город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2019 г. |
дело N А32-14947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - представителя Лотниковой Н.П. по доверенности от 14.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сочинская марка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N А32-14947/2018 (судья Данько М.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сочинская марка" (ИНН: 2317027439 /ОГРН: 1022302720219),
к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН: 2320034940/ ОГРН: 1022302919374),
администрации города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН: 2320037148 /ОГРН: 1022302934367),
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сочинская марка" (далее - ООО "Сочинская марка", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент), администрации города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконными действия Департамента имущественных отношений администрации города Сочи по отказу 27.02.2018 в предоставлении муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в отношении земельного участка, находящегося муниципальной собственности, с кадастровым номером 23:49:0402008:84, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, ул.Просвещения, 128, по основанию, изложенному в письме от 27.02.2018;
- возложить на администрацию города Сочи (ОГРН 1022302934367, ИНН 2320037148) обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402008:84 площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Просвещения, 128 в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Сочинская Марка";
- возложить на Департамент имущественных отношений администрации города Сочи (ОГРН 1022302919374 ИНН 2320034940) обязанность подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Сочинская Марка" в десятидневный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402008:84 площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Просвещения, 128 в аренду, проект договора аренды указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сочинская марка" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что для эксплуатации принадлежащего обществу здания кафе-бара был заключен договор аренды от 08.07.2003 земельного участка площадью 362 кв.м. Поскольку границы земельного участка площадью 362 кв.м. проходят непосредственно по границам строения, его эксплуатация только с использованием данного земельного участка невозможна. На основании решения городской депутатской комиссии по земельным вопросам (протокол от 03.06.2004 N 6), положительного заключения Комитета архитектуры и градостроительства, постановления главы г.Сочи N 853 от 10.03.2005, с ООО "Сочинская марка" был заключен договор аренды земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84. Т.о. собственник земельного участка в лице своих уполномоченных органов установил тот факт, что земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84 необходим для эксплуатации здания кафе-бара. Нормативные акты не содержат запрета предоставлять необходимую территорию не в виде одного земельного участка, а нескольких. Положения ст. 271 ГК РФ, п.п.9 п.2 ст. 39.6, ст.39.20 ЗК РФ не предусматривают заключение договора аренды на участок, который необходим для использования объекта недвижимости только в случае наличия действующего договора аренды на тот же участок. Заявителю принадлежит право на заключение договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов.
Департамент и администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель ООО "Сочинская марка" поддержал доводы апелляционной жалобы и ходатайство о назначении экспертизы по вопросу о том, является ли земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84 необходим для эксплуатации здания кафе-бара расположенного по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения 128.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Сочинская марка" предоставлены в аренду земельный участок площадью 362 кв.м. по договору N 4900002888 от 08.09.2003 для эксплуатации здания кафе-бара на 20 посадочных мест по ул.Просвещения, 128 в Адлерском районе г.Сочи, договор зарегистрирован 29.09.2003 сроком до 01.06.2052 г. (л.д.99-103 т.1) и земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84, расположенный по адресу: ул.Просвещения, 128 в Адлерском районе г.Сочи, по договору N4900004727 от 30.07.2008 для благоустройства без права строительства каких-либо зданий и сооружений, сроком до 10.03.2010 г. (л.д.7-11 т.1).
На земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84, объекты недвижимости отсутствуют.
В обоснование необходимости земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84 для эксплуатации принадлежащего обществу недвижимого имущества - здания кафе-бара общество представило выписку из протокола заседания городской депутатской комиссии по земельным вопросам от 03.06.2004, градостроительное заключение Комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи от 23.08.2004 N 356, постановление главы города Сочи от 10.03.2005 N853 "О корректировке границ земельного участка общества с ограниченной ответственностью "Сочинская марка" по ул.Просвещения, 128 Адлерского района города Сочи для обеспечения эксплуатации здания кафе-бара и проведения работ по благоустройству, которым утвержден проект границ земельного участка площадью 962 кв.м. и постановлено к ранее представленному земельному участку площадью 362 кв.м. дополнительно представить в аренду земельный участок площадью 600 кв.м. (л.д.16-21 т.1).
При этом, как следует из выписок из ЕГРН от 27.03.2018 земельный участок площадью 362 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:308 с разрешенным использованием "для эксплуатации здания кафе-бара на 20 посадочных мест" поставлен на государственный кадастровый учет 09.08.2000, право собственности муниципального образования город-курорт Сочи зарегистрировано 27.07.2017 (л.д.76-78 т.1), земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84 с разрешенным использованием "объекты общественного питания" поставлен на государственный кадастровый учет 09.07.2008, право собственности муниципального образования город-курорт Сочи зарегистрировано 27.04.2010 (л.д.21-23 т.1).
Согласно пояснениям представителя общества земельный участок площадью 362 кв.м. сформирован фактически по границам стены здания кафе-бара, в связи с чем, его эксплуатация без земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402008:84 невозможна.
ООО "Сочинская марка" обратилось в департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением N 29012018-2306556-23-1923 от 29.01.2018 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402008:84 площадью 600 кв. м. в аренду для благоустройства и обеспечения эксплуатации кафе-бара.
Письмом от 27.02.2018 Департамент в предоставлении услуги обществу отказал, поскольку предметом заключения нового договора аренды должен выступать земельный участок по действующему договору аренды. В отношении испрашиваемого участка такой договор отсутствует.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 01 марта 2015 года регулируется главой V.1. Земельного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приобретение таких участков в собственность или в аренду.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 ЗК РФ.
Такое решение, в частности, принимается, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что из приведенных норм закона следует, что в титульное владение предоставляется земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества. Нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена передача в аренду по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса РФ смежного земельного участка, даже если он необходим для использования строения. В случае если для использования имущества его собственнику необходим земельный участок большей площади, он вправе ставить перед уполномоченными органами вопрос об образовании земельного участка такой (необходимой) площади и конфигурации.
Согласно статье 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.6 ЗК РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ,
При доказанности обществом доводов об образовании земельного участка площадью 362 кв.м. с разрешенным использованием "для эксплуатации здания кафе-бара на 20 посадочных мест" с нарушением положений ст. 11.9 ЗК РФ, в т.ч. непосредственно по стене здания кафе-бара, без учета площади необходимой для проездов к нему и площади, необходимой для организации обслуживания, ремонта стен здания, его крыши и других конструктивных элементов, а также прохода проезда к нему, требование о понуждение к предоставлению в аренду смежного земельного участка без проведения торгов, является ненадлежащим способом защиты прав.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков.
Судом первой инстанции учтено, что общество не основывалось на договоре аренды испрашиваемого участка от 30.07.2008 N 4900004727, а также не ссылалось на пункт 4 статьи 29.6 ЗК РФ. Поскольку до вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (декабрь 2008 года) распоряжение земельными участками, находящимися в границах округов санитарной охраны курорта Сочи осуществлялось территориальным подразделением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие признаков ничтожности договора аренды от 30.07.2008 N 4900004727 (статьи 166, 168, 209 и 608 Гражданского кодекса),
Поскольку спорный земельный участок свободен от недвижимого имущества истца, право на получение такого участка в аренду без соблюдения публичных процедур действующим законодательством не предусмотрено, заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав, при таких обстоятельствах выводы эксперта по вопросу о необходимости испрашиваемого земельного участка для эксплуатации кафе-бара, не могут повлиять на результат рассмотрения дела в связи с чем, правовых оснований для проведения судебной экспертизы по заявленным обществом вопросам не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N А32-14947/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14947/2018
Истец: ООО Сочинская марка
Ответчик: Администрация г Сочи-исполнительно распорядительный орган МО, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи, Департамент городского хозяйства администрации города Сочи, Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи