Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2019 г. N Ф09-1354/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А76-29154/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обвинцевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Остроленское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2018 по делу N А76-29154/2018 (судья Командирова А.В.),
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного Управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Юлия Николаевна (удостоверение N 1579, доверенность N2 от 26.12.2018).
муниципального унитарного предприятия "Остроленское жилищно-коммунальное хозяйство" - Дрогушев Тимофей Валерьевич (паспорт, доверенность от 23.11.2018).
Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заявитель, ГУ "ГЖИ Челябинской области", жилищная инспекция) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Остроленское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - заинтересованное лицо, МУП "Остроленское ЖКХ", предприятие) об аннулировании лицензии от 29.04.2015 N 0378.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.11.2018 (резолютивная часть вынесена 01.11.2018) заявленные требования удовлетворены.
Выданная муниципальному унитарному предприятию "Остроленское жилищно-коммунальное хозяйство" лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015 N 0378 аннулирована.
С муниципального унитарного предприятия "Остроленское жилищно-коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение спора в арбитражном суде в размере 6000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, МУП "Остроленское ЖКХ" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с краткой апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у него отсутствовала возможность присутствия в судебном заседании и предъявить документы, подтверждающие необоснованность требований заявителя.
В судебном заседании от МУП "Остроленское ЖКХ" поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней, а также возражениях на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" 29.04.2015 МУП "Остроленское ЖКХ" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 0378. Лицензия предоставлена на основании решения лицензионной комиссии Челябинской области от 29.04.2015, бессрочно и действует на территории Челябинской области (л.д. 8).
Постоянно действующей лицензионной комиссией Челябинской области для обеспечения деятельности органа регионального государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Челябинской области (далее - лицензионная комиссия) 19.07.2018 проведено заседание, на котором принято решение об обращении ГУ "ГЖИ Челябинской области" в суд с заявлением об аннулировании лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Челябинской области выданных хозяйствующим субъектам, в том числе МУП "Остроленское ЖКХ", в связи с отсутствием в течение шести месяцев в реестре лицензий Челябинской области сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Решение лицензионной комиссии оформлено протоколом от 19.07.2018 N 47 (л.д. 13-16).
На основании указанного решения лицензионной комиссии ГУ "ГЖИ Челябинской области" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований об аннулировании лицензии.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированием является деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 Закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии; лицензия действует бессрочно.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 названного закона, лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации (ч. 1 ст. 201 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
Положениями ст. 199 Жилищного кодекса Российской Федерации определена следующая последовательность действий аннулирования лицензии по решению суда: исключение органом жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирном (многоквартирных) доме (домах) по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации; установление факта исключения из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирном (многоквартирных) доме (домах), общая площадь помещений в которых составляет 15 и более % от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд; рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии (наличие указанных выше условий); подача органом государственного жилищного надзора в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии; принятие судом решения об аннулировании лицензии; прекращение действия лицензии со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом ч. 1 ст. 197 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований: для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации; о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации; о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии; о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии; о внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 1 статьи 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.10.2014 N 186 создана постоянно действующая лицензионная комиссия Челябинской области для обеспечения деятельности органа регионального государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Челябинской области и утвержден порядок работы лицензионной комиссии (далее - Порядок).
Подпунктом 4 пункта 4 Порядка к полномочиям лицензионной комиссии отнесено принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ГУ "ГЖИ Челябинской области" 29.04.2015 МУП "Остроленское ЖКХ" выдана лицензия N 0378 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензия предоставлена предприятию бессрочно и действует на территории Челябинской области.
19.07.2018 лицензионной комиссией проведено заседание, на котором установлено, что в реестре лицензий по управлению многоквартирными домами Челябинской области отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет в числе прочих, лицензиат - МУП "Остроленское ЖКХ".
При этом, факт отсутствия в реестре лицензий по управлению многоквартирными домами Челябинской области в течение шести месяцев сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет МУП "Остроленское ЖКХ", подтвержден представленными в материалы дела копиями соответствующих разделов государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д. 9-12, 40), из которых усматривается, что с 11.01.2018 (дата вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") по 19.07.2018, т.е. более шести месяцев, в реестре лицензий отсутствует указанная информация.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, установленный жилищным законодательством, порядок аннулирования лицензии инспекцией соблюден надлежащим образом, следовательно, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Ссылка апеллянта на отсутствие возможности присутствия представителя в заседании суда первой инстанции и необходимости представления суду доказательств, судебной коллегией отклоняется, поскольку МУП "Остроленское ЖКХ" ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представило доказательств необходимости личного предоставления каких-либо документов.
Более того, возражения, как и копии документов, представленные в суд апелляционной инстанции, могли быть представлены заинтересованным лицом суду любым иным способом, однако МУП "Остроленское ЖКХ" своим правом не воспользовалось и уважительность причин невозможности представления копий документов, в суд первой инстанции не подтвердило.
При этом, судебная коллегия отмечает, что заинтересованное лицо было надлежащим образом извещено судом первой инстанции о рассмотрении дела в судебном заседании по существу, что подтверждается уведомлением о вручении от 05.10.2018 (л.д. 44а).
Согласно части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат - МУП "Остроленское ЖКХ", в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку апеллянтом представлена краткая апелляционная жалоба, в которой конкретных обоснованных доводов не содержится.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд с апелляционной жалобой МУП "Остроленское ЖКХ" излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 05.12.2018 N 145).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ эта сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2018 по делу N А76-29154/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Остроленское жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Остроленское жилищно-коммунальное хозяйство" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению N 145 от 05.12.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-29154/2018
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МУП "ОСТРОЛЕНСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"