г. Пермь |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А60-53006/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В. Г.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ответчика, Администрации Асбестовского городского округа
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 22 ноября 2018 года,
принятое судьей Классен Н.М. в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-53006/2018
по иску Министерства инвестиций и развития Свердловской области (ИНН 6658461241, ОГРН 1146658014975)
к Администрации Асбестовского городского округа (ИНН 6603004126, ОГРН 1026600629230)
о взыскании 136 200 руб.
установил:
Министерство инвестиций и развития Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Асбестовского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 136200 руб. долга, подлежащего возврату в бюджет Свердловской области за нарушение обязательств, установленных Соглашением N 06-2016-20 от 14.03.2016 о предоставлении субсидии из областного бюджета Свердловской области в бюджет Асбестовского городского округа на софинансирование подпрограммы 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года" в 2016 году.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 ноября 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены, с Администрации в пользу Министерства инвестиций и развития Свердловской области взысканы денежные средства в сумме 136 200 руб., подлежащие возврату в бюджет Свердловской области за нарушение обязательств, установленных соглашением N 06-2016-20 от 14.03.2016 о предоставлении субсидии из областного бюджета Свердловской области в бюджет Асбестовского городского округа на софинансирование подпрограммы 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года" в 2016 году.
Администрация, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворений требований Министерства отказать.
В обоснование доводов администрация указывает, что суд не дал надлежащую оценку п. 17 порядка предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, в 2016 - 2020 годах (приложение N 7 к государственной программе Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП (ред. от 04.02.2016) "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года" (далее - порядок предоставления субсидий), согласно которому соглашение заключенное между истцом и ответчиком должно заключаться по вышеуказанной форме, согласно приложения N 3. Применительно к соглашению, заключенному между истцом и ответчиком, по состоянию на 1 января текущего финансового года, постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 975-ПП, изменились индивидуальные показатели результативности использования субсидий. Суду необходимо было учитывать, что с 01.01.2017 действует иные индивидуальные показатели результативности использования субсидий, а пункт 29 Порядка предоставления субсидий, предусматривал выяснение нарушений действующих индивидуальных показателей именно на дату 1 января, а не 31 декабря. Также, по мнению Администрации, судом неверно применены нормы материального права, так как к данным к правоотношениям, возникшим из Порядка предоставления субсидий и соглашения, подлежали применению нормы бюджетного законодательства. Ни порядок предоставления субсидий, ни соглашение не предусматривают, что к правоотношениям сторон, вытекающим из них, применяется гражданское законодательство Российской Федерации.
Министерство представило письменный отзыв по возражениям администрации, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством инвестиций и развития Свердловской области и Администрацией Асбестовского городского округа заключено соглашение от 14 марта 2016 года N 06-2016-20 о предоставлении субсидии из областного бюджета Свердловской области в бюджет Асбестовского городского округа на софинансирование подпрограммы 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года" в 2016 году (далее - соглашение).
Согласно условиям соглашения истец предоставляет субсидию в размере 1 273 000 руб., а ответчик обеспечивает софинансирование мероприятий в соответствии с перечнем, объемом и достигаемыми результатами, указанными в соглашении.
Истец свои обязательства выполнил в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 22.03.2016 г N 123.
Администрация Асбестовского городского округа свои обязательства по Соглашению выполнила не в полном объеме, что подтверждается письмами Администрации Асбестовского городского округа от 20.01.2017 N 44-04-258/7 "О предоставлении отчета по реализации Соглашения о предоставления субсидии", от 19.01.2018 N 44-04-257/8 "О регистрации субъектов малого предпринимательства из числа участников программы "Школа бизнеса".
Пунктом 1.2 соглашения определены мероприятия, на реализацию которых направлена субсидия, а также определены результаты, достигаемые в ходе выполнения мероприятий.
Одним из двух показателей результативности субсидируемой услуги "Развитие молодежного предпринимательства - "Школа бизнеса" является регистрация не менее 4 субъектов малого предпринимательства из числа участников программы "Школа бизнеса", защитивших бизнес-планы, в текущем году и в году, следующем за годом реализации мероприятия. Фактическое значение показателя - 1 человек. Таким образом, достигнутый результат по данной услуге составил 25%.
В соответствии с п. 3.6 соглашения в случае, если Администрацией по состоянию на 01 января года, следующим за текущим финансовым годом, допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, предусмотренных пунктом 1.2 Соглашения, Администрация обеспечивает возврат субсидии в доход бюджета, из которого она была ранее предоставлена.
Размер средств, подлежащих возврату, определяется в соответствии с п. 29 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, в 2016-2020 годах (далее - порядок), являющегося приложением N 7 к государственной программе "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-1111.
В соответствии с пунктом 30 порядка (в редакции от 29.12.2017, действовавшей на момент направления расчета в адрес Администрации Асбестовского городского округа), в случае если муниципальным образованием по состоянию на 1 января текущего финансового года допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, муниципальное образование обеспечивает возврат субсидии в доход бюджета, из которого она была ранее предоставлена.
Размер средств субсидий, подлежащих возврату, определяется в зависимости от достижения уровня установленных значений индивидуальных показателей результативности использования субсидий в рамках реализации мероприятий.
Истцом был произведен расчет объема средств, подлежащих возврату в бюджет Свердловской области из бюджета муниципального образования, допустившего нарушения указанных обязательств, на основании представленных ответчиком отчетных форм о достижении показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 1 января 2017 года и 1 января 2018 года осуществлен
Размер подлежащих возврату денежных средств составил 136 200 руб.
Срок возврата определен п. 3.5 соглашения, согласно которому субсидии должны быть возвращены в бюджет в течение первых 15 рабочих дней года, следующего за текущим финансовым годом.
В указанный срок Администрация Асбестовского городского округа не осуществила возврат средств.
Истец направил в адрес ответчика письма от 23.03.2018 и от 14.06.2018 с расчетами и требованием о перечислении денежных средств.
Согласно п. 3.1 соглашения субсидии должны быть возвращены в срок не превышающий 10 календарных дней с момента получения требования о возврате субсидий.
Указанное требование до настоящего времени не выполнено.
Невыполнение условий соглашения в части нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии Администрацией Асбестовского городского округа явилось основанием для предъявления требований о возврате средств предоставленной субсидии.
Судом принято вышеприведенное решение.
Ответчик по доводам жалобы настаивает, что решение подлежит отмене, в удовлетворении требований Министерства следует отказать.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы).
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, между Министерством инвестиций и развития Свердловской области и Администрацией Асбестовского городского округа заключено соглашение от 14 марта 2016 года N 06-2016-20 о предоставлении субсидии из областного бюджета Свердловской области в бюджет Асбестовского городского округа на софинансирование подпрограммы 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года" в 2016 году (далее - соглашение).
В соответствии с п. 1.2. соглашения субсидия предоставляется на реализацию мероприятий Программы с достижением установленных показателей, в том числе на услугу "Развитие молодежного предпринимательства - "Школа бизнеса".
Реализация субсидированной услуги "Школа бизнеса", направленной на развитие молодежного предпринимательства, характеризуется двумя индивидуальными показателями результативности использования субсидии в рамках реализации данной работы (услуги): количество участников проекта "Школа бизнеса" из числа школьников и студентов; количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства из числа участников проекта "Школа бизнеса", защитивших бизнес-планы.
Индивидуальные показатели установлены подпунктом 4 пункта 3 приложения N 2 (Условия отбора муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, бюджетам которых предоставляются субсидии из областного бюджета на софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства) порядка предоставления субсидий из областного бюджета на развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, расположенных в Свердловской области, в 2016 - 2020 годах (далее - порядок), являющегося приложением N 7 к государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-1111 "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа).
Данный Порядок был введен постановлением Правительства Свердловской области от 22.10.2015 N 961-ГШ "О внесении изменений в государственную программу Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2004 N 1002-ПП", и действовал на момент заключения соглашения.
Условиями отбора муниципальных образований (приложение N 2 к приложению N 7 государственной программы) устанавливаются направления расходования субсидии, мероприятия, работы и услуги, выполняемые по данным направлениям, а также поименованы устанавливаемые индивидуальные показатели результативности использования субсидии в рамках реализации каждой работы (услуги).
Однако конкретные цифровые показатели условиями отбора не устанавливаются.
Для участия в отборе муниципальные образования представляют в Министерство заявку.
Форма заявки установлена приложением N 1 к порядку отбора муниципальных образований.
Администрацией при формировании заявки на участие в отборе муниципальных образований указываются уже конкретные цифровые значения показателей результативности, которые Администрация планирует достичь при исполнении каждого мероприятия в случае заключения соглашения.
Представленные муниципальными образованиями заявки на предоставление субсидий рассматриваются комиссией с участием муниципальных образований.
Сумма субсидии, перечень мероприятий, цифровые значения показателей результативности фиксируются в протоколе заседания комиссии.
Так, сумма субсидии, перечень мероприятий и цифровые значения показателей, определенные по результатам рассмотрения заявки Администрации, зафиксированы в протоколе заседания комиссии по отбору муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, в 2016 году.
На основании протокола с Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что второе значение показателя "количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства из числа участников проекта "Школа бизнеса", защитивших бизнес-планы" равно одному; так, из числа участников программы "Школа бизнеса" лишь один защитил бизнес-план и зарегистрировался в качестве субъекта малого предпринимательства (письмо Администрации от 19.01.2018 N 44-04-257/8 "О регистрации субъектов малого предпринимательства из числа участников программы "Школа бизнеса"), тогда как в соглашении в качестве индивидуального показателя установлено - не менее 4 субъектов.
Поскольку второй индивидуальный показатель результативности использования субсидии в рамках реализации данной услуги составил 25%, истец на основании п. 3.6 соглашения произвел расчет сумм субсидии, подлежащей возврату (данный пункт является отсылочным к п. 29 порядка (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22.10.2015 N 961-1111), который содержит формулу расчета) направив ответчику 23.03.2018 требование о возврате средств субсидии в связи с нарушениями обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии произведенного Министерством расчета суммы субсидии, подлежащей возврату как условиям соглашения.
В апелляционной жалобе Администрация настаивает, что применительно к соглашению, заключенному между истцом и ответчиком, по состоянию на 1 января текущего финансового года, постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 975-ПП, изменились индивидуальные показатели результативности использования субсидий, в связи с чем с 01.01.2017 действует иные индивидуальные показатели результативности использования субсидий, а пункт 29 Порядка предоставления субсидий, предусматривал выяснение нарушений действующих индивидуальных показателей именно на дату 1 января, а не 31 декабря, что судом первой инстанции при вынесении решения принято во внимание не было.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 975-ПП, применительно к обстоятельствам настоящего спора.
Действительно в государственную программу в части индивидуальных показателей результативности постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 975-ПП внесены изменения, вместе с тем положения указанного постановления от 29.12.2016 N 975-ПП не распространяются на отношения возникшие из ранее заключенных договоров. Вопреки позиции заявителя жалобы, соответствующих положений постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 975-ПП не содержит, при этом дополнительных соглашений к соглашению в части изменения показателей результативности между Администрацией и Министерством не заключалось.
Вопреки позиции доводам жалобы, показатель результативности "количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства из числа участников проекта "Школа бизнеса", защитивших бизнес-планы" по условиям соглашения необходимо было достигнуть в текущем году (2016) и в году, следующем за годом реализации мероприятия (2017), вместе с тем показатель результативности в полном объеме не достигнут, что и послужило основанием для направления Министерством в адрес ответчика уведомления о возврате субсидии.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Изложенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), распределение судебных расходов по ее уплате по настоящему делу судом не производится.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 ноября 2018 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-53006/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53006/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА