город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2019 г. |
дело N А32-15169/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от заявителя: представителя Ярославского М.Б. по доверенности от 03.05.2018; индивидуального предпринимателя Косенко Игоря Анатольевича, лично;
в отсутствии иных лиц, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Косенко Игоря Анатольевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2018 по делу N А32-15169/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Косенко Игоря Анатольевича
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
при участии третьих лиц: Управления муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район, Администрации муниципального образования Красноармейский район
о признании незаконным отказа,
принятое в составе судьи Николаева А.В.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Косенко И.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) в присоединении объектов придорожного сервиса (станция технического обслуживания и моечных пунктов на четыре поста, торгового павильона, автостоянка, СТО, магазин, рынок), размещенных на земельном участке с кадастровым номером 23:13:0602006:349 к автомобильной дороге х. Трудобеликовский - х. Тиховский на участке км. 4+425 слева, фактически расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Красноармейский район, х. Турковский, ул. Краснолесская, д. 12, выраженный в письме N 60.09.01-76/18-11 от 21.03.2018; обязать министерство устранить, допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район, Администрация муниципального образования Красноармейский район
Решением от 26.10.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отказ министерства признан законным.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Жалоба мотивирована тем, что выводы министерства о том, что принадлежащий предпринимателю земельный участок и расположенный на нем СТО и моечные пункты на четырех постах и торговый павильон площадью 240 кв.м. находятся в придорожной полосе участка федеральной автомобильной дороги, противоречит п. 1 ст. 26 Закона об автомобильных дорогах, поскольку для автомобильных дорог, расположенных в населенных пунктах, придорожные полосы не устанавливаются, поскольку вышеуказанные объекты не находятся в границах полосы отвода федеральной автодороги. Также податель жалобы ссылается на то, что в случае размещения автомобильных дорог в населенных пунктах их необходимо проектировать в соответствии с требованиями СНиП "Автомобильные дороги" с учетом особенностей, предусмотренных СП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Распоряжением заместителя председателя суда - председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 09.01.2019, в связи с назначением Смотровой Н.Н. Указом Президента Российской Федерации от 30.12.2018 на должность судьи Арбитражного суда Центрального округа, дело для рассмотрения было передано судье Соловьевой М.В.
Заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
В судебном заседании представитель предпринимателя настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав предпринимателя и его представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предпринимателем получено разрешение на строительство N 23-RU23514307-42-2015 от 21.08.2015, согласно которого разрешение выдано в соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU23514307-002-0007-0000377 от 22.10.2008 Администрации Трудобеликовского сельского поселения Красноармейского района с учетом проектной документацией "Реконструкция жилого дома в станцию технического обслуживания (СТО) автомобилей по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, Трудобеликовское сельское поселение, хутор Трудобеликовский, ул. Краснолесская, 12" N 508/15 от 15.07.2015, выданнойМУП "Архитектурно-градостроительный центр Брюховецкого района" и Градостроительного задания (заключение) N 5 от 31.01.2008 для предварительного согласования вопроса изменения вида разрешенного использования земельного участка предназначенного "для ведения личного подсобного хозяйства" и переводу его на вид разрешенного использования "для размещения объекта транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта" - придорожного комплекса (станция технического обслуживания и моечных пунктов на четыре поста, торгового павильона, автостоянка, СТО, магазин, рынок) расположенного в 160 метрах по направлению на северо-восток от ориентира х. Турковский", утвержденный Главой Трудобеликовского сельского поселения Красноармейского района N 508 от 22.10.2008 и заключение о результатах публичных слушаний от 11.07.2008.
Земельный участок с кадастровым номером 23:13:0602007:0091 принадлежит предпринимателю на праве аренды, расположен вдоль автодороги, ведущей к х. Турковский, на расстоянии 25 метров от автодороги Тимашевск Славянск-Крымск, с южной стороны на расстоянии 20 метров, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", площадью 12 000 кв.м., назначение земельного участка: для размещения объекта транспортной инфраструктуры автомобильного транспорт; - придорожного комплекса (станция технического обслуживания и моечных пунктов на четыре поста, торгового павильона, автостоянка, СТО, магазин, рынок, включен в Трудобеликовское сельское поселения Красноармейского района.
Предприниматель обратился в Министерство с заявлением о выдаче согласия на присоединение объектов придорожного сервиса (станция технического обслуживания и моечных пунктов на четыре поста, торгового павильона, автостоянка, СТО, магазин, рынок), размещаемых на земельном участке с кадастровым номером 23:13:0602006:349 к автомобильной дороге х. Трудобеликовский - х. Тиховский на участке км. 4+425 слева, фактически расположенный по адресу: Россия. Краснодарский край, Красноармейский район, х. Турковский, ул. Краснолесская, д. 12.
Письмом N 60.09.01-412/16-11 от 27.10.2016 Министерством отказано в выдаче согласия на присоединение объектов придорожного сервиса ввиду того, что доступ к объектам придорожного сервиса с автомобильных дорог IV технической категории возможен не чаще, чем через 600 метров.
21.02.2018 предприниматель повторно обратился в министерство с аналогичным заявлением о даче согласия на присоединение объектов придорожного сервиса (станция технического обслуживания и моечных пунктов на четыре поста, торговый павильон, автостоянка, СТО, магазин, рынок), размещаемых на земельном участке с кадастровым номером 23:13:0602006:349 к автомобильной дороге х. Трудобеликовский - х. Тиховский на участке км 4+425 слева.
По результатам рассмотрения заявления министерством отказано в присоединении указанных объектов, согласно письмо N 60.09.01-76/18-11 от 21.03.2018.
Полагая отказ министерства незаконным, предприниматель обратился в суд.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя ввиду следующего.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Приказом Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 21.06.2016 N 278 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача согласия на присоединение объектов дорожного сервиса, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса, строительство, реконструкцию в границах придорожных полос объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края".
Пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено понятие придорожных полос автомобильных дорог - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденный Постановлением Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.03.2017 N 161, предусматривает, что в придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; объектов дорожного и придорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей; инженерных коммуникаций.
Довод предпринимателя относительно того, что автомобильная дорога х. Трудобеликовский - х. Тиховский на участке 4+425 км слева, к которой примыкает земельный участок заявителя расположена в границах населенного пункта, в связи с чем придорожные полосы не устанавливаются, поскольку вышеуказанные объекты не находятся в границах полосы отвода федеральной автодороги, рассмотрен судом первой инстанции и отклонен ввиду следующего.
Как следует из схемы, представленной министерством в материалы дела, в отношении данной дороги установлены полосы отвода федеральной автодороги.
Согласно представленной в материалы дела ситуационной схемы, рассматриваемая в рамках настоящего дела дорога не находится в границах населенного пункта.
Вышеуказанное подтверждается сведениями, содержащимися в Публичной кадастровой карте, а также установлено судом в ходе исследования общедоступных источников (https://www.google.ru/maps).
Согласно сведениям, содержащимся в общедоступных источниках, земельный участок расположен вне границ х. Турковский, о чем свидетельствует установленный дорожный знак - конец населенного пункта.
Кроме того, как не оспаривается предпринимателем и подтверждается министерством, данная дорога отнесена к IV технической категории автомобильных дорог.
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ для автомобильных дорог четвертой категории устанавливаются придорожные полосы в размере пятидесяти метров.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 марта 2017 года N 161 утвержден порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
Согласно указанному порядку доступ к объектам придорожного сервиса с автомобильных дорог IV технической категории возможен не чаще, чем через 600 м.
Учитывая, что устройство рассматриваемого примыкания на участке км 4+425 слева предполагается выполнить рядом с существующими примыканиями на участках км 4+459 справа (к кафе) и км 4+233 справа (к АЗС) расстояние до которых 34 м и 192 м соответственно, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности отказа министерства в присоединении объектов придорожного сервиса (станция технического обслуживания и моечных пунктов на четыре поста, торговый павильон, автостоянка, СТО, магазин, рынок), размещаемых на земельном участке с кадастровым номером 23:13:0602006:349 к автомобильной дороге х. Трудобеликовский - х. Тиховский на участке км 4+425 слева.
Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя были предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Других доказательств в обоснование заявленных требований и доводов апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции не представлено.
Довод министерства, изложенный в апелляционной жалобе, о наличии оснований для прекращения производства по делу подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Производство по делу подлежит прекращению только в случае, если имеет место тождество споров, при этом наличие либо отсутствие такого тождества устанавливается исходя из трех составляющих: круга лиц, участвующих в делах, предмета и оснований исков.
Спор будет являться тождественным, если суд установит, что сторонами рассматриваемого судом спора и спора, уже разрешенного вступившим в законную силу судебным решением, являются одни и те же лица, спор ведется о том же предмете и по тем же основаниям.
Процессуальная идентичность исков, на которой основан запрет повторного рассмотрения дела в суде, имеющий целью соблюдение принципа правовой определенности, общеобязательности вступивших в законную силу судебных актов и недопустимости их преодоления помимо установленных процедур обжалования, определяется по двум качественным характеристикам - по предмету и основанию требований.
Предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику. Основания иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. В основание иска входят лишь юридические факты, то есть факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
В рамках дела N А32-30058/2017 предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 27.10.2016 N 60.09.01-412/16-11.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2017 в удовлетворении требований отказано ввиду пропуска заявителем срока на подачу заявления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В свою очередь, причиной для обращения в суд в рамках настоящего дела, явилось несогласие заявителя с отказом министерства от 21.03.2018 N 60.09.01-76/18-11.
Таким образом, предмет исковых требований в рамках дел N А32-15169/2018 и N А32-30058/2017 не является тождественным, в связи с чем основания для прекращения производства по настоящему делу отсутствуют.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2018 по делу N А32-15169/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15169/2018
Истец: Косенко И А
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Красноармейский район, Администрация муниципального образования Красноармейский район, Управление муницип.собственности Администрации МО Красноармейский район, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН