Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2019 г. N Ф01-1884/19 настоящее постановление оставлено без изменения
17 января 2019 г. |
А43-24999/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2018 по делу N А43-24999/2018, принятое судьей Волчанской И.С. по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Нижегородский Губернский колледж", о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода в поступившем ходатайстве просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Нижегородский Губернский колледж" (далее - Учреждение, страхователь) 03.11.2016, своевременно, в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода (далее - Управление, Фонд, страховщик, заявитель) представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за октябрь 2016 года в отношении 342 застрахованных лиц. Указанные сведения были приняты Фондом без каких-либо замечаний (л.д.62-71).
Ввиду произошедшего технического сбоя при передаче данных персонифицированного учета за октябрь 2016 года, фактически направленный 03.11.2016 файл, содержащий сведения о 342 застрахованном лице, выгрузился у страховщика не полностью, а только в отношении 192 застрахованных лиц.
Факт отсутствия сведений персонифицированного учета за октябрь 2016 года в отношении половины работников был выявлен Фондом только в сентябре 2017 года, о чем было сообщено страхователю 18.09.2017.
Учреждением 03.10.2017 была представлена в Фонд отчетность по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года с типом "дополняющая" в отношении 149 застрахованных лиц, в числе которых указана Парегина Зинаида Васильевна, являющаяся получателем страховой пенсии по старости.
Указывая о том, что в отчетности за октябрь 2016 года, представленной страхователем 03.11.2016, сведения о застрахованном лице - Парегиной Зинаиде Васильевне отсутствовали и ей страховщиком были произведены выплаты страховой пенсии с учетом индексации с 01.01.2017, Фонд направил в адрес Учреждения письмо от 21.11.2017 с требованием об оплате переплаты Парегиной З.В. за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в сумме 5 948 руб. 66 коп.
В связи с неоплатой страхователем указанной суммы Фонд обратился с заявлением в суд о взыскании с Учреждения убытков в виде излишне понесенных расходов на выплату страховой пенсии Парегиной З.В. в период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в сумме 5948 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), суд посчитал, что Фондом не доказана причинно-следственная связь между действиями Учреждения и понесенными Фондом расходами.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Фонд отмечает, что сведения о застрахованном лице Парегиной З.В. в представленном 03.11.2016 отчете за октябрь 2016 года по форме СЗВ-М с типом "исходная" отсутствовали.
Подробно позиция Фонда изложена в апелляционной жалобе.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. В силу пункта 1 части 10 статьи 18 указанного закона размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, в случае, если Фонд по состоянию на 01.02.2016 располагает сведениями о том, что пенсионер является работающим, корректировка и индексация его пенсии не производится.
В силу статьи 7 Федерального закона N 385-ФЗ факт осуществления пенсионером работы по состоянию на 01.02.2016 устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
С 01.04.2016 в Федеральный закон N 27-ФЗ внесены изменения -введена обязанность по представлению упрощенной формы ежемесячной отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан ежемесячно, не позднее 10-го числа (а с 01.01.2017 не позднее 15-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М, в том числе о гражданах, принятых на работу, либо уволенных с нее в отчетном месяце.
На основании данной формы отчетности орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений пунктов 1-3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступили в силу с 01.05.2016 (пункт 3 статьи 9 Федерального закона N 385-ФЗ), поэтому в силу пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона N400-ФЗ начиная с 01.05.2016 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом Пенсионного фонда ежемесячно, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных работодателями.
Таким образом, подтверждение факта работы пенсионера возложено на страхователя, в рассматриваемом случае - на Учреждение.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
При этом под такой суммой понимается сумма страховой пенсии, которая должна выплачиваться пенсионеру в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в условиях неосуществления им работы.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае установления фактов излишней выплаты пенсионерам сумм пенсии Фонд производит устранение данной ошибки путем принятия решения о прекращении выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (пункт 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Суд первой инстанции установил, что как в первоначально представленных сведениях, так и в дополняющих сведениях страхователем были представлены в составе отчетности сведения о Парегиной З.В.(соответственно, порядковый номер 219 и 98).
Кроме того, на дату представления страхователем сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая" им уже были своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2016 года, а также отчетность по форме РСВ-1 за 4 квартал 2016 года, срок представления которой не позднее 15.02.2017.
Поэтому Управление имело возможность ранее установить факт неполной выгрузки отправленного страхователем своевременно файла, содержащего отчетность по форме СЗВ-М.
Суд обоснованно указал, что Фонд, при получении от страхователя формы СЗВ-М за октябрь 2016 года, не содержащей информации практически о половине работников Общества, ранее (в предыдущем месяце) работавших на предприятии, должен был направить в адрес Учреждения соответствующее требование о предоставлении пояснений и устранении имеющихся расхождений незамедлительно, однако этого сделано не было.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ Фонд не представил в материалы дела доказательств наличия причинно-следственной связи между представлением страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2016 года и выплатой пенсии в излишнем размере за период с января по август 2017 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Фонда по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2018 по делу N А43-24999/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24999/2018
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"