г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А21-7423/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца: Шкляр А.В. по доверенности от 19.12.2018
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32468/2018) общества с ограниченной ответственностью "АТО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.10.2018 по делу N А21-7423/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску Калининградской областной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "АТО"
о взыскании утилизационного сбора и пени
установил:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АТО" (далее - Общество, ответчик) утилизационного сбора в сумме 780 000 рублей и пени по состоянию на 13.02.2018 в сумме 16607,50 рублей, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда от 15.10.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Общество ввезло не транспортное средство, а запасные части в виде автомобиля, в связи с чем возложенная обязанность по уплате утилизационного сбора за ввезенный товар является не законной.
В судебном заседании представитель Таможни просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и по декларации на товар N 10012210/091117/0005956 (далее - ДТ) задекларировало транспортное средство - автобус пассажирский, б/у, дизельный, марка "Mercedes-Benz" модель О405, VIN:WDB35700013082085, объем двигателя 11967 куб.см., 157 кВт, 214 л/с, полная масса 18000 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 8702101994, в графе 31 ДТ указано: "не предназначен для эксплуатации по дорогах общего пользования, предназначен для разборки на запчасти".
Товар выпущен 09.11.2017 в соответствии с заявленной таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
05.02.2018 Калининградским акцизным таможенным постом установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора в сумме 780000 руб., а также размер пени за просрочку его уплаты по состоянию на 13.02.2018 в сумме 16607,50 руб.
В связи с этим в адрес Общества направлено уведомление от 13.02.2018 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени, которое возвращено Почтой России в таможню с отметкой об истечении срока хранения.
Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не была произведена, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Указанным Постановлением N 1291 установлены порядок взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации.
Согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 N 1291 для расчета размера утилизационного сбора в отношении транспортных средств с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров (классифицируемых по коду 8702101994), с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент 5,2.
Указанным перечнем определено, что размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств с объемом двигателя свыше 10 000 куб. сантиметров равна 150 000 руб.
Судом первой инстанции установлено, что Общество в добровольном порядке не уплатило утилизационный сбор.
Размер утилизационного сбора установлен Таможней в сумме 780 000 рублей.
Порядком расчета и правильностью определения суммы утилизационного сбора проверены судами первой и апелляционной инстанции и признаны правильными.
Доводы Общества о том, что согласно указанной декларации Общество заявило Таможне не транспортное средство, а запасные части в виде автомобиля, характеристики которого были описаны в декларации, в связи с чем основания для уплаты утилизационного сбора отсутствуют, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах. Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера. Под номером 1 указываются:
наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;
сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
Сведения о предполагаемой цели использования ввозимого товара не являются обязательными и необходимыми для указания в графе 31 декларации на товары. Обязательное внесение сведений "Не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования, предназначен для разборки на запчасти", не установлено Инструкцией и в рассматриваемой ситуации являлось волеизъявлением Общества, которое не могло повлиять на решение таможенного органа о выпуске/отказе в выпуске товара.
Указание таких сведений при таможенном декларировании может являться только намерением и однозначно не свидетельствует о том, что товар разобран на запчасти, узлы и агрегаты, не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
ООО "АТО" в декларации на товары указало в графе 25 "Вид транспорта на границе" код "90", который, исходя из приложения N 3 к решению Комиссий Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378, означает "Транспортное средство, перемещающееся в качестве товара своим ходом".
Кроме того, в графе 33 деклараций указанный код ТН ВЭД ЕАЭС 8702101994 соответствует наименованию "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя; бывшие в эксплуатации; с момента выпуска которых прошло более 7 лет".
Общество в графе 31 декларации на товары указало объем двигателя транспортного средства 11967 куб. см и момент выпуска 15.03.1996, что являлось необходимым для исчисления таможенных платежей. Исходя из сведений, указанных в графе 47 декларации на товары ставка условно начисленной ввозной таможенной пошлины рассчитана из объема "3 евро/куб. см".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что осуществлен ввоз, транспортного средства, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Таможни о взыскании утилизационного сбора.
Согласно пункту 11(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в течение 15 дней с моменты выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования) является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Расчет заявленных Таможней к взысканию сумм пени за неуплату утилизационного сбора Обществом не оспорен, судом первой инстанции проверен, признан правильным.
Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (п. 15(1)).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование о взыскании пени в размере 16607,50 рублей за период с 25.11.2018 по 13.02.2018, а также пени с 14.02.2018 по день фактического исполнения Обществом обязанности по уплате утилизационного сбора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 октября 2018 года по делу N А21-7423/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АТО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7423/2018
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "АТО"