г. Самара |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А65-28862/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2018 года по делу N А65-28862/2018 (судья Хасаншин И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району (ОГРН 1021602499896, ИНН 1651020369), город Нижнекамск Республики Татарстан,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан (ОГРН 1021602498763, ИНН 1651028696), город Нижнекамск Республики Татарстан,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району (далее - заявитель, страхователь, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан (далее - Пенсионный фонд, ответчик) о признании недействительным решения N 013S19180019724 от 27 августа 2018 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 28.11.2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд, апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.06.2018 г. работником Управления МВД России по Нижнекамскому району были направлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за отчетный период 05 месяца.
18.06.2018 г. в 10:59 час. Пенсионным фондом было направлено по телекоммуникационным каналам связи сообщение об исправлении ошибки по отчету, а именно в графе отчетный период был ошибочно указан отчетный период 06, которое было прочитано заявителем 20.06.2018 г. в 10:50 час.
Как указывает Пенсионный фонд и не оспаривает заявитель, отчет за май 2018 г. был направлен ответчику лишь 11.07.2018 г., при установленном сроке 18.06.2018 г.
По данному факту был составлен акт от 13.07.2018 г. N 013S18180017885 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в ответ на который заявителем были направлены возражения, а по результатам рассмотрения акта, материалов проверки, а также возражений страхователя, было принято решение N 013S19180019724 от 27.08.2018 г. о привлечении заявителя к ответственности в виде штрафа в размере 45 500 руб. за совершение нарушения законодательства РФ, выразившегося в несвоевременном представлении ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М.
Считая решение недействительным, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные страхователем требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) заявитель является страхователем.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 7-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, следующие сведения: 1. страховой номер индивидуального лицевого счета; 2. фамилию, имя и отчество; 3. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные п. 2 - 2.2 указанной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ. Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В силу ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Частью 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Закона, применение финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Законом N 27-ФЗ предусмотрено только применение порядка взыскания финансовых санкций, аналогичного порядку, указанному в ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, применение иных правовых норм законодательства о страховых взносах при реализации законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете Законом N 27-ФЗ не предусмотрено. Обязанность учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения при наложении финансовых санкций, указанным законом не предусмотрена.
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 г. N 766н (далее - Инструкция N 766н) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ (протокол проверки).
Страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с п. 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, в случае выявления ошибок в представленных ранее сведениях о застрахованных лицах по форме отчетности "исходная" страхователь вправе исправить выявленные ошибки посредством представления дополняющей формы отчетности за данный отчетный период.
Исходя из вышеперечисленных разъяснений следует, что исправлению подлежат такие ошибки как: несоответствие представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствие отчетности по форме и формату, установленным Пенсионным фондом РФ.
В рассматриваемом случае заявителем представлены отчеты за май и июнь 2018 г. по форме СЗВ-М "исходная" в отдельности. Ошибки в отчетах по форме СЗВ-М "исходная" за май и июнь 2018 г. не выявлены, представленные отчеты заявителя приняты, о чем свидетельствуют представленные протоколы проверок. Самим заявителем дополняющая форма не представлялась, оба отчета представлены по форме "исходная", то есть как первоначально поданные.
Более того, возможность исправления периода представления отчетности посредством представления дополняющей формы отчетности законом не предусмотрена.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
Судом правильно установлено, что сведения в отношении 91 застрахованных лиц за май 2018 г. должны быть представлены не позднее 18.06.2018 г., тогда как представлены лишь 11.07.2018 г., то есть с нарушением срока.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Пенсионный фонд обоснованно привлек страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не содержит оснований для снижения размера финансовых санкций, подлежащих уплате страхователями, виновными в совершении нарушений законодательства РФ о страховых взносах.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.01.2016 г. N 2-П указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В данном случае, заявителем заявление о снижении размера назначенного штрафа не заявлено и обстоятельства смягчающие ответственность, не указаны.
Учитывая вышеизложенное, суд правильно посчитал, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого решения или уменьшения суммы штрафа.
Доводы жалобы о своевременном представлении сведений за май 2018 г. отклоняются апелляционным судом как необоснованные, исходя из следующего.
В п. 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ, утв. Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.10.2007 г. N 190р (далее - Технология обмена документами), определен порядок информационного обмена.
Согласно положениям Технологии обмена документами факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ, которую абонент-страхователь получает в течение 2 рабочих дней с момента отправки электронного документа и сохраняет ее.
Факт приема документов органом Пенсионного фонда РФ фиксируется соответствующим протоколом контроля, который направляется в адрес страхователя в течение четырех рабочих дней с момента отправки сведений в орган Пенсионного фонда РФ.
Если в протоколе контроля содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
В рассматриваемом случае представленные заявителем 13.06.2018 г. сведения о работающих в отделе застрахованных лицах были представлены государственному органу за отчетный период "06" (июнь) 2018 г. и соответственно не могут быть приняты за май 2018 г. Сведения о работающих в отделе застрахованных лицах за май 2018 г. представлены Пенсионному фонду лишь 11.07.2018 г.
Указанный факт подтверждается протоколами проверки отчетности страхователя по форме СЗВ-М за июнь 2018 г. тип "исходная" и по форме СЗВ-М за май 2018 г. тип "исходная" (л.д. 60, 65).
Об ошибочном указании периода представления отчета указано самим заявителем в своем заявлении, а поэтому факт представления сведений за май 2018 г. в установленный законом срок документально не подтвержден.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2018 года по делу N А65-28862/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28862/2018
Истец: Управление Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району , г.Нижнекамск
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан, г.Нижнекамск