г. Челябинск |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А47-8107/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новотроицкие Кабельные Сети "НоКС" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 октября 2018 г. по делу N А47-8107/2018 (судья Сердюк Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Новотроицкие Кабельные Сети "НоКС" (далее - заявитель, ООО "НоКС", общество) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роскомнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 14.06.2018 N П-56/0/75-нд/144643/1/10 об устранении выявленного нарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.10.2018 (резолютивная часть объявлена 18.10.2018) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ее податель ссылается на то, что возложенная на общество обязанность по установке оборудования АС "Ревизор" исполнена, однако оборудование давало сбои в работе, в связи с чем, ФГУ "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" не видел его в сети. О существующей проблеме общество неоднократно извещало Роскомнадзор. Правом собственности на данное оборудование общество не обладает, законом обязанность по его обслуживанию и ремонту не возложено на операторов связи, в связи с чем, общество считает, что не имеет право вмешиваться в его работу.
ООО "НоКС" (далее также - апеллянт, податель жалобы) полагает, что согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" АС "Ревизор" не является оборудованием, которое общество обязано устанавливать, так как данное оборудование является средством мониторинга доступности ресурсов глобальной сети.
От Управления Роскомнадзора поступил отзыв на апелляционную жалобу на апелляционную жалобу, в котором административный орган возражает по доводам общества, просит оставить решение суда без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание лиц, участвующих в деле не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "НоКС" имеет лицензию на оказание телематических услуг связи от 24.10.2016 N 144643, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и, соответственно, является оператором связи.
В адрес Управления поступило обращение Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области (далее - УФСБ РФ по Оренбургской области), что по имеющейся в УФСБ России по Оренбургской области информации оператором связи ООО "НоКС", оказывающим услуги доступа в сеть "Интернет" на территории г. Новотроицка, в нарушение требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), не обеспечена установка в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в том числе экстремистского характера.
В связи с этим Управление ФСБ РФ по Оренбургской области просило о проведении внеплановой проверки в отношении оператора связи ООО "НоКС" для принятия мер в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
С целью проверки информации, поступившей от УФСБ РФ по Оренбургской области Управлением Роскомнадзора, было организовано мероприятие систематического наблюдения в отношении владельца лицензии на оказание телематических услуг связи N 144643 ООО "НоКС" (приказ от 22.05.2018 N 73-нд).
В результате данного мероприятия Управлением Роскомнадзора выявлено нарушение обязательных требований в области связи, установленных пунктом 5 статьи 46 Закона о связи, не обеспечена установка в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (акт систематического наблюдения от 01.06.2018 N А-56/0/73-нд/58).
В соответствии с приказом Управления Роскомнадзора от 01.06.2018 N 75-нд в отношении ООО "НоКС" была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Новотроицкие кабельные сети "НоКС" предоставляет телематические услуги связи на территории г. Новотроицка в соответствии с лицензией от 24.10.2016 N 144643, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В ходе проведенного внепланового мероприятия систематического наблюдения, с целью проверки информации, поступившей из УФСБ РФ по Оренбургской области (вх. N 4838/56 от 17.05.2018 г.), в отношении ООО "НоКС" выявлено нарушение пункта 5 статьи 46 Закона о связи, в части не исполнения обязанностей по установке технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В ходе внеплановой документарной проверки рассмотрен результат внепланового систематического наблюдения, а также документы, имеющиеся в Управлении Роскомнадзора. Так, было рассмотрено письмо прокуратуры г. Новотроицка от 26.04.2018 вх. N 4027/56, согласно которому ООО "НоКС" после установки Агента АС "Ревизор" был подготовлен и передан в радиочастотную службу для подписания соответствующий акт приема-передачи оборудования.
В филиал ФГУП "ГРЧЦ" в ПФО был направлен запрос о предоставлении информации о причинах не подписания акта передачи, подготовленного ООО "НоКС". Филиалом ФГУП "ГРЧЦ" в ПФО опровергнута информация, представленная ООО "НоКС" прокуратуре г. Новотроицка, что после установки Агента АС "Ревизор" был подготовлен и передан в радиочастотную службу для подписания соответствующий акт приема-передачи оборудования.
В результате проведения внеплановой документарной проверки Управлением выявлено нарушение ООО "НоКС" обязательных требований пункта 5 статьи 46 Закона о связи, в части не исполнения обязанностей по установке технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
ООО "НоКС" по результатам внеплановой документарной проверки в целях устранения нарушения пункта 5 статьи 46 Закона о связи, в части не исполнения обязанностей по установке технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", выдано предписание от 14.06.2018 N П-56/0/75-нд/144643/1/10.
Акты по результатам мероприятия систематического наблюдения, а также внеплановой документарной проверки были своевременно направлены в адрес ООО "НоКС" и ими получены 18.06.2018 (отчет об отслеживании с почтовым идентификатором 46002622306357).
Не согласившись с указанным предписанием, считая его незаконным, нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, в котором просило признать выданное предписание недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением Роскомнадзора предписание выдано законно и обоснованно.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В силу условий пункта 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N149-ФЗ), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
Пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Согласно пункту 2 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в результате проверки Управлением выявлено нарушение обязательных требований в области связи, установленных пунктом 5 статьи 46 Закона о связи, не обеспечена установка в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона N 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данный факт подтверждается материалами дела, в том числе: приказом о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "НоКС" от 01.06.2018 N 75-нд, приказом о проведении внепланового систематического наблюдения от 22.05.2018 N 73-нд, актом проверки от 14.06.2018 N А-56/0/75-нд/65, сведениями о результатах документарной проверки (приложение N 1 к акту), справкой о результатах проверки (приложение N 2), актом систематического наблюдения от 01.06.2018 N А-56/0/73-нд/58, протоколом мониторинга от 23.05.2018.
При таких обстоятельствах, оспоренное предписание Управления Роскомнадзора, содержащее требование об устранении указанных нарушений, следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований.
Ссылка апеллянта на то, что законом обязанность по обслуживанию и ремонту оборудования АС "Ревизор" не возложена на операторов связи, судом не может быть принята во внимание, поскольку закон не освобождает оператора связи от обязанности обеспечить исправное состояние оборудования.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым подчеркнуть, что согласно пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Довод апелляционной жалобы о том, что АС "Ревизор" не является оборудованием, которое общество обязано устанавливать, поскольку данное оборудование является средством мониторинга доступности ресурсов глобальной сети, а не техническим средством контроля, судом отклоняется на основании следующего.
Процедура предоставления операторам связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", технических средств контроля за соблюдением ими требований, установленных статьями 15.1 - 15.4 Федерального закона N 149-ФЗ установлена приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 17.07.2014 N 103 (зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.11.2014, регистрационный номер 34896, далее - Приказ).
Согласно Приказу технические средства контроля предоставляются радиочастотной службой операторам связи в безвозмездное пользование. Передача технических средств осуществляется на основании акта, составляемого после установки технического средства на узле связи сети связи оператора связи и проверки его взаимодействия с информационными системами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно статье 41 Закона о связи средства связи, используемые в сетях связи общего пользования, подлежат обязательной сертификации. Согласно сертификату соответствия регистрационный N ОС-1-СУ-0496 оборудование АС "Ревизор" применяется на сети связи общего пользования в качестве оборудования автоматизированных систем мониторинга сетей электросвязи.
Как правильно указал суд первой инстанции, данный довод является неверными и противоречащими действующим нормам законодательства о связи.
Таким образом, суд арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 октября 2018 г. по делу N А47-8107/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новотроицкие Кабельные Сети "НоКС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8107/2018
Истец: ООО "Новотроицкие Кабельные Сети "НоКС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области