушение статей 34, 69.1, 78.1 БК РФ, статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, статьи 16 Закона от 26.06.2014 N 6-2519, соглашения от 17.01.2017 N 21/и (с дополнительным соглашением от 22.12.2017 N 21/и-5) "О порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)", заключенного Министерством образования Красноярского края и учреждением, и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2017 год производилась выплата стипендий студентам в виде единовременного поощрения за счет средств субсидии на иные цели, чем причинен ущерб Красноярскому краю в сумме 611 125 рублей.
Факт наличия выявленных нарушений бюджетного законодательства, отраженных в указанном предписании, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 13.04.2018, платежными поручениями, списками перечисляемой в банк зарплаты, расчетными листками, перерасчетами).
Правильность приведенного в оспариваемом предписании расчета ущерба в сумме 921 398 рублей 81 копейка, причиненного краевому бюджету в 2017 году, заявителем не опровергнута.
Поскольку материалами дела подтверждается неправомерное (незаконное) использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания сотрудникам учреждения, выделенных из краевого бюджета в 2017 году, на оплату труда, не соответствующим квалификационным требованиям по образованию и стажу, на персональные выплаты, начисляемые на компенсационную выплату сотрудникам при совмещении профессий, выплату стипендий студентам в виде единовременного поощрения за счет средств субсидии на иные цели, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что вышеуказанная обязанность возложена на заявителя правомерно и обоснованно.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Красноярского края подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" октября 2018 года по делу N А33-16167/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16167/2018
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРАСНОЯРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ