г. Чита |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А10-3198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2018 года по делу N А10-3198/2018 (суд первой инстанции - Борхонова Л.В.),
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (ОГРН 1080317000543 ИНН 0317009080, далее - заявитель, комитет) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037 ИНН 0323062117, далее - УФК, управление) о признании недействительным представления от 16 мая 2018 года N 02-12-34/24-1624.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Лобанова Снежанна Михайловна.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2018 года по делу N А10-3198/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что оспариваемое представление вынесено в отношении ненадлежащего лица. Кроме того, истец считает, что вынесенное представление не соответствует закону, поскольку представленные Лобановой С.М. документы соответствовали подпункту "а" пункта 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного Приложением N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 и подпункту "а" пункта 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 N 235.
Управление в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 06.12.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия в соответствии с приказом от 07.02.2018 N 92 в период с 15.03.2018 по 06.04.2018 в отношении муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" проведена внеплановая камеральная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" государственной программы Российской Федерации государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (ИКМ 2018-ВК.000.0007-0200.007) за 2016 год (т.1 л.д.87-88).
В ходе проверки выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля. В частности нарушены: абзац четвертый статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт "а" пункта 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного Приложением N 4 к Федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, подпункт "а" пункта 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 N 235, пункты 1.1., 2.2.7 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального и республиканского бюджетов, заключенного между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и Муниципальным образованием "Северо-Байкальский район", от 28.04.2016 N 04УРСТ-2016. Нарушения в денежном выражении совершены на сумму 339 337 руб., дата совершения - 14.06.2016 (т.1 л.д.40).
По результатам выявленных нарушений Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия составлен акт выездной проверки от 31.05.2018 (т.1 л.д.58-70) и в адрес МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" вынесено представление от 16 мая 2018 года N 02-12-34/24-1624 (т.1 л.д.1013). В представлении указано на необходимость рассмотреть в срок до 20.07.2018 информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, а именно: провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета в части соблюдения целевого использования указанных средств.
Полагая, что представление не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и других органов.
Статья 266.1 БК РФ предусматривает, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Таким образом, проверка в отношении администрации проведена в соответствии с действующим законодательством, оспариваемое представление вынесено уполномоченным должностным лицом.
Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 года", Федеральной целевой программой "Устойчивое" развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Программа), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (Приложение N 3 к Программе), Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия, от 30.03.2016 N 200/10-с, Соглашением о предоставлении субсидии из федерального и республиканского бюджетов, заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Минсельхозпрод РБ) и Муниципальным образованием "Северо-байкальский район", от 28.04.2016 N 04УРСТ-2016 (далее - Соглашение) в 2016 году за счет средств федерального бюджета бюджету муниципального образования "Северо-байкальский район" на реализацию мероприятия Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предоставлена субсидия в размере 932 819,18 рублей по КБК 08210032570050180521.
В силу подпункта "а" пункта 33 Типового положения, утвержденного Приложение N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2016 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Типовое положение), подпункта "а" пункта 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 N 235 "О реализации в Республике Бурятия федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598" (далее - Положение N 235), право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Лобанова Снежанна Михайловна обратилась в Администрацию муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия с заявлением от 11.09.2015 о включении неполной молодой семьи в состав участников Мероприятия с приложением документов, перечень которых установлен п. 39 Типового положения и п. 37 Положения N 235.
Письмом от 30.03.2016 N 886 администрация направила в Минсельхозпрод РБ сводный список участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности.
05.04.2016 Лобановой С.М. выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N 11 МС СБ (т.1 л.д.122-123). МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" платежным поручением от 14.06.2016 N 585168 Лобановой С.М. перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 339 337 рублей на приобретение жилья.
Согласно информации Вагонного участка "Северобайкальск" - пассажирского вагонного депо "Иркутск" - структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" от 29.03.2018 N 205В, предоставленной по запросу управления от 16.03.2018 N 82-12-34/24-816, Лобанова С.М. в период с 10.09.2014 по 31.12.2016 являлась работником данной организации по основному месту работы.
Вагонный участок "Северобайкальск" расположен на территории муниципального образования "город Северобайкальск" и не является учреждением агропромышленного комплекса или социальной сферы, расположенным в сельской местности.
Таким образом, как верно установлено управлением и судом первой инстанции в ходе проверки, на момент обращения за социальной выплатой (11.09.2015) Лобанова С.М. не соответствовала условию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 33 Типового положения и подпунктом "а" пункта 31 Положения N 235, а именно не работала по трудовому договору в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Следовательно, Администрацией муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия не соблюдены требования абзаца четвертого статей 162, 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в не осуществлении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных Лобановой С.М. с заявлением о включении неполной молодой семьи в состав участников Мероприятия в соответствии с п. 39 Типового положения и п. 37 Положения N 235, в результате чего было допущено нецелевое использование средств федерального бюджета в размере 339 337 рублей на социальную выплату гражданину, не имеющему права на ее получение.
Таким образом суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое предписание является законным, соответствующим требованиям закона, обоснованным и исполнимым.
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемое представление вынесено в отношении ненадлежащего лица, подлежит отклонению.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10:2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Северо-Байкальский район", утвержденным Решением Совета депутатов муниципального образования "Северо-Байкальский район" от 30:11.2017 N 398-V, Комитет не является органом местного самоуправления, будучи структурным органом Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район", осуществляющим вспомогательные функции в интересах обеспечения работы исполнительно распорядительного органа местного самоуправления.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение осуществляет полномочия получателя бюджетных средств, т.е. является самостоятельным участником бюджетного процесса (статья 152 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ на получателя бюджетных средств возложено такое бюджетное полномочие как обеспечение результативности, целевого характера использования бюджетных ассигнований (в редакции, действовавшей в спорный период - абзац 4 статьи 162 БК РФ).
По результатам проверки установлено и не оспаривается заявителем жалобы то, что платежная операция по перечислению субсидии на приобретение жилья из средств федерального бюджета Лобановой Снежане Михайловне согласно платежному поручению от 14.06.2016 N 585168 произведена непосредственно Комитетом, который, в свою очередь, также являлся и получателем средств субсидии по Соглашению от 28.04.2016 N 04УРСТ-2016 (т.1 л.д.33).
Таким образом, оспариваемое представление в отношении участника бюджетного процесса с полномочиями получателя бюджетных средств, совершившего конкретную расходную платежную операцию, вынесено в отношении надлежащего лица.
Согласно Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного Приложением N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 N 235, правильность оформления представленных молодыми семьями и молодыми специалистами документов, а также достоверность содержащихся в них сведений проверяют органы местного самоуправления.
Поскольку осуществление Комитетом спорной платежной операции, не отвечающей признакам целевого расходования бюджетных средств, стало следствием того, что гражданкой Лобановой С.М. в целях получения субсидии представлены документы, содержащие недостоверные сведения, которые в нарушение пункта 21 Типового положения и пункта 21 Положения N 235 не были надлежащим образом проверены, постольку вывод суда первой инстанции о несоблюдении Администрацией муниципального образования "Северо-Байкальский район" требований абз. 4 ст. 162, ст. 306 Бюджетного кодекса Российской Федераций и неосуществлении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Лобановой С.М., в результате чего было допущено нецелевое использование средств федерального бюджета соответствует фактическим обстоятельствам дела с учетом системы построения органов местного самоуправления (комитет является функциональным структурным органом органа местного самоуправления).
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2018 года по делу N А10-3198/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3198/2018
Истец: Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным хозяйством
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: Лобанова Снежана Михайловна