Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2019 г. N Ф07-1871/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А56-109425/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Фомин В.Е. по доверенности от 26.09.2018
от ответчика (должника): Альшанников Д.О. по доверенности от 27.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31459/2018) ООО "КОНТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2018 по делу N А56-109425/2018 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "КОНТ"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления N 08-193 от 22.08.2018
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Конт" (далее - общество, ООО "Конт") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 22.08.2018 по делу об административном правонарушении N 08-193 по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку судом доказательств, представленных в материалы дела, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Управление представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель административного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки 12.07.2018 в складских помещениях ООО "Конт" по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 59 В, здание главного корпуса, назначение: литер Г, этаж 1, пом. N 1 (S=213,4 кв.м), N 2 (S=210,0 кв.м), N 3 (S=33,6 кв.м), N 5 (S=154,1 кв.м), N 11 (S=430,4 кв.м) в программных средствах Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сформирован отчёт об объёмах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по состоянию на 18.06.2018, 20.06.2018. В рамках проводимой проверки осуществлена процедура выборочной сверки наличия фактического количества алкогольной продукции на складе ООО "Конт" с данными, зафиксированными организацией в ЕГАИС.
В результате сверки установлено, что остатки алкогольной продукции (по состоянию на 18.06.2018) по следующим наименованиям: Водка "Русская валюта", Виски "Баллантайнс", Пивной напиток "Со вкусом Джин-Тоника", Пивной напиток "Со вкусом Лимона", Пивной напиток "Со вкусом Белого винограда", Пивной напиток Виндар "Со вкусом Джин-Тоника" не соответствуют данным ЕГАИС на 18.06.2018, так же остатки алкогольной продукции по наименованиям: Пивной напиток "Со вкусом Джин-Тоника", Пивной напиток "Со вкусом Лимона", Пивной напиток "Со вкусом Белого винограда", Пивной напиток Виндар "Со вкусом Джин-Тоника" не соответствуют данным ЕГАИС на 20.06.2018.
В ходе проверки произведена также сверка информации о сроках фиксации сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС, зафиксированной ООО "Конт", по результатам которой установлено, что ООО "Конт" осуществил фиксацию сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС по ТТН от 23.12.2017 N 119764 - 25.12.2017, по ТТН от 28.12.2017 N 122455-29.12.2017, то есть после выезда транспортного средства с алкогольной продукцией с территории ООО "Конт". Кроме того, Обществом не зафиксированы в ЕГАИС ТТН на отгрузку алкогольной продукции: от 08.02.2018 N 15082, от 09.02.2018 N15481.
На основании изложенного, должностным лицом Управления составлен протокол N 08-193 от 17.08.2018 и вынесено Постановление о привлечении ООО "Конт" N 08-193 от 22.08.2018 к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ.
Общество не согласилось с постановлением Управления о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ и отсутствия существенных нарушений процедуры привлечения Общества к ответственности со стороны административного органа.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 данного Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, в соответствии с пунктом 4 которых учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459).
Согласно подпункту 1 пункта 4, подпунктам 14, 23 и 24 пункта 6 Правил N 1459 организации, осуществляющие производство и (или) оборот продукции, обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС информацию об объемах (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции; сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека); сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Закона, запрещаются.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что на складе Общества находилась на хранении алкогольная продукция, количество которой не соответствует данным, зафиксированным им в ЕГАИС.
Кроме того установлен факт фиксации сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС по ТТН от 23.12.2017 N 119764 - 25.12.2017, по ТТН от 28.12.2017 N 122455-29.12.2017, то есть после выезда транспортного средства с алкогольной продукцией с территории ООО "Конт". ТТН на отгрузку алкогольной продукции от 08.02.2018 N 15082, от 09.02.2018 N15481 в ЕГАИС не зафиксированы.
Судом также установлено, что сверка и перечет конкретных наименований алкогольной продукции проведены Управлением в соответствии с требованиями процессуального закона в рамках государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом публично-правовых обязанностей в сфере законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ч.1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ч. 1.1. ст. 23 Закона N 171-ФЗ Федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);
2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;
3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами;
4) государственный контроль (надзор) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.
Согласно ч.1 ст. 23.1 Закона N 171-ФЗ под государственным надзором за соблюдением обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается деятельность уполномоченного органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований осуществляющими деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения их проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность указанного уполномоченного органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Согласно п.2 ч.2 ст. 10 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Согласно п.5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Согласно отчету о результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами от 05.06.2018, на основании задания, утвержденного заместителем руководителя Управления Николаева Д.А. от 01.06.2018 N 10-01, проведен анализ информации, содержащейся в ЕГАИС. В результате проведенных мероприятий выявлены остатки алкогольной продукции в количестве 6 210 229 шт.
На основании п.5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ вынесено мотивированное представление от 13.06.2018 N у2-мп10/01 по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации, содержащейся в ЕГАИС и декларациях об объёмах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объёме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, анализа документов, полученных в результате проведения мероприятий государственного контроля.
Проверка произведена Управлением на основании приказа от 13.06.2018 N 430. Проведение внеплановой выездной проверки согласовано прокуратурой Новгородской области (письмо от 14.06.2018).
Таким образом, проверка проведена административным органом при наличии к тому достаточных оснований и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При проведении проверки присутствовал представитель ООО "Конт" Воробьева Д.В., действовавшая на основании доверенности от 01.01.2018. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено в присутствии генерального директора Общества Моисеева А.В.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Размер административного штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2018 по делу N А56-109425/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Конт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109425/2018
Истец: ООО "КОНТ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу