Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2019 г. N Ф07-4261/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А21-6485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Вербянская А.Б. по доверенности от 05.06.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31682/2018) ООО "Северо-Западной топливной компании" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2018 по делу N А21-6485/2018 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ООО "Северо-Западной топливной компании"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
об отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-западная топливная компания" (ИНН 3915503238, ОГРН 1113926040690, место нахождения: 236006, Калининградская область, город Калининград, проспект Московский, дом 182, литера Г, офис 329; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене вынесенного Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (ИНН 3906976260, ОГРН 1153926037165, место нахождения: 236007, Калининградская область, город Калининград, улица Д.Донского, дом 1; далее - Министерство) постановления от 14.12.2017 года N 192 о назначении административного наказания по делу N 188/17 об административном правонарушении.
Решением суда от 29.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что в его действиях отсутствует событие и состав вмененного административного правонарушения, поскольку пользование недрами осуществлялось в соответствии с лицензией, предусматривающей геологические изучение песка строительного на месторождении "Дворки", нарушения технологического процесса отсутствуют, поскольку на момент проведения проверки в сентябре-октябре 2017 проект еще не был утвержден. Также податель жалобы ссылается на положения пункта 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является держателем лицензии от 27.06.2016 серии КЛГ 80056 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении "Дворки". Участок недр расположен на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ Калининградской области РФ" и имеет статус горного отвода. Срок окончания действия лицензии - 01.12.2026.
В качестве приложения 1 к означенной лицензии указан договор об условиях пользования недрами при разведке и добыче песка строительного на месторождении "Дворик".
В сентябре-октябре 2017 года на основании обращения жителей поселка Ушаково Гурьевского района Калининградской межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу законности добычи общераспространенных полезных ископаемых вблизи поселка Ушаково Гурьевского района.
В ходе проверки установлено, что вблизи поселка Ушаково Гурьевского района на основании постановления Правительства Калининградской области от 15 июня 2016 года N 298 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" Калининградской области, для разведки и добычи песка строительного на месторождении "Дворки", при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению указанного участка недр" разработку месторождения песчано-гравийного материала осуществляло Общество.
Прокуратурой 27 сентября 2017 года при участии специалиста Министерства проведен осмотр месторождения песка "Дворки" и песчано-гравийного материала "Западно-Ушаковское", установлено проведение вскрышных работ, добыча песка строительного с помощью земснаряда, отгрузка добытого песка в автосамосвалы с последующей транспортировкой за пределы территории карьера.
Установив нарушение Обществом пунктов 12 и 14 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой и составной частью лицензии КЛГ 80056 ТЭ, а также требований статей 11, 12, пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах),14.12.2017 должностным лицом Министерства вынесено постановление N 192 по делу N 188/17, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным Министерством постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере недропользования. Объективная сторона правонарушения состоит в пользовании недрами с нарушением лицензионных условий либо требований утвержденного технического проекта. Субъектом правонарушения являются лица, использующие недра с нарушением лицензионных условий. Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Частью 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, владельцы лицензии несут ответственность за соблюдение ее условий.
Пунктом 10 части второй статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Податель жалобы считает, что в действиях Общества отсутствует событие и состав вмененного административного правонарушения, поскольку пользование недрами осуществлялось в соответствии с лицензией, предусматривающей геологические изучение песка строительного на месторождении "Дворки", нарушения технологического процесса отсутствуют, поскольку на момент проведения проверки в сентябре-октябре 2017 проект еще не был утвержден.
Означенный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Обществом, в нарушение пункта 12 договора в установленные сроки не представлена в Министерство геологическая отчетность: по форме федерального государственного статистического наблюдения N 5-ГР-ежегодно, в срок до 5 февраля; по форме федерального государственного статистического наблюдения N2-ТП (рекультивация) - ежегодно, в срок до 1 февраля; по форме федерального государственного статистического наблюдения N70-тп - ежегодно, в срок до 25 января.
Также в соответствии с пунктом 14 договора Общество приняло на себя обязательства в срок до 01.07.2017 заключить соглашение с Администрацией муниципального образования "Гурьевский городской округ" об осуществлении взаимодействия на основании социально-экономического соглашения, заверенная копия которого представляется в Министерство и становиться неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами. В нарушение установленного срока такое соглашение заключено 01.08.2017.
Помимо этого, в нарушение пункта 14 договора Общество не проинформировало Министерство об изменении сведений о пользователе недр, в части изменений о месте нахождения юридического лица, в течение 15 дней с даты внесения таких изменений.
Таким образом, Обществом нарушены требования действующего законодательства и условий лицензии, что повлекло отсутствие актуальной информации о пользователе недр, о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых на предоставленном участке недр.
Также Министерством проведена государственная экспертиза отчета о результатах разведки в пределах месторождения "Дворки", с подсчетом запасов по состоянию на 01.06.2017, выполненного на основании "Проекта на разведку песка строительного на месторождении "Дворки".
Прокуратурой 27 сентября 2017 года при участии специалиста Министерства проведен осмотр месторождения песка "Дворки" и песчано-гравийного материала "Западно-Ушаковское" и установлено проведение вскрышных работ, добыча песка строительного с помощью земснаряда, отгрузка добытого песка в автосамосвалы с последующей транспортировкой за пределы территории карьера.
При этом не исполнено условие лицензии, предусмотренное пунктом 14 договора о приведении в соответствие с действующим законодательством земельных отношений до начала проведения геологоразведочных, а также работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы на месторождении "Дворики", не приведя земельные участки с кадастровыми номерами 39:03:071015:171, 39:03:071015:168, 39:03:071015:11, 39:03:071015:10, 39:03:071015:173, 39:03:071015:172 в категорию земель специального назначения для разведки и добычи песка строительного.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт неисполнения указанных требований Закона о недрах и Лицензионных условий.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Общество в своей деятельности имело возможность не нарушать требования пунктов 12 и 14 лицензионного соглашения об условиях разведки и добычи песков на участке недр месторождения "Дворки", расположенного на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ", являющегося неотъемлемой и составной частью лицензии N КЛГ 80056 ТЭ, и соответственно требований статьи 11, пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и вины Общества в его совершении.
Также апелляционным судом проверено соблюдение Министерством процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности, и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Срок привлечения к административной ответственности соблюден.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 188/17 Общество уведомлено надлежащим образом.
Определение от 31 октября 2017 года N 232 о назначении времени и места рассмотрения указанного дела получено Обществом 04.12.2017 года в соответствии с уведомлением (почтовое отправление N 23603514100542). Законный представитель Общества для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представил.
Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении направлено Министерством заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу Общества 15.12.2017.
По истечении установленного срока хранения конверт возвращен в Министерство 24.01.2018 года. Следовательно, оспариваемое постановление вступило в законную силу 04.02.018 года.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношении с лицами, добросовестно полагавшимися на данные об адресе юридического лица, полученные из реестра, ссылаться на информацию об адресе, не внесенную в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в Единый государственный реестр юридических лиц в результате неправомерным действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение только при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о возможности замены наказания на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, подлежит отклонению, поскольку суду первой инстанции не представлено доказательств того, что Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рассматриваемом случае заявителю назначен штраф в размере 300 000 рублей, то есть в минимальном пределе санкции инкриминируемой статьи.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2018 по делу N А21-6485/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6485/2018
Истец: ООО "Северо-Западная топливная компания"
Ответчик: Мининстерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области